Полное взаимодействие в организации
Полное коммуникативное взаимодействие — это совокупность всех парциальных взаимодействий и взаимоотношений человека X, в которые он вступает с людьми при выполнении своих должностных или функциональных обязанностей в организации. Полное коммуникативное взаимодействие включает в себя парциальные, актуальные (диалог) и коммуникативные элементы общения человека (рис. 10).
Рис. 10. Структура коммуникации человека в организации
Социально-психологическая характеристика полного взаимодействия и взаимоотношений человека X позволяет оценить эффективность деятельности данного работника в организации. В рамках своей трудовой деятельности человек X (в зависимости от своей коммуникативной компетентности) в одних парциальных отношениях действует удовлетворительно, в других — неадекватно, в третьих — просто деструктивно, т. е. его взаимоотношения вредны для производства.
Часто эмоциональное напряжение в парциальном общении возникает из-за каких-то профессиональных проблем, но неумение людей сохранять конструктивное взаимодействие даже при очень сильных разногласиях во взглядах приводит к переносу этих разногласий на личные взаимоотношения. В результате взаимоотношения ухудшаются и человек неосознанно стремится снизить частоту своих профессиональных, парциальных взаимоотношений, т. е. по возможности начинает избегать общения с этим человеком, сведя свое взаимодействие с ним к формальному уровню. Необходимо отметить и такой важный момент полного общения, как его целостность, что означает наличие вероятности неосознанного переноса человеком одних парциальных отношений на другие. Подобный перенос проблем из одних парциальных взаимоотношений в другие может значительно снижать эффективность всей деятельности работника в организации.
В целом, исходя из сказанного, представляется важным определить необходимый базовый коммуникативный стандарт, т. е. минимальный уровень знаний и умений менеджеров, учителей, юристов, врачей, политиков — всех тех людей, эффективность профессиональной деятельности которых существенно зависит от эффективности их коммуникации. Профессиональное, вузовское обучение психологическим основам эффективной коммуникации должно, по-видимому, иметь вид поэтапной обучающей программы, состоящей из лекций и социально-психологического тренинга. В такую программу могли бы войти следующие относительно автономные, но в целом логически связанные друг с другом темы:
1-й этап. Развитие психологических способностей восприятия людьми друг друга (обычно люди воспринимают в собеседнике лишь то, что им знакомо, что они уже знают).
2-й этап. Знание особенностей процесса формирования и влияния на коммуникацию субъективного опыта, интересов, состояния и отношения (ИСО) участников (в коммуникации каждый обладает своей субъективной истиной).
3-й этап. Формирование адекватного отношения к собственным эмоциям и эмоциональному поведению собеседника в процессе коммуникации (следует различать эмоции, источником которых является объективная ситуация, от эмоций, которые рождаются от субъективных умственных ожиданий).
Задание: Охарактеризуйте и оцените коммуникации на выбранном Вами предприятии