Психологический самоанализ урока
I Психологическая цель урока
1 Цели урока намечены учителем самостоятельно. И в ней определяется три направленности: образовательная; развивающая; воспитывающая. Образовательная цель – сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ; познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ; воспитывающая - воспитывать чувство ответственности; развивающая - прививать навыки аккуратности в работе. Цели урока достигнуты.
2 На уроке учитель использует различные методические приёмы – беседа, объяснение, опрос, работа с литературой, демонстрация, упражнения, практическая работа и т. д. Использование данных методических приёмов полностью соответствует поставленным целям.
II Стиль урока
1 Нагрузка усиливается постепенно – по мере усложнения изложения материала учителем, используемые при изложении нового материала модели, плакаты, таблицы, эталонные образцы, натуральные образцы помогают учащимся легче усвоить учебный материал. При проведении урока творческая деятельность «предполагает» более высокий уровень познавательной деятельности, так как учащиеся не ограничиваются простым воспроизведением ранее изученного материала, а высказывают собственные мнения и оценки, сравнивают и сопоставляют изучаемые понятия, обобщают их, создают свою собственную работу. Конечным изделием является салфетка с вышивкой. Знания, получаемые учащимися при самостоятельной работе, усваиваются более качественно и быстрее, нежели преподносимые в готовом виде. Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему сам учитель при поддержке учащихся. Контроль на данном уроке осуществляет несколько функций: социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки школьника. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется контроль качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. Был выбран демократический стиль общения с учащимися, являющийся наиболее благоприятным для организации воспитательно-образовательного процесса. Учитель демонстрирует высокую культуру педагогического общения, старается понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников, отдавать предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, успокаивающее замечание и т.д. Такой способ поведения наиболее эффективен, так как учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу. Психологический климат в классе – благоприятный. В классе царит атмосфера доброжелательности, доверия и требовательности.
2 Степень подготовленности учителя к уроку – высокая. При подготовке к уроку учителем использовалась дополнительная литература, на уроке учителем было сообщено много дополнительных, интересных фактов, не имеющихся в параграфе учебника, новый материал сообщается последовательно и доступно, урок был начат вовремя - со звонком, закончен также вовремя – со звонком, темп урока поддерживался интенсивным, но посильным для учащихся, учитель стимулировал учащихся – задаёт вопросы, поддерживает инициативу, одобряет их осведомлённость по тем или иным вопросам. Рабочее самочувствие в ходе урока хорошее. Учитель собран, энергичен, настойчив в осуществлении поставленной цели, его отличают оптимистический подход к происходящему на уроке, педагогическая находчивость.
III Организация познавательной деятельности учащихся
1 В ходе урока обеспечивались все условия для продуктивной работы учащихся. Осмысленность и целостность восприятия учениками изучаемого материала достигалась при помощи логического перехода от одного вида деятельности (работы) к другому. Устанавливалась связь содержания изучаемого материала с жизненным опытом самих учащихся, их знаниями, связь нового материала с уже известной информацией. Учитель так же делился собственными мыслями и впечатлениями. Давались установки на понимание учебного материала. Возникали некоторые трудности с мотивацией учащихся к действию. Сосредоточенность и устойчивость внимания она поддерживал постоянным визуальным контактом с учащимися, варьированием тона и интонации, попытками словесно убедить учеников в необходимости понимания изучаемого материала, как неотъемлемую часть их знаний о предмете. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний учитель прибегал к собеседованию с группой, индивидуальному опросу.
2 Знания усваивались как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. Активность и самостоятельность учеников стимулировалась системой вопросов, созданием проблемной ситуации. Творческая работа проявилась в том, что у каждого ученика была возможность придумать свой собственный рисунок, орнамент для салфетки.
3 Закрепление результатов работы проходило в форме выполнения тренировочных упражнений, а также итогового опроса в конце урока по изученному на уроке материалу. Весь урок был направлен на реализацию поставленных целей, поэтому учитель добивался от всех максимальной отдачи при работе. Учитель правильно организовал процесс восприятия и работы памяти учащихся, поддерживал внимание учащихся их постоянной включенностью в работу.
IV Организованность учащихся
Ученики данного класса, имели средний уровень развития. Они, временами пусть и неверно, высказывались по теме урока, объективно оценивали свои ошибки, и ошибки одноклассников. Могли смело высказать свою точку зрения, которая была достойна внимания. Старались приводить свои доводы. К занятию были подготовлены достаточно серьезно, у всех на партах были книги, тетради, инструменты и приспособления. Учитель сочетал как фронтальную работу в группе (вопросно-ответная работа), так и индивидуальную (опрос учеников по очередности).
V Учёт возрастных особенностей учащихся
Учитель, понимая, что перед ним сидят младшие школьники, знания которых несопоставимы с его знаниями, давал только посильные задания, ставил перед ними задачи, соответствующие их возрастным и психологическим особенностям на данном этапе. Развитие их познавательной деятельности шло согласно поставленным целям. Процесс обучения внес изменения не только в интеллектуальную сферу учащихся, но и в личностное развитие каждого. Реализуя цели урока, учитель выступал как воспитатель, советчик, информатор. Манерой ведения урока и подачей материала, вызывал уважение со стороны учащихся и присутствующих на занятии практикантов.