Задания для самостоятельной работы. 1.Человеческий детеныш является наиболее беспомощным существом в момент своего рождения
1.Человеческий детеныш является наиболее беспомощным существом в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли все инстинктивные функциональные системы. Однако, по мнению ученых, потеря инстинктивных форм поведения является благом, расширяющим возможности развития человека [19, с. 245-246]. Прокомментируйте данную точку зрения. Почему отсутствие инстинктивных форм поведения у новорожденного ребенка расценивается учеными как преимущество человека по сравнению с животными?
2.Какими безусловными рефлексами обладают новорожденные? Что такое атавистические рефлексы (приведите примеры)? О чем свидетельствует наличие безусловных рефлексов? Какова связь между созреванием мозга и исчезновением большинства простейших рефлексов?
3.Какие психологические явления описаны в следующих примерах?
1) "Улыбка появляется у Мити все быстрее и быстрее. Теперь уже достаточно только начать с ним разговаривать, конечно, ласковым и всецело адресованным ему голосом, как он сразу одаривает нас улыбкой" [38, с. 22].
2) Ребенок, увидев маму, начинает глубоко вздыхать, вскидывает ручки, перебирает ножками, радостно повизгивает.
3) Наблюдения Р. Шпица за развитием детей в одном из приютов показало, что данное учреждение, несмотря на хороший гигиенический уход, характеризуется высокой младенческой смертностью. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пассивными, предпочитая лежать в постельках [32, с.164].
4.Почему Л.С. Выготский, рассматривая социальную ситуацию развития ребенка в младенческом возрасте, назвал ее социальной ситуацией "МЫ"?
5.Используя рекомендованную литературу, а также другие источники, найдите в литературе примеры, доказывающие, что непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью в младенческом возрасте является ведущим видом деятельности и оказывает превалирующее влияние на психическое развитие ребенка.
6.Характеризуя социальную ситуацию развития в раннем возрасте, Д.Б. Эльконин обозначал ее как "ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый". Прокомментируйте данное суждение. В чем заключается основное противоречие данного возраста?
7. Заполните таблицу "Характеристика познавательного развития в младенческом и раннем возрасте". Какие психические процессы наибо
лее интенсивно развиваются в этот возрастной период?
Таблица 3.6.
|
8. Прочтите выдержки из лекции в стихах профессора БГУ Р.И. Во- дейко "Ранний онтогенез речи: от простого к сложному" (печатается в сокращении). Выделите основные этапы развития речи у ребенка первых 2-х лет жизни [39, с. 44-46]. Малыш родится "немауляткай", Кричит, коль мокрый иль не сыт, Он голосит и тем украдкой Невольно гласные творит. Потом он в месяц или в два, Крик сохранив, придет к гуленью, Гортанный с гласными едва Соединяет в оживленьи. Затем малыш стал лепетать (Примерно месяца в четыре): Согласным, гласным подражать И звукоряд свой строить шире. Международна суть гуленья А лепет - тот национален У мирового населенья: Таков закон - он не банален. Потом речь старшего (не сразу) Младенцу понимать поможет Слова отдельные и фразы, Хоть сам он их никак не сложит. Такую речь зовут "сенсорной". На фразу мамы: "Где тик-так?" - Ребенок бросит взгляд проворный
Лишь на часы, но не на. флаг. Примерно в год, "сенсомоторный" Словарь к сенсорному плюсуя, Ребенок, топая задорно, Уж "мама", "папа" скажет всуе. Речь малыша ситуативна: Смысл - ситуация подскажет, Коль мимика и жест активны, Он, "дай" сказав, на вещь покажет. "Ма" - говорит, что значит "Мама К кроватке тихо подошла". Порою "Ма" твердит упрямо - Возьми на ручки малыша". Словарь быстрей растет сенсорный. (Там все слова, что понимает), А вот словарь сенсомоторный Ребенок слабо пополняет. А в год и месяцев так три - Онтогенеза продолженье: На речь ребенка посмотри - Из двух-трех слов уж предложенья! И изъясняется (что дивно!) Лишь с помощью десятка слов: Ведь речь его ситуативна - "Дава" понятней вблизи дров. А в год и месяцев так семь, Моторный навык приобрев, Начнет произносить он все Сенсорные запасы слов. Словарь сенсорный в года два В сенсомоторный перешел, То говорил малыш едва, Теперь же много слов нашел. И существительных, глаголов, И прилагательных, наречий Во время детских разговоров Услышишь много в его речи. Скачок в развитии словаря - Толчок к склоненью и спряженью.
И стал ребенок, говоря, Учиться связным предложеньям: "Купаю кукаку и лыпку", "Ма кукаки", "ма бабы..., деда" - Такие фразы без улыбки Нельзя принять. А ведь победа! Фонетика еще страдает, "Элизия" в словах нередка: То слог, то звуки пропускает - "Туль" вместо стул, а "етка" - "ветка". Таков итог развитья речи От дня рождения до двух лет.
9. Прочтите следующие примеры и ответьте на вопросы: "Чем вызвано подобное поведение детей?". "Как правильно вести себя родителям в данных ситуациях?"
1) Из разговора двух молодых мам: "Моя Алена (3 года 10 месяцев) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас ее как подменили: упрямится, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся ехать к бабушке, забастовала: "Не хочу!". Мы решили ей уступить. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле не хотелось. Тогда я предложила ее все-таки взять с собой. Но Алена снова расплакалась и опять твердит: "Не хочу, не пойду!". Чем вызвано данное поведение девочки? Как правильно вести себя родителям в этой и подобных ситуациях? [41, с.112]
2) "Сережа (1,1 месяц) подходит к телевизору и многократно включает и выключает его. Мать запрещает это делать. Однако Сережа на запрет со стороны матери не обращает внимания. Когда мать попыталась увести сына от телевизора, Сережа начал громко плакать, упал на пол и продолжал бурно реагировать на действия со стороны матери".