Развитие речи в онтогенезе. Исследуя этапы психического развития детей, выделили несколько периодов в этом процессе, наиболее важен из них тот

Исследуя этапы психического развития детей, выделили несколько периодов в этом процессе, наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, стал отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив основные этапы развития речи 1-й — подготовительный — до 1 года; 2-й — предошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет,3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе. Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав языка - это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения

А.Н. Леонтьев под онтогенезом детской речи понимает сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.

С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Особенно быстро наполняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов [6]. Чаще всего это существительные - названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже употребляются глаголы, наречия. Из прилагательных дети используют слова, в основном указывающие на размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). На третьем году жизни словарный запас ребенка увеличивается в несколько раз. Ребенок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда, то есть в основном тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребенок начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог -на- употребляет чаще, чем -в-, но реже пользуется предлогами -из-, -за-). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, горячий...), форму (круглый шарик). К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов [6]. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) к концу пятого года жизни создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли [6]. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные. Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих); сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи...), однако их ребенок употребляет очень редко. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом) [6]. К концу шестого года жизни ребенок, что лиса, волк - это дикие звери, а корова, лошадь - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь. На седьмом году жизни в качественном и количественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками, может поддержать разговор на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними.

Нужно четко знать каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Все это важно для того, чтобы понять патологию речи, своевременно выявить различные нарушения, выбрать рациональные пути преодоления, предупреждения осложнений в речевом развитии ребенка.

ОТВЕТ. Характеристика ощущений и восприятия. Их роль в адекватном отражении объективной реальности. Классификация ощущений и восприятия. Их закономерности и методы изучения и измерения.

Наши рекомендации