Структура глобального мира
ЛЕКЦИЯ 10 КРИЗИС Глобальные ожидания и опасения человечества
О проблемах и перспективах глобализации в последние годы много говорят и пишут, идет активная дискуссия в обществе. Во всех странах мира есть как противники, так и сторонники этого процесса. С одной стороны, ширится международное протестное движение «антиглобалистов», акции которого носят иногда отнюдь не безобидный характер. С другой стороны, растет число сторонников глобализации, причем не только в развитых странах Запада. Это в основном образованные и эрудированные люди, понимающие эффективность информационной и технологической интеграции и неизбежность развития интеграционных процессов в мировом масштабе.
Поскольку тема настоящего пособия – информационная безопасность, мы сосредоточимся на возможных угрозах и опасностях в этой области, связанных с глобализационными процессами.
Потребность в поддержании определенных отношений с людьми, общении с ними – одна из базовых для человека. «Человек не мыслим без людей». Постоянно влекомые этой потребностью, мы готовы для ее удовлетворения идти все дальше, непрерывно расширяя круг общения. За этим расширением нам видится возможность получения новых впечатлений, дополнительных знаний и опыта, масштабов поддержки и самовыражения. Однако на этом пути скрыта большая опасность. Двигаясь к глобальным отношениям и надеясь на их преимущества, мы не замечаем предела, после которого обесцениваются более важные для нас семейные отношения, отношения взаимопомощи в учебном и производственном коллективах, внутриэтнические и национальные связи. Окупятся ли эти потери выгодами глобального общества?
От каждого технического достижения и каждого очередного варианта общественных перестроек и преобразований люди ждут лучшего. Но не всегда это «лучшее» входит в каждый дом, в каждую человеческую душу. Подобное происходит и в процессе выстраивания общемирового порядка. Видимо, для кого-то ожидания «лучшего» от глобализации оправдаются. Но, скорее всего, – для меньшей части человечества, причем за счет большинства.
Структура глобального мира
Развитие глобализации повлекло ускорение поляризации мира на группу наиболее развитых стран («золотой миллиард») и остальное человечество, увеличение разрыва между продвинутыми и отсталыми государствами, между богатыми и бедными.
Перестраивая якобы «несовершенный мир», идеологи глобализации стремятся к утверждению нового мирового порядка, установлению полного контроля над ресурсами планеты со стороны транснациональных корпораций, а также к управлению мировыми процессами из единого центра. Важной частью этого порядка является осуществление контроля над людьми и их размещение для лучшей управляемости по определенным стационарным уровням.
С большой долей вероятности можно утверждать, что новый мир будет иметь подобие кастового строения. Причем «деление на касты» произойдет, во-первых, между странами; во-вторых, между людьми (как внутри населения отдельных стран, так и в мире в целом).
Уже сегодня заметна дифференциация стран по трем уровням (группам).
Первый уровень – страны – «господа», основу функционирования которых составляют передовые информационные и управляющие технологии, имеющие транснациональное значение. Главные предметы их экспорта – знания, финансовые и информационные услуги. Эти страны и составят единый управляющий центр мировой цивилизации. Им будет принадлежать доминирующее место в определении характера любых преобразований в мире, в распределении его благ.
Второй уровень – страны – «рабочие лошадки» индустриального типа с относительно высокими темпами жизнедеятельности и средней интенсивностью внешних связей. Главным продуктом экспорта этих стран являются промышленные товары. Их благополучие зависит от структуры и ситуации в мире намного сильнее, чем у стран – «господ».
Третий уровень – страны – «рабы», выполняющие аграрно-сырьевые функции. Они имеют наиболее контролируемые извне связи с внешним миром. Основные продукты их экспорта – национальные сырьевые ресурсы и сельхозпродукция. Эти страны полностью зависимы от заказов и влияния развитых стран и от ситуации на мировых рынках.
Деление людей и племен на касты имеет глубокие традиции. Оно сопровождает практически всю историю человечества. Мир знал плебеев и патрициев, рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов. Все известные революции, даже прямо обещавшие «равенство и братство», не сумели отменить кастовое строение общества, а лишь, вольно или невольно, приходили к новым его вариантам. При всех разговорах о всеобщности прав и свобод человека в демократическом обществе глобальная цивилизация тоже не сможет обойтись без своего рода кастового деления.
Американский писатель О. Хаксли в романе «Прекрасный новый мир» еще в первой половине ХХ века предсказал единое технократическое общество, живущее по строго очерченным стандартам и состоящее из ряда генетически запрограммированных каст – от высших до низших. Представители каждой из них выполняют определенные функции и ведут различный по количеству и качеству благ, но в целом потребительский, образ жизни.
По мнению многих авторов, идея общемирового порядка изначально предполагает наличие в структуре нового общества трех, пусть не всегда четко выраженных, групп населения. Данное деление запрограммировано не столько биологически, сколько социально.
Первую группу образует привилегированная, относительно стабильная и достаточно закрытая часть населения. Она – владелец основных общественных богатств. У ее представителей – более высокий интеллектуальный потенциал, собственная субкультура, более высокие возможности реализации своих потребительских и поведенческих запросов за счет положения в обществе.
Вторую группу – более массовую – составляет так называемый средний класс. К этой группе населения относятся люди, заработок которых позволяет обеспечить семью. Однако для этого им приходится много трудиться (порою в 2–3 местах), не имея времени ни на что иное, кроме работы. Благодаря сконцентрированности на работе средний класс считается главной опорой государства.
По словам профессора МГУ В. П. Пугачева, среднему классу отведена роль трудолюбивого зайца, всю жизнь бегущего за привязанной впереди него красивой, сочной морковкой, которую ему лишь иногда, чаще к концу жизни с помощью больших усилий, изловчившись и оттолкнув других, удается немного откусить. Съедают ее обычно другие – организаторы соревнования. В этой погоне «зайцу» некогда задуматься о бессмысленности жизненной гонки и поднять голос против несправедливости и безнравственности самой этой затеи.
Третью группу образуют те, кому предписана роль исполнителей наиболее непривлекательных видов труда – если у них вообще есть работа. Их потребительский идеал, по мнению Пугачева, – телевизор, пиво, секс и автомобиль.
Соответствующая дифференциация будет иметь место не только в производственной сфере, но и в организации образования (особенно, при подготовке конкретных специалистов с учетом уровня и широты их будущих возможностей, т. е. функциональной специализации), культуры, досуга, перспективы участия в политической жизни и т. д.
Подобный характер развития событий таит в себе серьезные угрозы для социального прогресса в сфере прав и свобод человека и механизмов их реализации. Отдельные их проявления мы видели осенью 2005 – весной 2006 г. в Париже.