Исследование особенностей темперамента учащегося
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.
Цель: диагностировать темперамент учащегося, используя метод наблюдения.
Оборудование: план наблюдения, схема наблюдения, ручка, часы, дневник наблюдения.
Пунктирное описание хода работы.
1. Оформить на листах формата А 4 исходные данные предстоящего исследования (тип работы и название). Четко сформулировать цель (уточнить исходную) и составить план наблюдения (возможный образец краткого плана представлен ниже).
Примерный план для наблюдения
1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо
быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания учителя:
а) говорит, что больше так делать не будет, но через
некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается, что ему делают замечание;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя ученик в ситуациях, когда надо сдавать контрольную работу, а он ее еще не закончил, или контрольная сделана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки;
в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговора, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает решать;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени выражает возмущение;
в) спокойно;
г) проявляет растерянность, неуверенность.
6. Как ведет себя ученик в ситуации, когда он спешит домой, а учитель или актив класса предлагают ему остаться в школе после уроков для выполнения определенного задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говоря ни слова;
г) проявляет растерянность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого богатых сведений не получает, но решение принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.
Продумать организацию и условия наблюдения, форму записи, способ регистрации и особенности ведения и оформления дневника. Классифицировать тип предстоящего наблюдения, используя теоретические сведения, полученные на лекционных занятиях по теме «Метод наблюдения», записать тип наблюдения в раздел «Цель». Указать все необходимое оборудование, проанализировав предстоящее исследование на конкретной опытной базе (МОУ СШ №…), кратко описать ход предстоящей работы, опираясь на составленный план, учитывая условия наблюдения и особенности организации вашего конкретного исследования.
2. Проводить наблюдение систематически в течение одной недели, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом ребенке, его деятельности. Учитывать внешние обстоятельства, сопутствующие наблюдению, а также субъективные данные, связанные непосредственно с ребенком, его здоровьем и т.д.
Весьма важно продумать первый момент общения (приход в МОУ СШ № …), а также определиться с критериями, по которым вы будете выбирать объект наблюдения из группы детей. Все материалы для наблюдения должны быть в наличии на момент первого посещения опытной базы.
Регулярно и тщательно оформлять дневник наблюдения и схему (возможный образец схемы представлен ниже, в соответствующих графах проставляются знаки «-», «+»).
Примерная схема наблюдения
Варианты реакции | Пункты плана наблюдений | ||||||
а б в г |
Примечание. Если обнаруживается, что в большинстве случаев реакции учащегося типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвинического темперамента; типа б - холерического; типа в - флегматического и типа г - меланхолического.
3. Полученные данные обработать как количественно, так и качественно для получения более объективных результатов.
4. Итогом проделанной работы станет психологический портрет наблюдаемого, в котором обязательно должны быть отражены особенности его темперамента.
5. Обязательно укажите на те трудности, которые возникли у вас при организации данного вида наблюдения, опишите целесообразные пожелания по усовершенствованию, детализации данной практической работы, исходя из приобретенного вами исследовательского опыта.
6. Перед сдачей работы и отчетом по ней, оцените самостоятельно качество, правильность и аккуратность оформления.