Рекомендации педагогам и родителям. * учить детей различать предметы на ощупь.
* учить детей различать предметы на ощупь.
* Формировать умение выделять признаки в предмете.
* Учить соотносить предметы по величине.
* Учить способам распознающего наблюдения.
* Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
* Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
* Формировать умение составлять из частей целое.
* Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
* Различать основные признаки разных времен года.
* Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
* Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
* Формировать сенсорные эталоны формы.
* Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Упражнения и игры для развития восприятия
* «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
* «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
* «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
* «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
* «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
* «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
* «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
» «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь,
* «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
* «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
Занятие 1
4.1. «Чего не хватает?»
Цель; развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием (приложение 10).
Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.
4.2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».
4.3. «Сравнение предметов»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.
Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Психолог задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова психолог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.
4.5. «Пчелка» Цель: обучение переходу из одного режима громкости
Дидактический материал: вырезанные из бумаги цветы, колокольчик.
Описание задания. Ребенок, изображая пчелку, жужжит и перелетает с одного цветка на другой. Взрослый объясняет пчелке: «Если я позвоню в колокольчик 3 раза, значит, летит трутень. Его надо прогнать. Для этого надо жужжать громче. Два звонка будут означать, что трутень улетел, можно возвращаться к своим делам и жужжать тихо. Один звонок означает страшную опасность — пчелка должна мгновенно замолкнуть и спрятаться».
Занятие 2
4.6. «Чего не хватает?»
Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием {приложение 11).
Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая геометрическая фигура должна быть в пустой клеточке.
4.7. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисована дверь, вот — окно. А здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».
4.8. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек:
1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;
2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;
3) яблоко, груша, виноград, огурец;
4) помидор, морковь, машина, картофель;
5) шапка, машина, самолет, поезд.
Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.
4.10. «Дыхание»
Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.
Описание задания. 1. Дышать обычным способом. 2. Выдох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение выполнять 5 мин.
Занятие 3
4.11. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек:
1) огурец, капуста, пирожок, свекла;
2) ручка, пенал, карандаш, фломастер;
3) тетрадь, журнал, книга, газета;
4) мальчик, девочка, мужчина, дедушка;
5) лампа, свеча, торшер, фонарик.
Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог просит показать и назвать лишний предмет на каждой карточке (аналогично заданию 4.8).
4.12. «Сыщик»
Цель: развитие умения кодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; любая небольшая игрушка.
Описание задания. Психолог объясняет ребенку схему своего кабинета, просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком.
4.13. «Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».
Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.
4.15. «Улыбка»
Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального обшения.
Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз.
Занятие 4
4.16. «Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.
Варианты серий слов:
1} храбрый, злой, смелый, отважный;
2) яблоко, слива, огурец, груша;
3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка; 4} платье, свитер, шапка, рубашка;
5) береза, дуб, сосна, земляника;
6) мыло, мочалка, шампунь, веник.
4.17. «Сыщик»
Цель: развитие умения кодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь.
Описание задания. Психолог объясняет ребенку схему и просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком.
4.18. «Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Дидактический материал: кубики Б. П. Никитина «Сложи узор».
Описание задания. Ребенкупредлагаются поочередно три картинки с нарисованным на них узором. Ребенок Должен из кубиков выложить такой же узор.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 1—3.
4.20. «Встречаемся и прощаемся с улыбкой»
Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний.
Описание задания. Психолог: «Сейчас мыпоиграем в такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только ты увидишь мою улыбку — должен тоже ответить мне улыбкой, Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки — ты тоже не должен улыбаться». Игра проводится 6—8 раз.
Занятие 5
4.21. «Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».
Описание задания. Выполняется аналогично заданию 4.13.
4,22. «Тонет — не тонет»
Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.
Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.
Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в рукитеннисный и металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой — нет?» Ребенокопускает шарики в воду. Такойже опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем ребенок, не беряв руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а
что тяжелее, что утонет, а что — нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду.
4.23. «Угадай предмет»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.
Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.
Описание задания* Психолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это — теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, психолог убирает их.Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 4—6.
4.25. «Тряпичная кукла»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Описание задания. Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю. Рукападает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю, и она тоже падает на диван» и т.д.
Занятие 6
4.26. «Тонет — не тонет»
Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления, умения обобщать.
Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.
Описание задания. Ребенку предлагаются все приготовленные предметы. Психолог говорит: «Раздели эти предметы на две группы: одна группа — предметы, которые тонут, а другая — предметы, которые не тонут». Далее ребенок может, опуская в воду предметы, проверить, правильно ли он справился с заданием.
4.27. «Мячик»
Цель: развитие аналитического мышления.
Дидактический материал: мяч.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово, которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка — дождик, хлеб — нож, конура — собака, варенье — банка и т.д.
4.28. «Угадай предмет»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.
Дидактический материал: 15картинок с изображением знакомых ребенку предметов.
Описание задания. Психолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. После того как все картинки проанализированы, ребенок убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет психологу признаки изображенного предмета. Психолог должен назвать предмет.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 7, 8.
4.30. «Скульптура»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание задания. Психологговорит ребенку: «Ты -глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульпту-
ру», «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины.Далее «скульптор создает скульптуру».
Занятие 7
4.31. «Мостик»
Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-я — лес, гриб; 2-я — книга, мальчик; 3-я — ваза, цветы; 4-я -плита, кастрюля; 5-я — пуговица, иголка.
Описание задания. Психолог показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никакне связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.
4.32. «Аналогии»
Цель: развитие аналитического мышления.
Дидактический материал: мяч.
Описание задания. Психологговорит ребенку: «Сегодня я буду бросать тебе мяч и называть любое слово, а ты должен бросить мне мяч обратно и назвать слово, которое подходит к названному мною».
4.33. «Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Дидактический материал: кубики Б. П. Никитина «Сложи узор».
Описание задания. Выполняется аналогично заданиям 4.13 и 4.21.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечногонапряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все упражнения.
4.35. «Кляксы»
Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
Материал: большой лист бумаги, гуашь.
Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать руками все, что он захочет.