Внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации

ЛЕКЦИЯ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - 30.03.2013 г.

1. Понятие организации. Основные элементы организации: цели, задачи, структура, технология, люди.

Внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации.

3. Виды организаций. Классификация организаций по различным признакам: форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности.

Домашнее задание:

Представить (в письменной форме) к практическому занятию № 10 ответы на тренировочный тест № 7 «Средства и методы менеджмента».

ВВЕДЕНИЕ

Новые условия развития современного общества, в которых функционируют организации:

§ Глобализация экономики.

§ Обострение рыночной конкуренции.

§ Быстрые изменения и нововведения в обществе и в экономике.

§ Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте.

§ Информация как фактор развития общества.

§ Социальная ответственность бизнеса.

§ Гуманизация труда.

1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ, ЛЮДИ

Организация - в широком смысле - это социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а в узком смысле - это объединение людей, реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения определенной цели.

Варианты понимания сущности организации:

1. Искусственный социально-экономический институт, инструмент производства материальных и духовных благ, их движения и распределения в
обществе (в форме объединения физических или юридических лиц).

2. Координирующий процесс управления.

3. Структурная упорядоченность взаимосвязей элементов системы, объекта.

1.Организация есть целевая общность. Цель - основной категорический признак любой организации.

Организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей достигается через достижение индивидуальных целей. И наоборот, когда достижение каких-либо индивидуальных целей достигается через достижение общих целей.

Организацию можно рассматривать как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально. В данном контексте под целью понимается конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться группа людей, работая вместе.

Главный организационный эффект - синергия (сотрудничество, содружество) - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников - наиболее важное практическое свойство.

Коллектив – это сообщество людей, работающих в одной организации.

Исходя из данных определений, можно сделать вывод о том, что любая организация состоит из двух частей. Первая – социальная, то есть коллектив людей. Вторая часть организации – материальная, то есть здания, оборудование, инструменты, материалы.

В научной литературе понятие «организация» часто обозначается и другими словами. В частности: предприятие, учреждение, фирмы, компания. Мы будем употреблять их как аналоги.

Имеются различные обозначения и для понятия «коллектив». В качестве аналогов используются следующие: персонал, сотрудники, работники.

Для того, чтобы представить организацию, создать о ней общее впечатление, используются определенные характеристики.

Основными характеристиками организация является: миссия и цель, материальная база, персонал, позиция на сегменте рынка (в отрасли), внутренняя и внешняя среда.

Миссия – это философическая идея организации.Так,миссией организации может выступать повышение материального благосостояния либо культурного уровня людей.

Цель– это продукты основной деятельности организации, а также получение прибыли. Например, целью автопредприятия является выпуск автомобилей, которые реализуются на рынке и приносят предприятию прибыль.

ЦЕЛИ:

§ КОНКРЕТНОСТЬ - чем детальнее Вы опишете желаемый результат, тем точнее сможете направлять свои действия.

§ ИЗМЕРИМОСТЬ (или проверяемость) - Вы должны быть способны оценивать, в какой степени Вы приблизились к цели.

§ ДОСТИЖИМОСТЬ (обеспеченность ресурсами) - хватит ли у Вас материальных, временных, человеческих, интеллектуальных и других ресурсов для достижения цели?

§ РЕАЛИСТИЧНОСТЬ: слишком «глобальная» цель не показывает, как двигаться в обозримом будущем; слишком мелкая цель не вдохновляет.

§ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ!

Материальная база – это совокупность всех принадлежащих организации объектов: здания, сооружения, оборудование, мебель, инструменты, материалы и др.

Персонал– это сообщество людей, работающих в данной организации. Персонал, в свою очередь, может быть охарактеризован численностью, квалификацией, социальным, возрастным или половым (гендерным) составом, профессией и др.

Организация (фирма) – система, состоящая из множества элементов, обеспечивающая преобразование ресурсов для достижения результатов (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг).

Организация как система представлена на рис. 1, 2.

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 1. Организация как экономическая система

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 2. Организация как система

Материально-вещественные потоки:

Входные - сырье, материалы, рабочая сила, здания.

Выходные - готовая продукция (услуги).

Денежные (финансовые) потоки:

Входные - выручка от реализации, кредиты и займы, акционерный капитал.

Выходные - производственно-сбытовые издержки, инвестиционные издержки, платежи за кредит, проценты и дивиденды.

РЕСУРСЫ организации - трудовые, материальные, нематериальные (права, патенты, лицензии, ноу-хау и т. п.), финансовые, информационные и др.

Их состав зависит от сферы деятельности организации. Наличие или возможность доступа к уникальным ресурсам определяют конкурентоспособность организации (ее выгодное отличие от других организаций на том или ином рынке товаров, работ и услуг).

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 3. Интеллектуальный капитал компании

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 4. Процессы деятельности организации

Основные функции организации (по Анри Файолю):

1. Техническая функция (производство).

2. Коммерческая функция (закупка, продажа).

3. Финансовая функция.

4. Учетная функция.

5. Обеспечение безопасности.

6. Административная функция (предвидение, организация, руководство, координация, контроль).

Основные и дополнительные функции коммерческой организации:

Основные функции:

§ Финансирование.

§ Закупка, логистика.

§ Производство.

§ Сбыт.

§ Общее управление, включая найм и увольнение
персонала.

Дополнительные функции:

§ Бухгалтерский учет и контроль.

§ Управление персоналом.

§ НИОКР.

§ Обеспечение безопасности.

§ Административная функция (секретариат).

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 5. Основные бизнес-процессы организации и жизненный цикл продукции

Бизнес-процесс – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.

Маркетинг - (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли.

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 6. Основные и вспомогательные бизнес-процессы

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Внутренняя и внешняя среда – это те материальные, политические, экономические, психологические, юридические и иные условия, в которых осуществляется деятельность организации.

Внутри любой организации имеется ряд материальных и нематериальных факторов, которые отличают ее от других фирм. Они и создают индивидуальную для каждой организации, неповторимую внутреннюю среду.

Внутренняя среда организации – это совокупность материальных и нематериальных явлений, отличающих ее от других организаций.

Основными элементами внутренней среды организации являются ее структура, технологии, корпоративная культура и психологический климат.

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 7. Организация как живой организм

Структура организации – это совокупность ее составных частей и взаимодействие между ними. Разделение организации на отделы, цеха (департаменты) называют «департаментализацией». Группировку отдельных должностей в отделы можно провести по разным принципам. Менеджеры должны установить каким образом командная цепочка объединит сотрудников для выполнения поставленных перед ними рабочих заданий. Это определит вид структуры организации.

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 8. Организационная среда

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 9. Анaлиз внyтpeннeй cpeды

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 10. Анaлиз внyтpeннeй cpeды. Производство

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 11. Анaлиз внyтpeннeй cpeды. Персонал
внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 12. Анaлиз внyтpeннeй cpeды. Оpгaнизaция yпpaвлeния

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 13. Анaлиз внyтpeннeй cpeды. Мapкeтинг

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 14. Анaлиз внyтpeннeй cpeды. Финaнcы и yчeт

ВНЕШНЯЯ СРЕДА организации – множество условий, которые извне влияют на деятельность организации. Это совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.

Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

К внешней среде прямого воздействияотносят пять факторов: поставщики, потребители, ресурсы, конкуренты и правовые условия. К внешней среде косвенного воздействия относяткультуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

Рассмотрим эти факторы.

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 15. Внешняя среда прямого воздействия

Поставщики− это те, кто обеспечивают организацию сырьем, комплектующими, оборудованием, запчастями.

Поставщики поддерживают движение предприятия «на входе». Требования к объемам сырья и комплектующих двойственны. С одной стороны, их должно быть достаточно для того, чтобы не было сбоев в производстве из-за нехватки чего-то. С другой стороны, запас в поставках стоит денег. Поэтому происходит «замораживание» оборотных средств.

Идеальная ситуация − это работа «с колес». Иными словами, все поставки без складирования сразу идут в дело. Однако это весьма рискованно. В случае любой задержки с поставками остановится производство. Для того чтобы такого не случилось, необходим запас.

Выбором оптимальных схем, путей и объемов поставок занимается логистика.

Потребители − это те, кто использует производимую организацией продукцию и услуги. Потребители фактически обеспечивают смысл деятельности организации. Именно для удовлетворения запросов потребителей создается и функционирует предприятие. Поэтому потребитель является центральной фигурой внешней среды каждой организации.

Любое современное предприятие активно изучает своих потребителей, их запросы, пожелания к потребляемой продукции и услугам. Этой деятельностью занимается маркетинг. В сферу маркетинга входит не только изучение, но и поиск, и даже «создание» новых потребителей.

Поиск новых потребителей связан для предприятия с расширением рынков сбыта. Это могут быть новые территории, не охваченные ранее социальные группы, новые технологии продаж.

«Создание потребителя» связано с активной рекламой. Она убеждает людей в том, что этот продукт им действительно необходим. Даже в тех случаях, когда человек до этого прекрасно обходился и без него.

На рынке товаров и услуг СНГ последние годы широко используется агрессивная, навязчивая реклама. В экономически развитых странах к ней относятся отрицательно.

Ресурсы − это потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в производственный процесс. Основными видами ресурсов производства являются: трудовые, финансовые, энергетические.

К трудовым ресурсам относятся люди, проживающие на данной территории. Из их числа набираются рабочие, специалисты, менеджеры. Качество трудовых ресурсов определяется их образовательным уровнем и квалификацией.

Конкуренты− это фирмы, предлагающие аналогичную продукции и услуги. Основной конкурентный показатель любой продукции – это соотношение «цена-качество».

Соперничество между конкурентами идет за потребителя. Для его привлечения на свою сторону работа ведется по трем направлениям: снижение цены, повышение качества, активизация рекламы. Кроме интереса потребителя, соперничество ведется и за привлечение ресурсов.

Правовые условия – это трудовое и налоговое законодательство страны. Законы должны предоставлять равные условия предприятиям всех форм собственности. Налоговая система обязана стимулировать производство.

Важное значение имеет и практика применения законов. А это зависит от позиций центральной и местной властей. Можно иметь достаточно прогрессивные законы, и при этом плохие условия для развития предприятий. Смысл хороших законов легко можно свести на нет различными подзаконными актами, громоздкими процедурами, всеохватным лицензированием и нормированием.

Внешняя среда косвенного воздействия на организацию – это экономический, политический и социальный факторы.

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 16. Внешняя среда косвенного воздействия

Экономический фактор внешней среды предприятия достаточно сложен. Он, в свою очередь, состоит из нескольких элементов: общего состояния экономики, уровня технологического развития, качества и стоимости ресурсов, платежной способности. Эти элементы неизбежно будут формировать внешние экономические условия и оказывать влияние на деятельность любого предприятия в данной стране.

Политический фактор внешней среды включает как общеполитическую ситуацию в стране, так и отношение органов власти к сфере деятельности предприятия.

Так, политическая стабильность и законодательная защита собственности являются основой для формирования благоприятного инвестиционного климата. В такую страну могут быть активно привлечены зарубежные капиталы, высокие технологии, интеллектуальная собственность. И наоборот. Нестабильность и правовая незащищенность усиливают риск и серьезно снижают инвестиционный интерес к стране.

Социальный фактор − это отношение общественного мнения к экономической политике и частной собственности. Если в стране преобладают «псевдо-революционные» настроения о том, что надо не созидать, а отнимать и делить, ничего хорошего не будет. Создавать или развивать предприятие в таких условиях − неоправданный риск.

К внешней тесно примыкает международная среда организации. Причем это происходит даже и в том случае, когда предприятие не ведет никакой внешнеэкономической деятельности. Ведь на внутреннем рынке продукция отечественного предприятия невольно вынуждена конкурировать с импортной.

Можно выделить четыре основных элемента международной среды: конкурентоспособность продукции, инвестиционный климат, сальдо экспорта-импорта и структуру экспорта.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

Жизненный цикл организаций – определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рис. 17).

внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации - student2.ru

Рис. 17. Основные этапы жизненного цикла организации

Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. — СПб.: Питер, 2007. — 384 с.

На протяжении многих лет Ицхак Адизес является признанным гуру в области менеджмента. Он известен как автор уникальной и действенной методологии, которая применяется для оптимизации и по­вышения эффективности деятельности организаций.

Наши рекомендации