Раздел 2. Изучение больших групп в социальной психологии
2.1. Классификация больших групп в социальной психологии. Основные методы исследования больших групп
Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Именно с этими попытками обычно связывают возникновение самой науки социальной психологии. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус, Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.
Начиная с 20-х годов ХХ века, усилия социальных психологов сместились в сферу изучения малых групп, микроструктуры общества, при этом часто выводы, полученные при исследовании малых групп, стали неправомерно распространяться на большие группы. По традиции в зарубежной социальной психологии основное внимание уделяется большим неорганизованным общностям людей, которые именуются массой, толпой, аудиторией и т.п. Проводя классификацию больших групп, большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные – организованные.
Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества. Выделяют группы по территориальному, этническому, классовому и различным демографическим признакам. Как отмечает Г.Г.Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом». Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.)»8.
Стихийные группывозникают случайно, они, как правило, кратковременныи некоторые авторы объединяют их общим названием – толпа. Толпа образуется из случайных лиц. В случае не разрешения общественных проблем толпа может начать беспорядки.
В социальной психологии выделяют разновидности стихийных групп: аудитория, митинг, публика, толпа, массы (см. схему 1).
Условные | Группы | Реальные | |||||||||||||||
Большие: | Средние: | Малые: | |||||||||||||||
─ организованные ─ стихийные | ─ организации ─ подразделения | ─ формальные ─ неформальные |
Схема 1. Классификация групп в социальной психологии
Общение в больших группах носит опосредованный (через средства массовой коммуникации) характер. К структурным явлениям психологии большой группы, которые становятся предметом изучения социальных психологов и социологов относят: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы
Обычно под менталитетомпонимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира (Г.М. Андреева). По профессиональной моралью понимают обычно систему моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.
При изучении подобных явлений социальные психологи используют методы этнографии, к анализу продуктов культуры. Полноту информации обеспечивают сравнительные, кросскультурные исследования, приемы, принятые в языкознании, а также методы традиционные для социологии.
Особую известность в связи с изучением массового сознания приобрела концепция социальных представлений С. Московичи. Социальные представления — основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта).
Другое направление в изучении больших групп – исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений. Социальный стереотип– это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (учителя, американцы и т.д.) с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Г. Тэджфел выделяет две функции социальных стереотипов на индивидуальном и две – на групповом уровне9. К индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение и т.д.); 2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному – 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и 4) идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа»).
Теджфел (1978) суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов.
1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.
3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.
4. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.
2. 2. Стихийные группы. Трансформация личности в толпе
Г. Лебон в работе «Психология народов и масс» отмечал, что в толпе всегда преобладает бессознательное – «Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. – Толпа так же легко становится героичной, как и преступной».
Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях – и притом только при этих условиях – собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты.
Одним из общих свойств толпы является необыкновенная податливость внушению. Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной. Уверенность в безнаказанности, тем более сильная, чем многочисленнее толпа, и сознание значительного, хотя и временного, могущества, доставляемого численностью, дает возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые невозможны для отдельного человека.
Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении – главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации, не требуют непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и том же месте. Вот как характеризует Г. Лебон психологические особенности толпы в своем труде «Душа толпы»10.
Элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являются причиной сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга главным образом элементами сознательного, – тем, что составляет плод воспитания или же результат исключительной наследственности. Самые несходные между собой по своему уму люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами; и во всем, что касается чувства, религии, политики, морали, привязанностей и антипатий и т.п., люди самые знаменитые только очень редко возвышаются над уровнем самых обыкновенных индивидов. Между великим математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто не замечается никакой разницы или же очень небольшая.
Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества.