Глава 1. Предмет и задачи специальной психологии. способны трансформироваться во внутренние
способны трансформироваться во внутренние. Длительное пребывание ребенка в ситуации эмоционального напряжения вк о н е ч н о м счете, к а к правило, приводит к устойчивым сбоям вработе центральной нервной системы и нарушениям поведения. Помимо сказанного следует особо подчеркнуть и то, что круг негативных факторов развития, описываемых разными науками, постоянно расширяется, что, в свою очередь, приводит ксоответствующему усложнению предметного содержания специальной психологии. Каждый раз ей приходится сопоставлять характеристики патогенных условий с изменениями впараметрах процесса психического развития, выделяя наиболее типичные среди них.
Таким образом, обозначив область предметного содержа-н и я специальной психологии, мы подчеркнули как ее уникальность по сравнению с другими разделами психологической науки, так и единство с ними. Многие отрасли психологического знания изучают свой предмет именно с точки зрения «условий». Педагогическая психология исследует психику в условиях учебной деятельности, медицинская — в условиях того или иного заболевания и процесса лечения, трудовая — в условиях производственной деятельности и т. д.
Наличие собственного предмета исследования определяет иконкретные задачи специальной психологии. Любая наука всегда стремится раскрыть и воспроизвести наиболее общие законы своего предмета. Но, прежде всего, она должна более или менее точно раскрыть его сущность, ибо указать на предмет и установить его природу далеко не одно и то же. Предметом специальной психологии мы назвали изучение процесса психического развития в стесненных обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет с о б о й стойкое изменение п а р а м е т -ров актуального функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.
Говоря о конкретных задачах специальной психологии, необходимо выделить наиболее значимые среди них. К их чис-19
Специальная психология
лу м о ж н о отнести исследование нескольких групп закономерностей психического развития, а именно:
а) основные и общие, то есть закономерности, по которым
развивается психика в обычных и неблагоприятных ус
ловиях;
б) модально-неспецифические — ряд особых закономер
ностей, свойственных всем группам детей с отклонени
ями в развитии независимо от характера основного на
рушения;
в) модально-специфические — особенности, свойствен
ные какой-то одной группе детей с отклонениями в раз
витии;
г) наконец, последняя группа закономерностей связана с
установлением зависимостей характера психического раз
вития от силы и выраженности патогенного фактора, на
пример от степени и времени потери слуха, от длитель
ности состояния эмоциональной депривации и др.
В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида отклонения в развитии.
Следует особо отметить тот факт, что специальная психология, начиная развиваться как многоотраслевая дисциплина, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л. С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю очередь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность связана с одним парадоксом специальной психологии, на который впервые обратил внимание В. И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследоваться раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что именно этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, п р и -