Список использованных источников и литературы. Архетип - вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание
Архетип
Архетип - вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание.
Эти "виды действия" (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном - совокупности архетипов. Так как архетипы - бессознательны, то влияние архетипа сознанием полностью не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется - бессознательно) и сопровождается эмоциями (аффектами, как и любая проекция).
При осознании "охваченности" архетипом - его влияние сходит на нет и ассимилируется сознанием. При неосознании архетипа его воздействие продолжается, пока не "застывает" в Персоне - очередной маске эго-сознания. Сами архетипы - суть формы, паттерны и наполняются конкретным личным содержанием только при воздействии на определенное сознание. Поэтому и говорится, что наследуются не "архетипические представления", а именно паттерны - пустые формы, сам вид, форма воздействия. Образы, в которые проецируются архетипы, называются архетипическими представлениями, архетипическими образами и т.д. - например мандала, как архетипический образ Самости.
Такой термин ввел в психологию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека его ошибки и его успехи, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные определенного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой — это пустая форма, которая должна наполнятся человеческим опытом, его талантами, знаниями и эмоциями.
Рисунок №2
Эго – это центральный архетип в сфере сознания.
Персона – архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому "Сверх-Я"), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона – внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой – скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.
то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
"Тень" – центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. "Тень" – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.
"Анима" и "Анимус" – архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого "Я" и символизирующие собой противоположный пол.
"Самость" – центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.
Мудрец может выполнять роль ментора. Зачастую менторы обучают трикстеров.
Ментор-трикстер — разновидность ментора, который вместо того, чтобы обучать героя напрямую, предпочитает выстроить ситуацию так, чтобы герой дошёл до всех нужных выводов своим умом. Как и положено трикстеру, он часто скрывает своё истинное лицо, не стесняется посмеиваться над героем, ставить его в неловкое положение, на вопросы отвечать загадками или не отвечать вовсе и вообще всячески раздражать героя разными способами.
Глава 2 Примеры
Ярким примером Мудрого старца в кинематографе является небезызвестный Мастер Йода из вселенной Звездных Воин. Главный герой отправляется в загадочное место полное опасностей, что бы найти носителя давно утерянных знаний. Могучего воина, что обучал лучших из лучших. Когда Йода встретил Люка, он притворился старым и безумным и пообещал отвести героя к могучему Йоде. Изучив героя до того как тот узнал имя старца, мудрец смог понять что молодой человек не готов стать джедаем. Но понимание, что джедаев, как в старые времена, уже никогда не будет, заставило его поменять решение и подготовить героя к нелегкому пути. Когда Люк почувствовал что его друзья в беде, он решил бросить обучение и отправиться к ним, Йода же пытался отговорить его, но без успешно. Дав совет на прощание, он остается, хотя даже в таком пожилом возрасте он был могучим джедаем и мог бы отправится вместе с Люком что бы помочь ему в битве с Вейдером. Однако мудрец остается ждать возвращения своего ученика. Наставления старца помогают герою в своем путешествие и передаются будущим поколениям.
Рисунок №3
Еще один пример был написан французским литератором и баснописцем Жаном де Лафонтеном. Его сказка Безумец и мудрец ярко показывает, что мудрецы предпочитают мирное и хитрое решение своих проблем, попутно наказывая обидчика.
Безумец раз бросал каменья в Мудреца,
Преследуя его; Мудрец ему на это:
«Мой друг! Ты в поте своего лица.
Трудился. Вот тебе за то монета.
Труд по заслугам должен быть вознагражден.
Взгляни, вот человек проходит, он
Богат безмерно,
И щедро за твои дары воздаст, наверно».
К прохожему Глупец направился, спеша
Нанесть ему удар, в надежде барыша;
Но воздаяния дождался он иного:
Прохожий слуг созвал, и те спешат скорей
Избить Глупца и прочь прогнать едва живого.
Эта сказка показывает нам, мудрость и хитрость вполне может заменить силу и жестокость. Мудрец своими словами отправил своего обидчика на верные побои, пользуясь безумством и глупостью своего оппонента. Мудрость пожилых людей зачастую недооценивают и считают их советы недостойными. Но кому как не им знать об этом мире? Их жизненный опыт и понимание мира бесценны. Только мудрые могут научить глупцов, как перестать быть глупцами. Но глупцы предпочитают учиться друг у друга глупостям и повторять ошибки снова и снова.
Рисунок №4
Если мы имеем дело не со сказкой, где воплощается детская фантазия о легком исполнении всех желаний, следует обратить внимание на типичные особенности характера совета, который получает герой сказки или мифа. Мудрый старец (кем бы он ни был, седобородым волхвом, старичком-боровичком, сгорбленной старухой с клюкой или филином) дает совет
именно этому герою, пригодный именно для его ситуации и для достижения именно его цели.
Сам совет такого мудрого старца не очень-то легко понять, а чаще вообще невозможно понять, он даже кажется насмешкой. Только в дальнейшем, в процессе разворачивающихся событий, герой сказки начинает понимать, что же имел в виду его советчик.
Совет в сказках (и особенно в мифах), порой, бывает крайне сложен для выполнения, герой сказки затрачивает значительные усилия и преодолевает непреодолимые препятствия, чтобы следовать этому совету, и достичь свой цели.
Еще один яркий пример Мудрого старца нам предоставила анимационная картина Секрет Н.И.М.Х или Секрет крыс американской студии Aurora Pictures. Главная героиня, которая является мышью, приходит за советом к мудрому и грозному филину, которого все зовут Великим Филином. Преодолевая свой страх быть сожранной могучим хищником, героиня спрашивает у него совета. Придя к мудрецу, с благими намерениями она заслужила его уважение и снисходительность, ведь к нему явно не часто заходили в гости за мудрым советом. Филин помогает героине, и отпускает ее невредимой, вместо того что бы съесть, хотя после этого он полетел на охоту и мы узнаем в последствии о том что филин зачастую съедал пришедших к нему, тех кого он считал не достойными. Мудрая птица представлена как древнее создание, весь в паутине и окруженный костями он внушает страх. Его глаза горят желтыми огнями, что в этой картине встречается у еще одного мудреца, старой крысы, что обладает магией и это явно указывает на обладание мистической силой и тайными знаниями. По сравнению с мышами и крысами ведет одинокий образ жизни, как и полагается мудрецу-отшельнику.
Рисунок №5
Совсем другой образ мудрого старика нам преподносит комедия в стиле кунг-фу Пьяный мастер. Здесь нам представляют абсолютно другой вид мудреца. Старый и пьяный бродяга на самом деле оказывается великим мастером кунг-фу, которого отец главного героя которого зовут Вонг (Чань Кунсан или Джеки Чан) ,нанял что бы он усмирил драчливого и самовлюбленного сына своими тренировками. Встреча мастера и ученика произошла случайно, когда главный герой пытался обмануть богатого господина и получить еду за его счет. Но когда этот план не срабатывает, Вонгу приходится драться, и хотя он был сильным бойцом кунг-фу, его побеждают и избивают. На помощь ему пришел старик, который смотрел на все это со стороны. Ловко победив нападавших, старик и Вонг убегают и прячутся в лесу. Там Вонг узнает, что именно этот старик должен обучать его целый год и затевает драку с пьяным мастером, но позорно проигрывает и признает его своим учителем. Однако главный герой не хочет терпеть ужасные тренировки этого пьяницы и пытается бежать от него как только может, но хитрый старик всегда на шаг впереди и каждый раз проучивает своего ученика. Однажды Вонгу удалось сбежать, но в городе его избил злодей этого фильма, это дало герою почву для раздумий, и он понял свою слабость. Избитый и униженный он возвращается к своему учителю, но тот не спешит его прощать. Вонг преподносит мастеру вина как знак примирения, но тот церемониально хмыкает и отворачивается от него. Конечно, мудрец в итоге прощает своего ученика и продолжает обучать его кунг-фу. В финальной битве против главного злодея, учитель приходит только поболеть за своего ученика и не вмешивается в бой.
Пьяный старик, отшельник и бродяга, на самом деле является могучим воином и учителем. Его имя знают и боятся, но он предпочитает скрывать кто он такой и продолжать свои путешествия инкогнито. Он шутливый и очень веселый старик, он добрый и справедливый, он из-за всех сил учит главного героя, потому что уважает его отца, хотя до него тысячи людей пытались нанять его, что бы он их обучал. Он говорит Вонгу ‘Власть и богатство это все ерунда, главное это выпивка. Трезвенники умирают, а пьяницы живут вечно. Тот, кто пьет много вина никогда не проигрывает.’ Через такой неоднозначный посыл старик делится своим жизненным опытом с учеником. Конечно, обычный старик не мог бы сделать то, что может сделать пьяный мастер и это наводит на мысль, что и как любой другой Мудрый старик, этот тоже обладает некой мистической силой. Это подтверждается, когда у мастера кончилось вино и его силы улетучились. Он перестал быть таким сильным, и ему пришлось спасаться бегством. Его источник сил – вино. Его самое страшное оружие и великая слабость.
Более близкий к жизни образ старого мудреца представил нам Эмир Кустурица в своей картине “Черная кошка, белый кот”. В этой картине можно подчеркнуть двух старцев: Заре Дестанова – веселый и задорный пьяница, который после долгого лечения печени снова вернулся к своей семье и Грга Питича – цыганский криминальный барон, что держит в своих руках весь город. Раньше эти два, совершенно разных на первый взгляд человека, были лучшими друзьями и не один раз выручали друг друга.
Ситуация сложилась так, что они были разделены, но в важный час для своих семей, они снова встретились и исправили ситуацию.
Ситуация в семье становилась все хуже, но дедушка не лез со своими советами в дела своих детей, но когда ситуация накалилась до предела, старый мудрец решил вмешаться. Внука Заре насильно хотели женить на девушке, которую он не любил. Старик не мог позволить себе оставаться в стороне и как он выразился “ Я сорву эту свадьбу... весьма элегантным способом. ”
Используя некий ритуал самовнушения Заре впадает в предсмертное состояние или кому и все решают что он погиб, таким образом он хотел остановить насильственную свадьбу.
Тут представлен совершенно другой вид мудреца, в отличие от мудрых и спокойных отшельников, этот шумный пьяница и дебошир.
Рисунок №6
Так же часто этот архетип пересекается с архетипом Мага.
Маг – это творец преобразователь. Маг прикасается к тайному, живет в ней. Это выход за пределы естества и магия как власть. Ведьма соприкасается со стихиями и силами природы. У женщины в этом случае обитает дома не одиночество, а уединение, ибо ее знания не подвластны обычным людям или «от многого знания», поскольку большое количество событий в ее жизни происходит втайне, многие образы и события мира она объединяет внутри себя. Она вырабатывает единый план, правильный в данной ситуации и отрезке жизни, и для себя, и для других. В подобном деле суета и спешка недопустимы.
Типические характеристики Мага или Ведьмы – эмоциональная отрешенность, отшельничество, тайные знания, отчуждение с внешним миром. Магу подвластны знания о высших законах вселенной и благодаря этому он может воздействовать на мир окружающий его. Ведьме же подвластны тайны природы и создание нового из того что уже есть в этом мире посредствам объединения объектов. Она есть глубинное понимание и умелое комбинирование существующего. Одним из самых первых образов мага были шаманы, целители и ведьмы. Вскоре мы встречаем образ алхимика пытающегося превратить кусок свинца в чистейшее золото. Потом появляются ученые изучающие фундаментальные тайны вселенной: Психологи, пытающиеся понять природу человеческого сознания, и гуру, которые предлагают всем поделится секретами духовного просветления.
Направления у этих “волшебных” ученых были обычно такие: исцелить разум, сердце и тело; найти источник вечной молодости и раскрыть секрет долголетия; открытие новых знаний; создание изобретений, которые сделают жизнь человека лучше.
Современное использование
Если при восприятии рекламы (целиком или частично) подключается архетипический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали цели рекламного сообщения. Можно целенаправленно формировать изобразительный или смысловой (и даже звуковой!) ряд рекламного сообщения так, чтобы он вызывал нужный архетип. Например, архетип ребенка. Ребенок – это ассоциация детства, то есть начала, чистоты, света. Рекламные кампании часто используют данный образ, провоцируя, тем самым, потенциального покупателя на доверительное отношение к товару или услуге. Так, например, в рекламе продуктов детского питания визуальный ряд используемых предметов, особая стилистика, цвет направляет зрителя на осознание надежности и защиты, а персонажи рекламы – прелестные дети, потребляющие натуральные полезные продукты – символизируют то самое детство и нуждающееся в защите будущее.
Техника использования этого метода проста: надо найти, стилю какого сказочного героя соответствует то, что нужно сообщить в рекламе. А затем постараться сделать рекламу такой, чтобы она оказалась "параллельной" найденному сказочному сюжету. А потом, это самое важное, надо проверить результат через сказку.
Сказки и реклама имеют много общего. Они создают призрачный мир, одновременно похожий на привычную реальность и в то же время иной. Этот особый мир существует по законам, которые неуловимо знакомы каждому, и иногда он кажется даже более "настоящим", чем проза обыденной жизни. И еще этот мир похож на мир сновидений... А сновидение, как известно, наиболее интимное выражение глубины человеческой психики и образы (картинки) в снах - фантастичные или реальные - идеальная проекция тайных желаний души... можно сказать, что "реклама это сон, приснившийся потребительскому обществу". В "идеальном" пространстве рекламы весь мир товаров и услуг, и их
производство, предстают в их идеальном качестве, для идеальных потребителей.
Следовательно, современный успешный бренд – это всегда послание, содержащий интересную и магическую историю об удивительных качествах некоего товара, выступающего в качестве уникального артефакта (своеобразной скатерти-самобранки), обладание которым способно реализовать мечты потребителя. Поэтому бренд постепенно и становится современным мифом, посредством которого человек осмысливает окружающую реальность.
Архетип мудрец представляется нам в разных областях – в профессии бухгалтера, математика и консультанта, в образе Шерлока Холмса, Штирлица и других персонажей. Сила различных архетипов заключается в том, что они имеют несколько смысловых слоев и способны проявлять себя на разных уровнях. К примеру, мудрец, что жаждет истинных знаний, может реализоваться как эксперт и как маг. Всем людям присущи все архетипы, но проявляют себя лишь те что востребованы в данный момент. У данного архетипа может быть много имен: эксперт, ученый, детектив, оракул, ценитель, советник, философ, исследователь, мыслитель, педант, профессионал, ментор, учитель, созерцатель. Типаж Мага, о котором мы недавно говорили, отлично подходит под рекламу медицинских препаратов, чудодейственных микстур. Осознание того что чародею виднее какие лекарственные травы нужны от болезней, зритель проникается доверием к образу мага-травника. Так же архетип мага подходит для рекламирования курортов и экзотических путешествий, где все ваши мечты и желания чудесным образом исполняются добрым волшебником или джином.
В наше время архитип Старика активно используется в рекламе и на телевиденье. В рекламе используют архитип мудрого старика, что бы привлечь внимание аудитории. Видя почтительный возраст человека на экране, телезрители более охотно примут его слова за правду. Так как пожилой человек зачастую мудр и опытен и зла не посоветует. Подобная манипуляция распространена в рекламе лекарств и препаратов.
Поскольку пожилые люди прожили уже долгую жизнь, их жизненный опыт внушает доверие, которым активно пользуются в рекламе.
Заключение
Архетипы – это неотъемлемая часть в нашей жизни, деятельности и личности, весь спектр архетипов всегда присутствуют в нас. Такие образы стали фундаментом для искусства и мифологии. Поскольку в данный момент архетипы активно используются в имеджиологии и рекламе, эта тема остается актуальной и изучается многими исследователями. Когда архетип проявляется, в определенной ситуации, в человеке, у него создается определенная модель поведения. Архетипы по своей сути бессознательны, но они могут возникать в виде архетипичных образов, как позитивных, так и негативных. Их проявление и активность зависит от большого количества факторов и особенностей человека: врожденные способности, воспитание, страхов, возраста, социальной среды и работы.
В сфере рекламы сейчас активно используют образы архетипов. Делается это для того что бы человек проводил ассоциации с уже знакомыми ему персонажами.
Мудрость – это тяжкое бремя, и каждый его несет по разному. Кто-то становится отшельником, кто-то познает тайны мироздания и вселенной, кто-то ищет спокойствия на дне бутылки, а кто-то скрывает от людей свою мудрость и как волк в овечьей шкуре гуляет среди глупцов.
Подобные визуальные типажи знакомы нам с детства из сказок и рассказов. И до сих пор все архетипичные образы активно используются в имеджиологии и рекламе, дабы воздействовать на нас как положительно, так и отрицательно.
Мудрый старик воистину удивительный типаж. Имея при себе столько знаний и жизненного опыта, он остается в тени и лишь помогает героям в их нелегком пути. Зачастую такая маленькая и неприметная роль является переломным моментом во всей истории. Ведь получив нужные знания от мудреца, человек уже с новоприобретенными силами и умениями идет на встречу судьбе что ждет его.
Список использованных источников и литературы
Основной:
Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; общ. ред. Г. В. Бороздина. – Москва : Юрайт, 2014. – 463 с.
Гавра Д. Основы теории коммуникации : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2011.
Горчакова, В. Г. Имиджелогия. Теория и практика : учеб. пособие для вузов / В. Г. Горчакова. – М. : ЮНИТИ, 2011. – 333 с.
Романова А.В. Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ по имиджелогии. М, 2011.
Ушакова, Н. В. Имиджелогия : учеб. пособие / Н. В. Уша- кова, А. Ф. Стрижова. – 2-е изд., испр. – М. : Дашков и К, 2012. – 278 с.
Интернет ресурсы:
http://www.nlp12.ru/Jung/120/
Дополнительная:
Юпг К. Г. О возрождении // Юпг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1996. С. 250–287.
Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревитарий. –М.: Когито-Центр, 2004. 256 с.
Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб., 2005. – С. 104-106.
Безумец и Мудрец (Un Fou et un Sage) - Жан де Лафонтен
Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар
Секрет крыс (Н.И.М.Х.)
Черная кошка, белый кот (CRNA MAčKA, BELI MAčOR)
Рисунок №1
Рисунок №2
Рисунок №3
Рисунок №4
Рисунок №5
Рисунок №6
[1] Юпг К. Г. О возрождении // Юпг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1996. С. 250–287.
Юпг К. Г. О возрождении // Юпг К. Г. Душа и миф. Шесть
архетипов. — Киев, 1996. С. 250–287. ЮнгК. Г. Парацельс // ЮнгК. Г. Собрание сочинений. Т. 15: Феномен
духа в искусстве и науке. — М., 1991. § 1-17. Юнг К. Г. Парацельс-врач // Юнг К. Г. Собрание сочинений. Т. 15:
Феномен духа в искусстве и науке. — М., 1991. § 18–43. Юпг К. Г. Структура и динамика Самости // Юпг К. Г. AION. — М.;
Киев, 1997. § 347–421. Юнг К. Г. Феноменология духа в волшебных сказках // Юнг К. Г. Душа
и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1996. С. 288–337. FranzM.-L. wm.Individuation in Fairy Tales. — Spring Publications, 1980. JungE., Franz M.-L. von. The Grail Legend. — NewYork, 1970.
См. также разделы «Отец» и «Трикстер» данной книги.