Влияние соревнований на уровень достижения спортсменок в зависимости от особенностей темперамента

(Б. А. Вяткин, 1974)

Испытуемые Результат (в баллах) Достоверность различий
тренировка соревнования
Тревожные 8,47 8,07 Р< 0,02
Нетревожные 8,10 8,11 Незначимо
Эмоционально возбудимые 8,34 7,75 Р< 0,001
Эмоционально невозбудимые 7,83 7,60 Незначимо
Импульсивные 8,75 7,91 Незначимо
Неимпульсивные 8,48 8,65 Р< 0,01

Следовательно, спортсменки тревожные, эмоционально возбудимые и неимпульсивные ухудшают результаты, показанные на тренировке, а спортсменки с противоположными свойствами темперамента эти результаты не ухудшают.

Чем объяснить, что в условиях соревнований у высокомотивированных спортсменок, отличающихся тревожностью, эмоциональной возбудимостью и неимпульсивностью, имеет место ухудшение показателей деятельности? По-видимому, данные свойства темперамента определяют оптимум и пессимум психического стресса, вызванного участием в высокоответственных соревнованиях. Именно в этих условиях у таких спортсменок наиболее отчетливо проявляются отрицательные свойства темперамента, которые обусловливают излишнюю нервозность, тревогу, чрезмерную ответственность и активность, нерешительность, дискоординацию движений, нарушение музыкально-ритмического чувства и т. д. Все это и ведет в конечном счете к снижению результата.

В другом исследовании рассматривалось влияние соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов в плавании в зависимости от индивидуальных различий в свойствах нервной системы — силы нервной системы и уравновешенности нервных процессов (Б. А. Вяткин, 1972). Испытуемые—кандидаты в мастера и мастера спорта СССР по плаванию в возрасте 15—19 лет.

Для того чтобы определить влияние соревновательного стресса (его уровень определялся по показателям тремора и оценки 10 сек. интервала времени) на достижение спортсмена в каждом конкретном соревновании, сопоставлялись результаты, показанные спортсменом в соревновании, с его же достижениями на контрольной тренировке, последний показатель брался за 100%. Результаты спортсмена, показанные в каждом виде соревнований, выражались в соответствующих процентах.

Поскольку разные спортсмены выступали в соревновании на различных дистанциях и в различных способах плавания, то для сопоставления их результатов была использована таблица очков. Данные, полученные в результате исследования, были обработаны методом факторного анализа (табл. 15).

Таблица 15

Итоговые данные факторного анализа

(Б. А. Вяткин, 1972)

Показатели Факторные нагрузки
Сила нервной системы 0,58
Уравновешенность нервных процессов 0,02
Тремор 0,68
Оценка интервала времени -0,34
Результат в тренировке - 0,24
Результат в соревнованиях 0,71

В единственно значимый фактор, как видим, вошли показатели силы нервной системы, стресса (увеличение частоты тремора и уменьшение оценки 10-секунд-ного отрезка времени) и результаты спортсменов в данных соревнованиях.. Это позволяет утверждать, что успех деятельности в условиях соревновательного стресса обусловлен прежде всего силой нервной системы.

Поскольку о возникновении стресса говорят показатели, которые в условиях соревнования статистически значимым образом отличаются от фона, проследим за их изменением у спортсменов с различными свойствами нервной системы (отдельно для каждой типологической группы, табл. 16).

Как видно из таблицы, изменение тремора у спортсменов сильного типа нервной системы значительнее, чем у слабого, у уравновешенных чуть выше, чем у неуравновешенных. По показателю «реакция на время» все спортсмены склонны к недооценке времени, т. е. укорачивают его в условиях соревнований. Однако у «слабых» этот показатель изменяется несколько в большей степени, чем у остальных.

Таблица 16

Наши рекомендации