В настоящее время описаны очень много различных тренингов по толерантному поведении. Мы предлагаем ниже несколько тренинговых упражнений, которые могут быть использованы в работе.

«Мы похожи»: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

«Комплименты»Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

«Общий ритм» Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Далее ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждаются вопросы:

· Что отличает каждое определение?

· Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

· Какое определение наиболее удачно?

· Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение— 3—5 мин.).

Все участники разбиваются на 3-4 (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы— 5 мин.

Обсуждаются вопросы:

· Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

· С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

«Лукошко».Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы(например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками и др.) Количество предметов должно превышать количество участников группы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

«Превращения». Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.

Черты толерантной личности

  Колонка А Колонка В  
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию ------------ ------------  

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3—5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

«Волшебная лавка» Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Обсуждаются вопросы:

  • Какие качества присущи толерантной личности?
  • Какие качества характерны для интолерантной личности?

Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности

На заключительном этапе работы( дня или недели толерантности) предложите участникам выработать свои правила «принятия» других людей. Они могут быть помещены на информационном стенде класса. Предложите участникам внимательно следить за событиями в мире, городе, в классе и по возможности предотвращать возможные случаи проявления интолерантности

Идея № 21

«Организуем жизнь класса по новому…»

(Тематический период как форма организации деятельности в классе)

Одним из принципов, лежащих в основе любой гуманистической воспитательной системы современного учебного заведения, является принцип преемственности, последовательности и системности в организации учебной и вне учебной деятельности. Этот принцип требует взаимосвязи всех компонентов системы в их содержании, взаимодополнения в решении педагогических задач в учебной и внеучебной работе, наличия четких и ясных перспектив в деятельности в которую ребенок включается, взаимосвязи последующих педагогических действий с предыдущими, непрерывности педагогических воздействий, обеспечение взаимосвязи с учащимися разного возраста, согласованности требований, предъявляемых к учащимся.

Этим требованиям во многом отвечает организация воспитательной работы через тематические периоды.

По времени тематический период может быть четко закреплен ( по временам года, по месяцам, по декадам и др.) или определяется вариативно в зависимости от сложности и содержательной наполняемости темы ( от 1 до 3 месяцев).

Тематический период, как воспитательный комплекс( В.А.Караковский), представляет из себя ряд дел, разнообразных по форме, способу и времени организации , объединенных одной общей темой - проблемой. Их тематика предлагается самими воспитанниками. В некоторых школах темы периодов являются традиционными ( Праздник песни, Месячник Юного патриота, Неделя Школы и др., «сезонно -праздничные периоды») . При этом каждый год форма проведения традиционного периода может быть разным.

В других случаях темы периодов определяются каждый год по-новому. Чаще всего определение тем периодов осуществляется на общешкольном( или классном) сборе планирования. Форма проведения сбора планирования - мозговой штурм, Банк идей, защита проектов и др. После общего обсуждения тем предлагаемых периодов( на каждом сборе поступает до 50 тем – предложений) проводится голосование, и принимаются 4 ( или более) наиболее интересных. Эти периоды становятся основой общешкольного плана воспитательной работы. На сборе планирования же определяются формы и способы проведения дел « в рамках периода» и ключевые дела (голосованием) – общие дела, которыми заканчивается каждый период.

Темы периодов могут быть связаны с крупными историческими датами или событиями ( Колесо история, Пушкинская Ассамблея, Культура мира и др.), со школьными датами. В последние годы в качестве тем периодов выносятся серьезные социальные и молодежные проблемы ( «Мы против», «Человек –это звучит гордо, человек- это звучит горько», «Прощай, ХХ век», «Я –личность», «Я –гражданин» и др.), познавательные темы( «Эта неизвестная планета», «Тайны земного шара», «Сто тайн», «Жемчужины человеческой мудрости», «Сто тысяч почему» и др.). Темы должны быть по-настоящему актуальны для воспитанников и иметь высокий воспитательный потенциал( к сожалению , нередко ребята предлагают развлекательные периоды и задача педагогов направить рассуждения ребят при планировании в актуальное для самовоспитания и саморазвития воспитанников русло). Тема должны быть достаточно крупной», чтобы была возможность вирировать ее содержанием.

В течение периода идет работа по «вхождению в тему»и подготовка к общему ключевому делу. Происходит по сути дела практическое накопление знаний учащихся по проблеме, расширяющих их социальный опыт и представления в этой области. Это могут быть часы общения, классные вечера, классные КТД по проблемам периода, встречи с различными специалистами и др.

Организация жизни класса по тематическим периодам систематизирует работу класса и классного руководителя, расширяет спектр творческих поручений, делает жизнь класса интересной и творческой. Некоторые идеи, которые приведены выше тоже могут стать тематическим периодом.

Варианты тематических периодов

Название периода Классы Примерные дела периода Содержание ключевого дела  
Тематический период «Мы против» 1-3 кл. -конкурс рисунков по теме периода -день здоровой семьи -праздник здоровья -КТД «Мой город» -операция «Живи, дерево», -Цветочный сад» -трудовой десант -КТД «Я выбираю здоровье» -конкурс стихов и мини-сочинений Главное дело в 1-3 классах - игра по станциям «Я выбираю здоровье», где ребята узнали о вреде алкоголизма, табакокурения, совершив путешествие по своему организму вместе с Джуной (Лазарев).  
5-10 кл. -конкурс агит-плакатов -операция «Мы хотим жить» -акция «Живи, лес!» -КТД «Мы против» -участие в марше парков -экспедиция в национальные парки -школа демократической культуры -пресс-конференция «Власть и мы» -акция «Письмо к взрослым» -акция «Мы дети на зеленой планете и эту планету мы сохраним» -праздник «В здоровом теле –здоровый дух» -школа здоровья Главное дело периода - акции и операции в защиту прав детей, по охране окружающей среды и за здоровый образ жизни. Проведя предварительную подготовку в школе ребята с конкретными делами (выступления агитбригад, работа в заповедниках и заказниках) выходили в окружающий социум  
Тематический период «Загадки земного шара», носит познавательный характер 1-3 кл. -УТЯ (университет таинственных явлений)     Ребята по желанию поступают на 11 факультетов открытого в школе университета таинственных явлений: факультеты тайн моря, земли, леса, насекомых, слова, цифры, человека, здоровья, народных мудростей и т.д. Чтобы поступить туда, ребята готовят научно-исследовательский проект, а выпускные экзамены носили творческий характер.(в виде разнообразных КТД по классам)    
5-11 кл. -открытие школьного научного общества -мини-школы по отдельным предметам и наукам -математико-биологическая игра «Спасатели, вперед» -пресс-конференция «Общество любителей свежего воздуха» -географическое КТД «По следам великих географических открытий» -биологическое КТД «Мини-мир» -химический вечер «Тайное в явном» -физическое КТД «Всегалактический съезд по проблемам мироздания» Ребятам нужно было отправиться в экспедицию, на этот раз - за тайнами Земли по выбранным ими направлениям. Причем участники экспедиций «играли» определенные роли: спасателей, в игре «Спасатели, вперед», инопланетян на физическом вечере, мореплавателей и исследователей в географическом КТД. В течение месяца экспедиции составляли «Бортовой журнал», путешествуя от тайны к тайне, а затем «отчитывались» о проделанной работе, обсуждали проблемы мироздания, искали выход из экологических проблем нашей планеты и т.д.  
Тематический период « 8-е чудо света», задача - побудить увидеть ребят «необычное рядом», найти «новое» чудо света, научиться делать чудеса своими руками 1-3 кл     5-7 кл.     8-11 кл.   -КТД «Путешествие в страну неразгаданных тайн» -День Доброго Волшебника -праздник «Чудеса без чудес» -Чудеса в решете (выставка поделок-чудес своими руками) -выставка рисунков – «7 чудес света» -День Чуда     -Устный журнал «Удивительное рядом» -вечер разгаданных и неразгаданных тайн -творческие уроки «Чудеса науки и техники» -город мастеров «Необыкновенные превращения обыкновенных вещей» -музей 7 чудес света -КТД - 8 чудо света (чудеса в природе, музыке, истории)   -вечер «историй по -секрету» -по следам капитана Немо и других... -«Тайная вечеря» - КТД по 7 чудам света -Музей 7 чудес света -КТД - 8 чудо света (чудеса в науке, в творениях человека, среди самих людей).   Ключевое дело в начальной школе - День Чуда, главная его идея - совершить для своих близких и друзей что-то чудесное и доброе, подготовить «Волшебный сюрприз».   Главное дело периода «Музей чудес света». В школе открылся музей, где экспонатами были и 7 чудес света, представленные в виде творческих миниатюр и пантомим и новые чудеса, которые придумывали сами ребята. Все желающие могли стать экскурсантами в этом необычном музее.    
Тематический период « Старые песни о главном» (колесо истории). Период «погружения» В историю Российского государства 1-3 кл.     5-7 кл.     8-11 кл.   -русские посиделки -вечер «Это было недавно, это было давно» -аукцион народных мудростей -праздник «Молодецкие забавы» -экспедиция в «далеко» (1 класс пища, хозяйство, 2 класс - одежда и быт, 3 класс - по Золотому кольцу России   -мини- сочинения « Мое прошлое, прошлое моей семьи -КВН «История одного дня -декада старых фильмов -Домашний музей -Что? Где? Когда? (викторина) -фестиваль «Русские игрища» -КТД «Колесо истории» --экспедиции по городам России (заочные) -викторина «Умом Россию не обнять» - философские чтения «Разговор с великим Россиянином» -   Главное дело периода «Колесо истории», проходило по связкам разновозрастным, по 2-3 класса. Каждая связка отправилась в экспедицию в прошлое России по отдельным эпохам : Киевская Русь, Татаро-Монгольское иго, царствование Петра 1, эпоха Ивана Грозного, война 1812 года, 1 русская революция, октябрьская социалистическая революция и НЭП, Великая Отечественная война, 50-60 годы, наши дни и т.д. Дело состояло из 2 частей. Сначала каждая связка подготовила «остановку» в прошлом, где можно было побывать на революционном митинге, позаседать на собрании колхозников, заглянуть в девичью светлицу, на урок времен Ивана Грозного и т.д. А потом на 4 творческих площадках разыгрывались мини-спектакли с целью создания духа заданной эпохи, основных ее событий  
Тематический период «Игры Доброграда». Цель - с помощью различных видов игр разнообразить досуговую деятельность, научить детей с пользой проводить свое время 1-3 кл.   5-7 кл.   8-11 кл.     --КТД «Спорт для всех» (спортивное дело для детей и родителей) -Игра без границ (конкурс мини-игр) -чемпионы и чемпионки (конкурс дворовых игр) -чемпионат по настольным играм   -Чемпионат по настольным играм - чемпионат познавательных игр -операция «Игра дело серьезное» -ярмарка идей (познавательная игра) -спортивный праздник «На старт» -по следам олимпийских игр (устный журнал) -школа игры   -игры»Тренинг, досуг» -экономическая игра «ЭХО» -игра «Ярмарка качеств» -Доброградские игры (спортивный праздник -многоборье) -«Игры всякие важны, игры всякие нужны» (журнал- путешествие для малышей) -школа выживания (биологическая игра) Праздник игры и игрушки (по традиционному плану)   Составив классную картотеку игр, ребята в течение дня дела проводили друг у друга самые интересные игры, обучая друзей веселым и полезным состязаниям.   Главное дело периода _ экономическая игра «ЭХО». Задача каждого класса - создать собственное предприятие, такое, чтобы оно приносило доход в специально созданное валюте. Заработать первоначальный капитал можно было поучаствовав в экономической викторине. Увеличить его - или игрой на бирже, или собственным «делом» - работали кафе, магазины, кинотеатр и т.д., или благотворительностью - реальной работой на социальных объектах (д\с, школе, интернате, помогая престарелым и т.д.). Всего за 1,5 месяца игры ребята отработали около 3500 человекодней.  
«Идеальная школа ХХ века». Девиз периода - «Друзья, прекрасен наш союз». Задача – посмотреть на проблемы современного образования и собственной школы глазами детей и взрослых, увидеть пути дальнейшего развития школы. 1-3 кл     5-6 кл.   7-11 кл.   -Я хочу учиться в школе - игра по станциям -КТД «С днем рожденья, дорогая школа» -Праздник прощания с букварем -Посвящение в юные музыканты, художники, танцоры -операция «Подарок» -КТД « Я, ты, он, она - вместе школьная семья» -«Чему учат в школе» - разговор по душам -конкурсы, сочинения, стихи, рисунки о школе   -Ярмарка ЗУНов -игра «Умники и умницы» -КТД «Путешествие в школьные тайны» -операция «Школа- мой дом» -праздник Дня Рождения школы -конкурс проектов школ ХХ1 века -конкурс газет о школе -конкурс сочинений - размышлений «Что я хочу знать»   --Игра «Хочу все знать» -Школьные Олимпиады -Сократовские беседы «Что я хочу знать» -пресс-конференции с родителями «Да, были школы в наше время» -День замечательных выпускников -Защита проектов образовательных систем « Что день грядущий нам готовит» -КТД «Идеальная школа ХХ века» Ключевое дело периода для старших и средних классов представляло из себя защиту Идеального учебника для Идеальной школы. Разделившись на связки « по интересам», ребята в течение месяца готовили материалы к учебнику, выбрав для защиты по 1 странице - предмету. Задача была создать такой супер- учебник, который « как прочтешь- так сразу все узнаешь». На заседание редколлегии была представлена творческая защита 14 страничек (по всем учебным предметам школьной программы). В результате созданный учебник был «рекомендован» для всех школ в качестве пособия для ускоренного прохождения школьной программы.  
Период « От фольклора до авангарда до авангарда». Задача периода – стимулирование интереса ребят к различным видам творчества, исследование направлений в разных жанрах искусства. 1-3 кл.   5-11 кл.     -«Музыка всех времен и народов» : песни наших бабушек, песни мульти-пульти, ты да я, да мы с тобой. -операция «Музыкальный сюрприз» -операция «Для вас у нас... -танцевальный калейдоскоп (танцы народов мира) -музыкальная гостиная «Слушай и запоминай» -КТД «Этот пестрый мир искусства» -детская филармония   -вечер джазовой музыка -вечер классической музыки -вечер русского романса -музыка для всех - литературно-музыкальный журнал -песни для души (вечер бардовской песни) -праздник танца (по направлениям) -музыка города (КТД по архитектуре) -авангард- шоу (КТД) -«Мы выбираем» - диспут о молодежной субкультуре -«Ты мне, я - тебе» (викторина по художественному изобразительному искусству) -«Ах, мода, мода». Спектакль о истории костюма школьного театра моды. Ключевое дело периода -«Музыка всех времен и народов» проходило по параллелям. Ребята во время подготовки тщательно изучили тему своего выступления, побывали на «взрослых» концертах, в филармонии, провели вечера - посиделки с носителями культуры, а затем в мини- спектаклях постарались поделиться своими знаниями с другими ребятами. Получилось веселое шоу. А ребятам так понравилось петь, что после праздника в школе появилось 3 кружка разного направления, которые возглавили родители и бабушки. Ключевым делом по параллелям было авангард-шоу. Каждый класс получил задание подготовить экспозицию -экскурс по одному из видов искусства (танец, музыка, ИЗО, архитектура, мода и т.д.), а в конце они должны были придумать свое новое направление и продемонстрировать его в различных формах.    
Тематический период «Сказка ложь, да в ней намек» ставил целью развитие познавательного интереса у ребят, их фантазии и творчества. 1-3 кл.   5-7 кл.   8-10 кл.     -путешествие в страну сказок (игра по станциям) -сказочный КВН -аукцион сказок пресс-конференция со сказочными героями -читательская конференция по сказкам   --«Сами сочиним сказку» КТД -аукцион сказочных мудростей -конкурс знатоков сказок -конкурс фантастических рисунков -конкурс «Дидактические сказки» -сказочные приключения (спортивно-творческий праздник) -день сказочного героя -устный журнал «Сказание о сказках»   -сказки про сегодня -КТД -конкурс знатоков фантастики -игра «Заколдованная страна» -защита фантастических проектов «Утопия ХХ1 века» -фантастическое телеобозрение -читательская конференция по книгам в стиле «Фентези» -КТД «Сказки для взрослых» -Воспоминания о будущем (диспут) --Викторина «Литературные сказки»   -  
Тематический период « Я – личность» был призван найти новые таланты, ставилась задача перед каждым «познать себя». 1-3 кл.     5-8 кл.   9-11 кл.   -цикл часов общения по программе познания личности -КТД « Что в имени моем» -Операция « Научите меня доброте» -КТД «Ты да я, да мы с тобой» -День творчества   -КТД «Ученье с увлечением» -КТД «Здравствуйте, это мы» -Операция «Что ты сделал, чем ты людям помог» -День хобби -День творчества -КТД «Приходите в гости к нам» -КТД «Как много девочек хороших, как много девочек крутых» -Сократовские беседы «Личное в личном» -КТД «Звезды и люди» -КТД « 5 минут с великой личностью» -пресс-конференция с популярными личностями школы -ассамблея личностей школы -операция «Я + мы» -игра «Порок или добродетель» -Ток- шоу «Как мы живем»- - ток- шоу «Я умею выбирать» -  

Идея № 22.

«Проект -это просто, проект - это нужно, проект -это важно…» (Проектная деятельность в классе)

Методу проектов в современной педагогической литературе уделено особое место. Педагогическая практика уже на протяжении столетий ищет согласие между формально- функциональной составляющей обучения, построенной на ведущей роли учителя в предоставлении готовых знаний, которые закрепляются в большей степени за счет эксплуатации памяти, и школой, развивающей, нацеленной на свободу, характеризующуюся правом выбора, самостоятельность, неформальным общением, самовыражением и высшей человеческой потребностью (А.Маслоу). Во многом вышеизложенным задачам отвечает популярный сегодня метод проектов, возникший еще в начале прошлого столетия в США.

В основе организации воспитательного процесса через индивидуальные и групповые проекты лежит идея определения важных личных, групповых или социальных проблем, самостоятельная разработка вариантов разрешения этих проблем и активная работа по реализации запланированных результатов.

Вообще под проектированием выстраивание и пошаговое практическое воплощение того, что должно быть, где каждый новый шаг осуществляется с учетом анализа результатов предшествующего и рефлексии собственных действий самим проектировщиком.

Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и в буквальном переводе означает «брошенный вперед». Проект не равен программе или плану работы. Чаще всего они входят в проект, как осознание предстоящей по достижению поставленных целей системы деятельности.

Проект отвечает на вопрос, что будет, если будут предприняты специальные действия. Причем это предвидение происходит до начала реальной деятельности. ( Перспектива деятельности определяет мотивацию деятельности и ее результативность). Проект сразу подразумевает наличие конечного результата, реально оцениваемого и достижимого. В любом проекте обязательно четкое прописывание всей деятельности, оценивание ее значимости и результативности. ( при чем четче проектировщик представляет эти действия, тем лучше). Проект это всегда то, что будет сделано ( а также зачем, для чего, и каким образом). К сожалению иногда проектами называют план работы, анализ проделанной работы и др.

При организации воспитательного процесса через проекты проектировщиками выступают сами воспитанники. В данной технологии действенно-практические задачи , которые ставит перед собой воспитанник при создании и реализации проекта, смыкаются с педагогическими задачами создания условий для социального становления и развития личности и задачами самовоспитания. Педагогические задачи расширения социального опыта, опыта социальных ролей, развития социальных и самостроительных компетентностей не ставятся напрямую, а становятся позитивным «побочным » эффектом самостоятельной деятельности учащихся. В воспитательном процессе, построенном на методе проектов происходит и интеграция учебной и внеучебной деятельности( любой проект предполагает привлечение широкого спектра различных знаний, информации , чаще всего выходящих за рамки учебной программы).

Проекты доступны практически всем учащимся с 1 по 11 класс. Роль педагога при этой технологии - руководство и консультирование деятельностью.

Классификацию проектов можно сделать по нескольким основаниям:

  1. По приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые.
  2. По предметно-содержательной области: экологические, правовые, коммуникационные, информационные, экономические, художественные и др.
  3. По участию в разработке: личностные, групповые
  4. по обращенности к аудитории: индивидуальные, школьные, региональные, международные и др.
  5. по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные

Методика деятельности по руководству проектирования:

  1. Включение ребенка в проектную деятельность ( формирование проектных знаний, умений и навыков организации работы)- установочные занятия
  2. Разработка проектов( выбор проблемы, постановка целей и задач, разработка планов деятельности, определение возможных результатов)
  3. Презентация
  4. Деятельность по реализации проектов
  5. Консультации по проектам
  6. Оценка деятельности

Общее описание проекта.

1.Обоснование необходимости проекта

Содержит ответы на вопросы

  • почему этот проект необходим
  • какие проблемы он будет решать

3.Цели и задачи проекта :

Содержит ответы на вопросы:

  • какие конкретные цели ставит перед собой проектировщик для решения выбранной проблемы
  • задачи, которые будут решаться для достижения поставленных целей

4.Описание проекта( стратегия и механизмы достижения поставленных целей)

Содержит ответы на вопросы:

  • Каким образом будут достигнуты цели

Наши рекомендации