Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

Понятие о потребности

Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духов­ный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности избегать опасности происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Все это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

- наличие в его образе жизни факторов риска и отношение пациента к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с фак­торами риска;

- знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье;

- есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья, обра­щает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за свое здоровье.

3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своем состоянии.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) безразличие к состоянию своего здоровья;

2) беспокойство за состояние своего здоровья;

3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

4) отсутствие адаптации к стрессу;

5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра, общаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приемы отвлечения;

2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению: например, план рационального питания или режим дня для пациента;

5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Напри­мер: имеет место фактор риска “с тресс”. Необходимы:

- физическая активность

- ежедневное распределение времени и его запас

- открытый "шлюз" для эмоций

- планирование режима дня

- аутотренинг, расслабление

6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущим здоровый образ жизни;

7) медсестра подберет пациенту необходимую литературу о пропа­ганде здорового образа жизни.

Потребность ОБЩАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятель­ности ему необходимо общение. Ему необходимо постоянно получать ин­формацию об окрУжающей среде и передавать в окружающую среду ин­формацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи орга­нов чувств (слух, зрение, обоняние и т.д.)

Виды общения:

- разговор;

- чтение;

- музыка;

- телевидение;

- радио;

- религия.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание па­циента общаться с окружающим миром:

- родственники

- медперсонал

- соседи по палате

- средства массовой информации

- книги

2. Объективное обследование:

Медсестра выясняет возможность пациента общаться:

- нарушение слуха

- нарушение зрения

- нарушение движения

- интеллекта

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит общения с семьей;

2) недоверие медицинскому работнику;

3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

4) стремление к самоизоляции.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

Понятие о потребности

В своей жизни каждый человек ориентируется на определенные идеа­лы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. Ценности формируются в человеке под воздействием его социокультурно­го окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они раз­ные, свои.

Медсестре необходимо определить жизненные ценности пациента, так как они могут положительно или отрицательные влиять на его здоро­вье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье, и он старается делать все для его сохране­ния. Знание жизненных ценностей пациента поможет медсестре найти ар­гументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Напри­мер: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и

их влияние на здоровье.

Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна вы­яснить, общаясь с пациентом:

1. Что представляет собой Пациент, его психическое и физическое здоровье?

Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

3. Что человек говорит о себе, своем здоровье, в частности?

4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причем выяснить есть ли рас­хождения слов с делом.

5. Что пациент дает людям, насколько он ценен для семьи, общества?

6. Что человек берет от общества, в чем нуждается?

1. К чему человек стремится, удовлетворен ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1. безразличие:

- к жизни;

- к своему здоровью.

2. необходимость духовного участия и сочувствия

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы, медсестра пе­реориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;

2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять сво­ими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их само­чувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих де­тей, безнадежно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возмож­ность для выхода эмоций (открыть "шлюз" для эмоций), для

3) того, чтобы она обрела духовное равновесие.

Потребность ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И УЧИТЬСЯ:

Понятие о потребности

Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необхо­дима для самовыражения, самореализации человека.

Взрослый человек реализует себя прежде всего в работе. Для этого ему необходимо учиться, необходимо самообразование, совершенствова­ние. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчиненного. Каждый человек реализует потребность в каких-то увлече­ниях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и так далее.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

Ø как он относится к своей работе, какое место в его жизни она за­нимает

Ø есть ли у него стремление к самообразованию, учебе

Ø какую социальную роль в жизни он играет

Ø как он проводит свое свободное время, чем увлекается

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1. беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с бо­лезнью:

Ø в работе

Ø в семье;

2. принижение чувства собственного достоинства;

3. дефицит организованного досуга.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

На основании собранных данных медсестра должна помочь пациенту организовать его досуг во время болезни и ориентировать пациента на оздоровление.

Например: у пациента воспаление обоих глаз, он мучается от бездея­тельности. Медсестра организует досуг пациента: радио, чтение пациенту вслух.

Другой пример: медсестра может использовать сведения о том, какую социальную роль играет в жизни пациент. Допустим у пациента выраже­нное стремление заботиться, опекать кого-то.. К такому пациенту в палату целесообразно положить другого пациента, нуждающегося в повышенном внимании и поддержке. Также целесообразно, чтобы в палате находился пациент в роли лидера, у которого главная ценность в жизни - здоровье.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация — приспособление (привыкание).

Анамнез — сведения, получаемые при медицинском об­следовании пациента и/или родственников.

Апноэ — отсутствие дыхания.

Аускультация (выслушивание) — метод диагности­ческого исследования внутренних органов, основанный на выслушивании звуков, связанных с их деятельностью.

Брадикардия — урежение пульса.

Брадипноэ— урежение дыхания.

Вербальное общение — словесное общение.

Гипертензия — повышение АД.

Гипотензия — понижение АД.

Диспноэ — расстройство дыхания.

Качество жизни — физические, психологические, духов­ные и социальные аспекты человеческого существования.

Пальпация (ощупывание) — метод диагностического исследования путем ощупывания определенной части тела.

Перкуссия (выстукивание) — метод диагностического исследования внутренних органов, основанный на посту­кивании по поверхности тела пациента с оценкой харак­тера возникающих при этом звуке.

Проблема пациента – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

Процесс — пследовательность, порядок.

Рецидив (возврат, возобновление) — повторное появ­ление признаков болезни.

Самоуход— деятельность людей, направленная на под­держание качества жизни, здоровья и хорошего самочув­ствия .

Сестринский процесс — это метод научно обосно­ванных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

Стандарты сестринской практики — норма выполне­ния сестринского вмешательства для пациента без учёта конкретной клинической ситуации.

Тахикардия — учащение пульса.

Тахипноэ — учащенное дыхание.

Наши рекомендации