Предлагаем вам несколько игр на развитие эмоций детей.
ОП. 02. Психология
Дата _____________
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Задание: диагностирование уровня сенсорного развития детей раннего возраста с помощью диагностики «Разрезные картинки».
Цель: изучение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Материал:2 картинки образцы, 2 разрезные картинки мяча и зайчика, разрезанные на 2-4 части.
Возраст детей: ранний возраст.
Количество детей: 2 ребенка.
Важно! Студент, помни, что ты работаешь с малышами для которых важно чтобы ты:
· Был эмоциональным
· Внимательным
· Выразительно, громко, понятно говорил.
Методические рекомендации:
Работа проводится в индивидуальной форме с двумя детьми раннего возраста в виде игры за столом.
Инструкция: посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Проведение теста. Ребенку по очереди предлагают разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет. Если ребенок не справляется с заданием предложите образцы рисунков.
Обработка данных. При интерпретации, прежде всего, обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен на изучение уровня развития действий восприятия, умение выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти правильное место для ног куклы или ее банта). О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 3-4-летний ребенок не может узнать ни машинки, ни зайчика. В этом случае необходимо начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметов, вместе с ним собрать эту картинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативные точки не на одном, а на нескольких предметах.
Результаты диагностики заполни в таблице.
Результаты отмечаются знаками:
«+» - задание выполнено без замечаний, затруднений, полностью.
«+ ,- » - задание выполнено с небольшими затруднениями, частично.
« - » - задание не выполнено.
№ | Фамилия имя, ребенка, возраст. | Задание понял ( +, + -, - ) | Картинку собрал без труда ( +, + -, - ) | Называет цвет, форму ( +, + -, - ) | Четко видит информативные точки предмета (+, + -, -) | Комментирует свои действия (+, + -, -) |
Важно! При составлении выводов и рекомендаций воспользуйся информацией о достижениях малыша из предложенной ниже таблицы.
Достижения детей в 2 года
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец |
Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы | |
Величина | Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах |
Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец | |
Цвет | Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть |
Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов | |
Качества предметов | Уметь различать величину предмета:большой-маленький; тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь есть аккуратно, не обливаясь |
Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком | |
Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться | |
Уметь частично раздеваться | |
Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки | |
Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании) |
Вывод по результатам диагностики:
1ребенок:_________________________________________________________________________
2ребенок:_________________________________________________________________________
Рекомендации по сенсорному развитию, обследованных детей:
_________________________________________________________________________
Оценка ______________________ Преподаватель ______________________
Дата __________________
Тема: «Развитие личности дошкольника»
Задание: определение мотивов учения (разработана М.Р.Гинзбургом)
Цель: выявить структуру мотивов учения ребенка.
Материал: картинки.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Количество детей: 2 ребенка.
Методические рекомендации:
Процедура проведения:
Диагностику проводите в индивидуальной форме, за столом, в спокойном месте. Прочитайте ребенку небольшой рассказ. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служит внешней опорой для запоминания
Инструкция ребенку:
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ о мальчиках (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки), которые разговаривают про школу. Первый мальчик говорит, что ходит в школу потому, что его заставляет мама. А если бы не мама, он бы в школу не ходил».
На столе перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком, на котором женская фигура склонилась вперед с указующим жестом, а перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (отраженный в рисунке мотив является внешним по отношению к самой учебе, например, подчинение требованиям взрослых).
«Второймальчик говорит, что ходит в школу потому, что ему нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, он бы все равно учился».
Перед ребенком выкладывается следующая карточка со схематическим рисунком, на котором изображена фигура ребенка, сидящего за партой (отраженный в рисунке мотив является собственно учебно-познавательным).
«Третиймальчик говорит, что ходит в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Перед ребенком выкладывается третья карточка со схематическим рисунком , на котором изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (отраженный в рисунке мотив является игровым, неадекватно переносимым в новую - учебную - сферу).
«Четвертый мальчик говорит, что ходит в школу потому, что хочет быть большим. Когда он в школе, то чувствует себя взрослым, а до школы был маленьким».
Перед ребенком выкладывается следующая карточка со схематическим рисунком, на котором изображены две фигуры (взрослого и ребенка) спиной друг к другу, у взрослого в руках портфель, у ребенка - игрушечный автомобиль (отраженный в рисунке мотив является «позиционным», связанным со стремлением ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими).
«Пятый мальчик говорит, что ходит в школу потому, что ему нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь».
Перед ребенком выкладывается карточка с пятым схематическим рисунком, на котором фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (отраженный в рисунке мотив является широким социальным, основанным на понимании общественной необходимости учения).
«Шестой мальчик говорит, что ходит в школу потому, что там получают пятерки».
Перед ребенком выкладывается следующая карточка со схематическим рисунком, на котором изображена фигурка ребенка с тетрадкой в руках (отраженный в рисунке мотив является мотивом получения высокой отметки).
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Ребенок последовательно осуществляет три выбора.
На основе ответов ребенка выявляют преобладающий мотив учения.
В норме у ребенка преобладает позиционный мотив, связанный со стремлением ребенка занять новую позицию. Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.
Обратите внимание для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
2) широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);
6) мотив учения высокой отметки (отметка).
При проведении диагностики используй рисунки умело:
· Показывай их в соответствии с рассказом;
· Заранее подумай о том, что ребенок должен всегда видеть только один рисунок, то есть ты должна приготовить листок, которым будешь закрывать другие рисунки.
· Все рисунки можно показать, когда расскажешь ребенку все 6 рассказов.
· Результаты заполняй в таблице ниже.
Результаты заполни в таблицу (напротив фамилии ребенка поставь знак «+» под номером той картинки, которую он выбрал) и сделайте выводы.
№ | Фамилия, имя ребенка (возраст) | Картинка № 1 | Картинка № 2 | Картинка № 3 | Картинка № 4 | Картинка № 5 | Картинка № 6 |
Выводы по результатам диагностики:
1ребенок:__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2ребенок:_____________________________________________________________________________
Рекомендации по работе с детьми:
______________________________________________________________________________________________
Оценка ______________________ Преподаватель ______________________
Тема: «Развитие внимания детей дошкольного возраста»
Задание: проведение диагностической методики по изучению внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Цель: изучения концентрации и устойчивости внимания.
Материал:картинка.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Количество детей: 2 ребенка.
Методические рекомендации:
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка:
Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Среднийуровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
№ | Фамилия и имя ребенка (возраст) | Уровень устойчивости внимания (указать время) | Примечания (указать затруднялся ли ребенок, просил ли о помощи, делал ли комментарии во время выполнения задания) |
Выводы и рекомендации __________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка № 1 _________________________________________
Возраст_________________
Фамилия, имя ребенка № 2 _______________________________________
Возраст_________________
Дата ______________
Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Задание: диагностирование детей с нарушениями в эмоционально - личностном развитии и поведении с помощью графической методики «Кактус» (по Панфиловой М.А.).
Цель: изучение эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п..
Возраст детей: 5-7лет.
Количество детей: 2 ребенка.
Материал: чистый лист бумаги цветные карандаши.
Методические рекомендации:
При выборе детей используй метод психологии как наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, а также посоветуйся с воспитателем (попроси назвать детей с проявлениями агрессивности). Ребенку выдаются лист белой бумаги формата А 4 и простой карандаш.
Дается задание: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, как ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: композиция и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются специфичные для данной методики показатели: «образ» кактуса (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), его иголки (размер, расположение, густота).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия - вид иголок. Сильно торчащие, длинные, густые иголки свидетельствуют о высокой степени агрессивности.
Импульсивность - отрывистость и утолщенность линий.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность - чрезмерное подчеркивание своих особенностей, индивидуальных качеств.
Прямота, открытость - наличие отростков, вычурность формы.
Скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - яркие, радостные цвета.
Тревога - темная цветовая гамма (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность - украшения, цветы, мягкие формы и линии. , Экстравертность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертность - на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - кактус изображен как комнатное растение, в цветочном горшке.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.
Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют в детском воображении.
1 2 3 4 5 6 |
Рисунок 1 (мальчик 7 лет). «Агрессивно-тревожный кактус». Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защите.
Рисунок 2 (мальчик 8 лет). «Агрессивно-одинокий кактус». Наличие агрессивности, демонстративности (см. выше), интроверсии, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите.
Рисунок 3 (мальчик 7 лет). «Агрессивно-испуганный кактус». Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.
Рисунок 4 (девочка 8 лет). «Добрый экстравертный кактус». Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности, отсутствие агрессии.
Рисунок 5 (мальчик 7 лет). «Агрессивно-экстравертный кактус». Наличие агрессивности, демонстративности (см. выше), открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Рисунок 6 (девочка 9 лет). «Добрый интровертный кактус». Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии, отсутствие агрессии.
После завершения рисования ребенку можно задать дополнительные вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? С каким именно?
5. Когда кактус подрастет, как он изменится (иголки, размеры, отростки)?
Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей на образ рисунка может повлиять ситуация (например, наличие дома кактуса, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и проч.).
Важно!
По результатам диагностики подбираются коррекционно-развивающие игры.
Для этого тебе надо грамотно проанализировать рисунки детей и сделать выводы с рекомендациями.
Выводы и рекомендации:
Выводы ребенок№1
_________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
___________________________________________________________________________
Выводы ребенок№2__________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Заметки преподавателя ____________________________________________
_________________________________________________________________________
Оценка ______________________ Преподаватель ______________________
Дата ______________
Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Задание: провести игры, упражнения по коррекции детей с нарушениями в эмоционально - личностном развитии и поведении.
Цель: проведение коррекционно-развивающей работы с агрессивными, замкнутыми детьми с последующей работой с родителями.
Возраст:5-7 лет
Количество игр:3-5 игр.
Материал: игры, стендовый материал для родителей.
Методические рекомендации:
Для проведения данного задания необходима большая предварительная работа:
1. Игры подбирать с учетом проведенной диагностики «Кактус», опираясь на свои наблюдения и рекомендации воспитателя.
2.Заранее подготовить папку – передвижку для просвещения родителей оэмоционально - личностном развитии дошкольников. (примерная тематика «Агрессивность в дошкольном возрасте», «Почему ребенок становится капризным?» и т.п.)
Предлагаем вам несколько игр на развитие эмоций детей.
Игра «ДОЖДЬ В ЛЕСУ» (релаксация, развитие чувства эмпатии )
Дети становятся: в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.)
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Игра «ПЧЕЛКА В ТЕМНОТЕ» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты)
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется детский столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
Театрализованные игры
(развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха, тревоги )
Игра-сказка «О РЫБАКЕ И РЫВКЕ»
Взрослый читает отрывок из сказки А.С. Пушкина или кратко пересказывает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки, изображая море (поднимают и опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон — морские звуки. Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или переделать ее.
Важно!
Дополнительно об играх ты можешь найти в следующих источниках:
· Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны». Программ эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера,2011.-139с.
· Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-192с.
· Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 160 с. и др.
Я провел(а) игры с ______ __________________________________________
______________________________________________________________________
Мне понравилось __________________________________________________
_______________________________________________________________________
Было сложно _____________________________________________________
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Я понял(а), что _____________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Заметки руководителя практики ____________________________________
________________________________________________________________________
Оценка __________________ Руководитель практики ___________________