Самые подлинные удовольствия - у души следующей за философским началом
— Стало быть, если вся душа в целом следует за своим философским началом и не бывает раздираема противоречиями, то для каждой ее части возможно не только делать все остальное по справедливости, но и находить в этом свои особые удовольствия, самые лучшие и по мере сил самые истинные.
— Совершенно верно.
— А когда возьмет верх какое-нибудь другое начало, то для него будет невозможно отыскать присущее ему удовольствие, да и остальные части будут вынуждены стремиться к чуждому им и не истинному.
— Это так.
— И чем дальше отойти от философии и разума, тем больше это будет происходить.
— Да, намного больше.
Развитие представлений о предмете психологии
Вопросы для обсуждения
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 1. Очерки психологии. История русской психологии. – СПб., 2007. – С. 191-203 (Глава 1. Формирование научной психологии на Западе и в России).
Исторически сложившееся своеобразие русской научной психологии может быть понято лишь на основе усвоения истории русского народа и его культуры. Это столь очевидное положение упорно игнорировалось буржуазными историками русской психологии, рассматривавшими тот или иной факт развития русской психологической науки вне связи с исторической действительностью России.
Такие историки русской научной психологии, как Владиславлев, Вержболович, Радлов, Шпет, представляли основные факты и направления в русской психологии лишь как отражения основных линий развития психологии на Западе, игнорируя национальные черты и традиции русской науки. Лишь советскими исследователями, исходящими из марксистско-ленинской методологии, устанавливается преемственная связь различных направлений в истории русской научной психологии.
Чтобы понять то новое и своеобразное, что характеризует русскую научную психологию и ее вклад в мировую науку, необходимо иметь в виду, что связь русской научной психологии с направлениями и событиями западноевропейской и американской психологии выражалась не в механическом перенесении и заимствовании, а в критической переработке материала, накопленного мировой психологией.
XVIII и XIX вв. в истории западноевропейской психологии характеризуются возникновением новых научных концепций, методологическими источниками которых были принципы и идеи великих философов XVII в., особенно Декарта. С. Л. Рубинштейн правильно отметил, что философской основой западноевропейской психологии XIX в. является концепция сознания Декарта, развитая и переработанная Локком (для интроспективных направлений), и его же концепция рефлекса (для объективистских направлений)[1]. В самых разнообразных течениях и исследованиях западноевропейской психологии прошлого столетия возможно проследить то или иное превращение этих концепций Декарта.
Еще в 60-х годах XIX в. М. Троицкий констатировал «измельчание» концепции сознания «на немецкой почве». Он отметил, что немецкие историографы фальсифицируют основные пути развития психологии, указывая, будто это развитие целиком обусловлено «успехами» германского идеализма.
Психология как наука формируется в XIX в. Это формирование было тесно связано с новейшими успехами естествознания, особенно физиологии нервной системы. Оставаясь по характеру своих философских принципов на почве концепций сознания XVII-XVIII вв., психология на Западе в XIX в. становится областью конкретного знания о психических процессах, областью применения научных методов исследования. В этом веке возникает экспериментальная психология, т. е. система экспериментального изучения психологических фактов. Поэтому в истории психологии как на Западе, так и в России XIX веку принадлежит важнейшая роль в оформлении психологии как науки.
Однако если на Западе научная психология XIX в. жила в философском отношении главным образом идеями великих мыслителей XVII и XVIII вв., то в России процесс формирования научной психологии был тесно связан с развитием русского философского материализма XIX в. В нашем исследовании сделана попытка показать это качественное своеобразие философских основ русской научной психологии, показать действительно передовой характер ее принципов и концепций.
Американские историки психологии Флюгель[2] и Боринг[3] хорошо показали органическую зависимость развития научной психологии от важнейших открытий в естествознании. Однако, ограничиваясь лишь западноевропейской и американской экспериментальной психологией, они сосредоточили свое внимание преимущественно на 50-60-х годах XIX в. Для нашей задачи необходимо проследить развитие психологии в течение всего XIX в.
Первое десятилетие XIX в. отмечается тремя важными открытиями, лежащими вне психологии в собственном смысле, но повлиявшими в известной мере на ее развитие: теория цветного зрения Юнга (1807), «Физиология мозга» Галля (1808) и учение о цветах Гете (1810).
Второе десятилетие характеризуется открытием Ч. Беллем различия чувствительных и двигательных нервов (1811), работой Мен-де-Бирана об основаниях психологии (1812), опубликованием Гербартом первой в XIX в. (на Западе) «Учебной книги по психологии» (1816), лекциями Т. Броуна по «философии человеческого сознания» (1820).
Третье десятилетие еще богаче вкладами в психологию: 1823 год отмечается первыми публикациями Бесселя об индивидуальных отклонениях в восприятии, 1824 год — знаменитыми опытами Флуранса по физиологии мозга, 1829 год — работами Вебера по изучению мускульного чувства и трудом Джемса Милля «Анализ явлений человеческого сознания».
Четвертое десятилетие характеризуется дальнейшим ростом работ по физиологии органов чувств и по психологии. В 1832 г. Маршалл открывает механизм рефлекторного акта, и в этом же году публикуется руководство по психологии Бенеке. Еще большее значение для развития психофизиологии имеют работы И.Мюллера над руководством по физиологии. В 1834 г. публикуются исследования Вебера по тактильной чувствительности, а в 1838 г. — известные опыты Эллиотсона по исследованию гипноза.
Пятое десятилетие отмечается лишь одной существенной датой — изданием в 1846 г. дальнейших работ Вебера по физиологии органов чувств.
Обозревая первую половину XIX в., можно сделать три вывода:
1. В этот период впервые выделяется в качестве самостоятельной естественнонаучной дисциплины физиология органов чувств и лишь в зародышевом виде появляется физиология головного мозга, которая в своем дальнейшем развитии должна определить судьбу не только психологии, но и физиологии органов чувств.
2. Естественнонаучные открытия в этот период еще не влияли непосредственно на характер психологической мысли; в ней продолжали почти безраздельно господствовать идеализм и метафизика духа как особой субстанции.
3. В самой психологии этот период характеризуется господством ассоцианизма и интроспекционизма с некоторыми модификациями в духе идеалистической теории аперцепции. В этот период впервые производится систематизация психологических знаний в духе идеалистической философии и создаются руководства по психологии.
В 40-х годах XIX в. возникает и оформляется теория марксизма. Учение Маркса создает для психологии подлинно научное философское основание и впервые делает возможным становление психологии как системы научных знаний. Однако буржуазная психологическая наука проходит мимо величайших открытий Маркса. Игнорируя единственный путь, ведущий к действительно научному построению психологии, она приходит в конце концов к неизбежному кризису. Таков путь развития психологии на Западе.
При ознакомлении с историей русской психологии первой половины XIX в. обращает на себя внимание иное, чем на Западе, направление в разработке философских основ психологии: возникновение попыток понять диалектику нервно-психического развития и зарождение материалистической концепции сознания и личности. Эти две линии развития первоначально не совпадают, но в дальнейшем они сливаются и образуют своеобразную материалистическую традицию с элементами диалектического метода.
Важнейшие работы этого периода: Осиповский «О пространстве и времени» (1807) и «Рассуждение о динамической системе Канта» (1813), Велланский «Биологическое исследование природы» (1812) и «Физиологическая программа о внешних чувствах» (1819), Любовский «Опытное душесловие» (1815), Юрьевич «Пневматология» (1825), Н. Лебедев «Учение о раздражительности» (1832), Галич «Картина человека» (1834), К.Лебедев «Общая антропология» (1835), Новицкий «Руководство к опытной психологии» (1840), Герцен «Диллетантизм в науке» (1842) и «Письма об изучении природы» (1843), В. Одоевский «Психологические заметки» (1843), Давыдов «Чтения о физиологии и психологии» (1844), Кедров «Курс психологии» (1844). Известно также, какое огромное значение имело опубликование в 40-х годах XIX в. целого ряда работ Белинского, которые вместе с трудами Герцена определили пути развития русского классического философского материализма в XIX в.
Из этого предварительного сравнительно-хронологического обзора можно заключить, во-первых, об обилии русских оригинальных трудов по психологии, посвященных разработке философских основ и общих принципов психологии; во-вторых, о создании русскими учеными целого ряда систематических руководств по психологии различных направлений. Перечисленные нами работы имели действительно важное значение для своего времени, а некоторые из них — и для всего последующего развития русской философии и психологии. Этот рост русской психологии особенно знаменателен потому, что он происходил в условиях мрачной реакции 20-40-х годов XIX в., когда «свободомыслием» являлся самый факт применения науки к познанию психических явлений, признанных синодом «безраздельной областью веры».
Возвратимся вновь к хронологической таблице зарубежной психологии, с тем чтобы продолжить сопоставление ее данных с соответствующими данными истории русской психологии.
В 50-х годах на Западе важнейшими событиями в психологии и примыкающих областях естествознания являются следующие: в 1850 г. Гельмгольц публикует свою работу об измерении скорости нервных импульсов; в 1855 г. выходит книга Бэна «Ощущения и интеллект»; в этом же году выходят «Принципы психологии» Спенсера; 1856 год ознаменован изданием «Физиологической оптики» Гельмгольца, а 1858 год — опубликованием первых работ Вундта по теории ощущений; в 1859 г. изданы «Происхождение видов» Дарвина, «Лекции по метафизике» Гамильтона, «Эмоции и воля» Бэна.
К 60-м годам относятся следующие факты: издание книги Фехнера «Элементы психофизики» (1860), открытие Брока центра речи в коре головного мозга (1861), опубликование книги Гельмгольца по физиологической акустике (1863), работы Дондерса по исследованию реакций (1863), «Лекции о душе человека и животных» Вундта (1863), «Физиологии и патологии сознания» Маудсли (1867) и книги Гальтона «Наследственность гения» (1869).
В 70-х годах отмечаются следующие даты: к 1870 г. относятся работы Фрича и Гитцига по изучению локализации функций в головном мозгу; в 1871 г. публикуются «Происхождение человека» Дарвина и «Примитивная культура» Тейлора, а в 1872 г. — «Выражение эмоций» Дарвина; в 1873 г. начинается издание «Основ физиологической психологии» Вундта и публикуются работы Геринга по теории цветоразли-чения и Дельбефа по психофизике; в 1874 г. Вернике открывает новую форму афазии и уточняет локализацию центров речи в головном мозгу; в этом же году опубликовывается книга Брентано «Психология с эмпирической точки зрения»; в 1876 г. выходит «Введение в эстетику» Фехнера, дающее начало экспериментально-психологической эстетике; 1879 год вошел в историю западной психологии прежде всего как год основания Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории.
80-е и 90-е годы характеризуются все возрастающим числом имеющих крупное историческое значение трудов по психологии английских, немецких, французских и американских ученых. Так, в 1882 г. публикуется работа Прейера «Душа ребенка», в 1883 г. —работы Гальтона «Исследование человеческих способностей» и Штумпфа «Психология музыкального звука», в 1884 г. выходят работы Бликса о кожной чувствительности, Джемса о теории эмоции и книга Селли «Очерки психологии». В 1885 г. публикуются исследования Эббингауза о памяти, книга Ланге об эмоциях, работы Гольдшейдера по изучению кожной чувствительности. 1886 год отмечается статьями Уорда по психологии в «Британской энциклопедии» и руководством по психологии Селли. В 1887 г. Ледд публикует книгу по физиологической психологии. В 1889 г. выходит первое систематическое руководство по экспериментальной психологии Мюнстерберга, в 1890 г. публикуются «Принципы психологии» Джемса, работа Тарда о подражании и исследование Эренфельса о качественных особенностях образа. 1892 год отмечается трудами Титченера и Селли по общей теории психологии. В 1894 г. издаются работы Штерна по психологии ребенка и опубликовывается теория Криса о «двойственности зрения». 1895 год характеризуется выдающимися лекциями П. Жанэ в Сорбонне и выходом в свет «Этюдов об истерии» Фрейда и Брейера. В 1896 г. выходят «Аналитическая психология» Стаута и «Очерки психологии» Титченера. В 1897 г. публикуются первые на Западе экспериментальные исследования работоспособности (Брея и Холтер) и работы Хавелок Эллиса по сексуальной психологии; в этом же году Торндайк начинает проводить опыты по зоопсихологии. Значительный рост экспериментально-психологических работ и возрастающее многообразие методов психологического исследования вызывают к жизни новый тип работ, первой из которых является книга Сауфорда «Направления в экспериментальной психологии» (1898). 1899 год в мировой литературе по психологии Флюгель считает возможным отметить лишь трудом Стаута «Руководство по психологии».
80-е и 90-е годы ознаменованы не столько выходом трудов и руководств отдельных ученых, сколько созданием новых в психологии специальных научно-исследовательских лабораторий. В этих лабораториях проводились многие сотни конкретных экспериментальных исследований психических функций и процессов, создавались методика и техника специального научного исследования в области психологии. В эти два десятилетия намечается переход от индивидуального теоретического творчества ученых-психологов к коллективному научно-экспериментальному труду специальных научных учреждений по психологии.
Интересна в этом отношении хронология образования экспериментально-психологических лабораторий на Западе. В 1882 г. основывается первая в США психологическая лаборатория (созданная Ст. Холлом), труды которой, впрочем, не оказали какого-либо влияния на последующее развитие психологии даже в самой Америке. Во Франции первая экспериментально-психологическая лаборатория создается в 1889 г. В 1894 г. Бенуси основывает первую психологическую лабораторию в Австрии. В 1897 г. в Лондоне и Кембридже организуются первые в Англии экспериментально-психологические лаборатории. В отношении размаха развертывания психологических лабораторий Европа значительно отстает от США, где в 1894 г. уже существовало 27 психологических лабораторий. Значительный рост числа лабораторий, научных работников и экспериментальных исследований в США подготовил организацию там в 1892 г. «Психологической ассоциации», существующей и поныне.
Развитие научной психологии и в частности ее экспериментальных методов в разных странах Европы и в США вызвало к жизни создание международных объединений психологов. Впервые в этот период организуются международные психологические конгрессы. 1-й конгресс был созван в 1889 г. в Париже, 2-й — в 1892 г. в Лондоне, 3-й — в 1896 г. в Мюнхене, 4-й — в 1900 г. в Париже.
Такова в самых кратких чертах схема истории научной психологии на Западе во второй половине XIX в. Отметим теперь характерные особенности в развитии русской научной психологии за тот же период.
Достаточным свидетельством высокого развития русской психологической науки в последней четверти XIX в. является уже участие русских психологов во всех международных психологических конгрессах того времени.
Наиболее, однако, существенным показателем состояния русской научной психологии к концу XIX в. является организация экспериментально-психологических лабораторий в России.
Мы уже видели, что во Франции, Австрии, Англии психологические лаборатории начали создаваться лишь в период 1889-1897 гг. В целом ряде европейских стран (Италии, Испании, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии и т.д.) в XIX в. еще не было создано ни одной такой лаборатории. Между тем мало кому известно не только на Западе, но и у нас, что вторая по времени возникновения в Европе экспериментально-психологическая лаборатория была создана в России в 1886 г. В.М.Бехтеревым. Если в 1897 г. в Англии существовали всего две экспериментально- психологические лаборатории, то в России в это время было уже шесть лабораторий, возглавлявшихся Бехтеревым (Казань, затем Петербург), Корсаковым и Токарским (Москва), Николаем Ланге (Одесса), Сикорским (Киев), Чижем (Юрьев), П. Ковалевским (Харьков). В этих лабораториях, созданных не только без какой бы то ни было поддержки со стороны царского правительства, а, напротив, вызывавших часто недоброжелательное отношение со стороны министерства народного просвещения и университетского начальства, было проведено немало ценных исследований.
Важнейшее значение для развития русской психологии в конце XIX в. имели работы по физиологии нервной системы. Открытие в 1862 г. И. М. Сеченовым явлений центрального торможения определило целую серию капитальных исследований в области физиологии нервных процессов и деятельности головного мозга. Достаточно указать на начатые с 70-х годов исследования В. М. Бехтерева, а затем и большого числа его учеников по проблеме проводящих путей спинного и головного мозга. Важнейшее значение в 80-х годах имели начатые Н. Введенским исследования природы нервного возбуждения при тетанусе, из которых возникла новая концепция парабиоза. В это же время Тархановым создается психогальванометрия и проводятся первые исследования по раннему онтогенезу нервных функций. В конце 90-х годов Бехтерев начинает публикацию своих «Основ учения о функциях мозга». Наконец, крупнейший русский физиолог И. П. Павлов переходит от физиологии пищеварения к физиологии больших полушарий головного мозга, открывая на рубеже двух столетий механизм условно-рефлекторной деятельности больших полушарий.
Каждому изучающему историю физиологии нервной системы ясно, что уже в конце XIX в. Россия становится одним из главных научных центров по изучению физиологии нервной системы. В России происходят исключительно важные события в науке о мозге, связанные с открытиями законов деятельности нервной системы.
Основой такого расцвета русской нервной физиологии является плодотворнейший источник русского философского материализма. Именно в этом источнике коренится единство и связь в развитии русской нервной физиологии и русской материалистической психологии.
Обратимся теперь к хронологии важнейших событий и фактов из историй русской психологии второй половины XIX в.
Как известно, 50-е годы занимают важное место в истории русской общественной мысли. В философии и психологии это десятилетие отмечается рядом произведений Добролюбова, утверждающих психофизический монизм, и публикацией «Эстетических отношений искусства к действительности» Чернышевского (1856).
60-е годы XIX в. являются великим десятилетием в развитии русской психологии. В 1860 г. вышла работа Чернышевского «Антропологический принцип в философии», в 1863 г. — «Рефлексы головного мозга» Сеченова, в 1867 г.— «Человек, как предмет воспитания» Ушинского. В этом же году выходит труд Троицкого «Немецкая психология в текущем столетии», подвергший решительному пересмотру вопрос о приоритете немецкой психологии в мировой науке. В это десятилетие русская материалистическая мысль с особенной силой наносит сокрушительные удары по идеализму в психологии, утверждая господство принципа психофизического монизма в русской передовой психологии и физиологии.
В 70-годах эта идеологическая борьба охватывает все более широкий круг физиологических и психологических вопросов. В это десятилетие опубликованы следующие работы: исследование Тарханова «О гальваническом явлении в коже человека при раздражении органов чувств и различных формах психической деятельности» (1871), книга Кавелина «Задачи психологии» (1872) и явившаяся ответом на нее работа Сеченова «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), работы Н.Ковалевского «Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности» (1876) и «Органы чувств человека» (1876), труды Сеченова «Об элементах зрительного мышления» (1877) и «Элементы мысли» (1878), исследования Тарханова «О психомоторных центрах и развитии их у животных и человека» (1879) и Сикорского «О явлениях утомления при умственной работе» (1879).
В большинстве этих работ обращает на себя внимание теснейшая связь психологии и нервной физиологии, реализующая принцип психофизического монизма, выдвинутый русским философским материализмом.
80-е годы характеризуются большим ростом психологической литературы, среди которой по своему историческому значению выделяются следующие труды: «Психология чувствования» Н. Грота (1879— 1880), «Учение о личности» Викторова (1881), «Психологические этюды» Кандинского (1881), «Психология» Владиславлева (1881), «Наука о духе» Троицкого (1882), «Школьные типы» Лесгафта (1884), «Основы механизма душевной деятельности» П. Ковалевского (1885), «Сознание и его границы» Бехтерева (1886). В это десятилетие создаются первые экспериментально-психологические лаборатории в Казани (Бехтерев) и в Киеве (Сикорский).
В 90-х годах отмечается открытие ряда новых психологических лабораторий (в Москве, Юрьеве, Одессе, Харькове) и опубликование большого количества (свыше двухсот) капитальных теоретических трудов, статей и экспериментальных исследований по психологии. Особенное значение имеют следующие работы: «Семейное воспитание ребенка» Лесгафта (1890), «Влияние утомления на восприятия пространственных отношений» Марина (1891), «Душа ребенка в первые годы жизни» Н. Ланге (1892), «Предметная мысль и действительность» Сеченова (1892), «Психологические исследования» Н. Ланге (1893), «Экспериментальные материалы по памяти» Токарского (1894-1895 гг.), «О восприятии постоянных и переменных раздражителей» Бернштейна (1895), «Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий» Чижа (1896), «Проблема восприятия пространства» Челпанова (1896), «О памяти зрительных восприятий» Гервера (1899) и т. д. С 1891 по 1897 г. ежегодно печатались обзоры мировой психологической литературы, составляемые профессором Чижем. С конца 80-х годов начали выходить журналы «Вопросы психологии и философии», «Вестник психиатрии» с отделом психологии, затем «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии».
Приводимый материал дает достаточное представление о все возраставшем оживлении в русской психологии в XIX в.
Нельзя дать правильную и полную картину развития мировой психологии, игнорируя участие русской науки. Особенно важным вкладом русской психологии в мировую науку является разработка принципа психофизического монизма и объединение усилий физиологии и психологии в решении психофизической проблемы. Первоначально это объединение осуществлялось Сеченовым, основавшим не только русскую нервную физиологию, но и русскую научную психологию. Через Сеченова в естествознании и психологии укреплялись и развивались материалистические идеи Герцена, Белинского, Чернышевского. Этими идеями питалась в период своего формирования экспериментальная психология в России.
Русский философский материализм породил и такое замечательное достижение русской и мировой физиологии, как учение Павлова о законах высшей нервной деятельности. Созданное в значительной мере под влиянием идей Сеченова, оно оказало решающее влияние на всю современную сравнительную психологию (зоопсихологию) и определило новые пути в исследовании навыков и простейших функций памяти. Оно реформировало психофизиологию органов чувств, дав ответ на вопрос о роли центрального фактора в различительной деятельности органов чувств. Учение Павлова об анализаторах дало возможность научной психологии найти отправные пункты для объяснения физиологического механизма представлений и их влияния, в частности сенсибилизирующего влияния, на чувствительность. Открытые Павловым законы иррадиации и концентрации корковых процессов, индукции и различных форм торможения (внешнего, внутреннего, запредельного и т. д.) создали стройную картину элементарной деятельности коры головного мозга, общей для человека и животных. Вместе с тем эти открытия подготовили постановку проблемы о «второй сигнальной», речевой, системе коры головного мозга человека.
Зависимость научного становления психологии от научного становления нервной физиологии далеко не всегда понималась правильно. Столетие назад немецкий физиолог Иоганнес Мюллер говорил, что психология прекратит свое существование вместе с успехами нервной физиологии, что нервная физиология уничтожит психологию или, по крайней мере, превратит ее в одну из своих вспомогательных глав. Однако известно, что Мюллер был воинствующим, по определению Фейербаха, «физиологическим идеалистом». Поглощение психологии физиологией нужно было Мюллеру для утверждения крайнего субъективного идеализма, который он пытался подкрепить своим учением о специфической энергии органов чувств. Как идеалист Мюллер был врагом научной психологии.
Но И. Мюллер оказался таким же незадачливым пророком в отношении судеб психологии и ее взаимоотношений с нервной физиологией, как и френолог Галль, стремившийся заменить психологию своей «органологией» мозга. Галль и его ученики, исходившие в своих псевдонаучных изысканиях из положения о врожденной организации идей и душевных способностей, считали свою «органологию» религиозно оправданной, а психологию, пытающуюся выяснить происхождение психики из материальной действительности, — богопротивным делом.
Дискуссия о физиологии и психологии имела целый ряд циклов, возникавших с каждым новым успехом физиологии и переоценкой этого успеха физиологами- механистами, пытавшимися использовать новое открытие для подмены психологии физиологией. История науки свидетельствует, однако, что психология не только не «отмерла» вследствие успехов нервной физиологии, но в значительной мере именно благодаря им оформилась как самостоятельная наука.
Научная психология, отправляясь в своих исходных (психофизиологических) проблемах от физиологии (проблема материального субстрата психических процессов, развития психики, ощущения и движения, образной и двигательной памяти, навыков, темперамента, природных задатков), объективным ходом своего развития направляется в сторону истории, языкознания и философии.
Уже в выделении особой самостоятельной проблемы восприятия из проблемы ощущений намечается переход от психофизиологии чувственного познания к психологии познавательной деятельности. Этот переход неразрывно связан с выдвижением в центр экспериментальной психологии проблемы мыслительных процессов, определяющих предметное значение целостных образов восприятия. С этим же связано выделение в проблеме памяти вопроса о более высоких по своей организации процессах словеснологической памяти, в проблеме воображения вопроса о более сложных механизмах творческого воображения. Этим самым психология объективно шла к решению той проблемы, которая была определена Лениным как диалектика перехода от ощущения к мысли. Психологические исследования в этой области соприкасались с логикой и теорией познания, и при господстве философского идеализма они неизбежно должны были нести на себе печать последнего. Но положение о своеобразном характере сложных мыслительных операций, об отличии этих операций от их чувственных основ вошло все же как известное приобретение в систему научной психологии.
Целый ряд психологических исследований свидетельствовал об огромной опосредующей роли речи, а следовательно, языка и идеологии в психическом развитии. На основе этих исследований в новейшее время возникли концепции «культурно-исторического развития» познавательных процессов, наметилось в западноевропейской научной психологии движение в сторону изучения исторической эволюции человеческой психики. Эти концепции строились на основе неправильных принципов буржуазной социологии. Но, выдвигая на первый план проблему психического развития, они выявляли факты, вскрывающие историческую природу человеческого сознания.
Движение от психофизиологии к идеологическим, философско-этическим проблемам психологии ясно сказывается и в постановке проблем внутренних побуждений (потребностей и интересов), способностей, характера и жизненного пути личности. Исследования Викторова, Лазурского, Штерна, Фрейда, Полана, Жанэ, несмотря на неизбежную для идеалистической психологии мистификацию истинной природы личности, наполнили конкретное содержание научной психологии рядом вновь открытых фактов.
Вместе с теоретическим развитием психологии от естествознания к истории обогащались и методические средства психологических исследований. Наряду со все возрастающей экспериментальной техникой (главным образом в области психофизиологии ощущений и движений) создаются новые методы: сравнительно-генетический, биографический метод анализа продуктов деятельности, метод «естественного» или «ситуационно-предметного» эксперимента и т. д.
Сопоставляя историю психологии и историю биологии, можно сказать, что если биология, возникнув на основе физики и химии, «эмансипировалась» от них на основе разработки эволюционных принципов, отражающих специфические законы биологического развития, то в психологии этот высший этап самостоятельного научного развития осуществляется лишь в настоящее время и только в нашей советской психологии.
Этот переход психологической науки от разработки ее основ, связанных со смежными отделами естествознания, к разработке самой системы научных психологических знаний возможен лишь на основе открытия законов, специфических для исторического становления человека и его сознания.
Западноевропейская и американская психология в поисках этих законов пришла к неизбежному для нее кризису, проявляющемуся, в частности, в метафизическом разрыве между учением о психических функциях и учением о личности («функционализм», с одной стороны, «персонализм» — с другой). Непонимание действительного исторического процесса развития человека и его сознания неизбежно приводит к одностороннему пониманию взаимоотношения природы и истории (природа без истории — натуралистическая психология поведения; история без природы — спиритуалистическая психология духа и т.д.)(...>
Именно поэтому история нашей отечественной психологии —с ее передовыми традициями прошлого и современными достижениями — имеет общее значение, далеко выходящее за пределы национальных интересов русской науки. Для создания подлинно научной истории мировой психологической науки важнейшей предпосылкой является изучение истории русской научной психологии, в современной системе которой впервые происходит завершение процесса формирования ее как особой самостоятельной науки.