Сущность и классификация конфликтов
Возможны четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.
Виутриличностные конфликты возникают при получении подчинённым взаимоисключающих указаний типа «иди сюда, стой там». Такая ситуация возможна, когда, например, заместитель генерального по производству требует от руководителя цеха выполнение заказа в срок невзирая ни на что, а заместитель генерального по качеству требует выдерживания качественных показателей, несмотря на сроки. Или, когда у вас намечена встреча с подругой, но староста группы объявляет, что сегодня будет дополнительное занятие по менеджменту, на котором обязательно нужно быть. Такого типа ситуации кроме конфликта вызывают стресс, о котором ниже.
Межличностные конфликты проявляются как столкновение личностей. Это самый распространённый тип конфликта. Люди с разными характерами, взглядами или ценностями часто не в состоянии не только ладить, но и переносить друг друга.
Конфликты между личностью и группой. Как показал Хоторнский эксперимент (о нём более подробно см.: Система методов управления), в производственных группах устанавливаются свои нормы поведения. Чтобы быть принятым в группе, надо эти нормы соблюдать. Например, кто-то хочет заработать побольше, перевыполняя нормы, но группа рассматривает такое поведение часто негативно. Примеры таких конфликтов можно найти даже в поэзии, например, «Случай на шахте» В.Высоцкого. Или вот отрывок из другой песни того же автора:
...не любили мы Серёжку Фомина
За то, что он всегда сосредоточен.
Конфликт такого рода может возникнуть между руководителем и возглавляемой им группой. Например, менеджер может применить дисциплинарные меры, которые окажутся недопустимыми в глазах подчинённых и сам оказаться в непростой ситуации.
Межгрупповые конфликты. Организации состоят из каких-то групп формальных и неформальных, между которыми часто случаются конфликты. Классическим примером служит конфликт между администрацией и профсоюзом; между бедными и богатыми. Во время Хоторонского эксперимента было установлено, что работники сообща решили работать ниже норм, установленных руководством. Последний пример показывает, что такого рода конфликты, как и конфликты между личностью и группой, могут быть скрытыми.
С другой стороны, конфликты могут быть деловые или личностные. Деловые конфликты могут преобразоваться в личностные и наоборот. При этом личностный конфликт наиболее труден для разрешения.
По форме конфликты классифицируются [12] по:
1. Уровням вовлечения сотрудников. Такие конфликты подразделяются на:
1.1. горизонтальные — в них вовлечены сотрудники, несостоящие в подчинении друг другу;
1.2. смешанные — вовлечены сотрудники как находящиеся в подчинении друг у друга, так и в таких взаимоотношениях не состоящие;
1.3. вертикальные — в них вовлечены сотрудники, находящиеся в подчинённом положении.
2. Результатам последствий для организации. Такие конфликты подразделяются на:
2.1. конструктивные (созидательные), возникающие из-за различных просчётов и ошибок в сфере управления, т.е. это конфликты структуры и системы управления. Среди конфликтов такого рода можно отметить конфликты вследствие:
— низкой управленческой компетенции менеджеров;
— отсутствия чёткости в распределении функций;
— несоответствия прав и обязанностей;
— отсутствия необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач и др.
2.2. деструктивные — для которых характерен сильно выраженный субъективный компонент, а именно:
— пониженная критичность менеджера по отношению к своим действиям;
— нежелание менеджера создавать условия для эффективной работы подчинённых;
— нарушение служебной этики (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения и т.п.);
— нарушение трудового законодательства;
— несовместимость сотрудников (идеологическая, психологическая, нравственная, физиологическая, религиозная).
Стадии развития конфликта
Конфликт следует рассматривать прежде всего в динамике, т.е. учитывать его генезис, стадии развития. В развитии конфликта выделяется предконфликтная, конфликтная и послеконфликгная стадии (ситуации).
Предконфликтная стадия — степень неудовлетворённости людей в коллективе находится в интервале от 40 до 70%. Данное состояние характеризуется достаточно высокой степенью социального напряжения. Появление лидера и переход к повышенному эмоциональному состоянию приводит к конфликтной ситуации в коллективе. Следовательно, появление неформального лидера всегда должно настораживать менеджера.
Конфликтная стадия — степень неудовлетворённости работников находится в интервале от 70 до 100%. Данное состояние характеризуется наивысшей степенью социального напряжения. Коллектив организованно выступает со своими требованиями, существует лидер или инициативная группа. Выход из сложнейшей ситуации — принятие выдвигаемых требований, диалог с лидером или инициативной группой. Такое положение продолжается в пределах от 2 до 5 дней и переходит на более низкий уровень эмоций и в диалоговые формы отношений.