Все живые существа имеют способность

Концентрировать свое внимание. Вы должны

Научиться использовать это по максимуму.

Даже комнатные мухи «концентрируются», и вы можете убедиться в этом в следующий раз, когда она сядет вам на руку. Попробуйте ударить по ней как можно быстрее — ско­рее всего, вы промажете. Но подождите, пока насекомое не найдет какую-нибудь аппетитную часть вашей анатомии и не начнет сосредотачиваться на обеде, чистя задние лапки. И вот тогда — бейте сильнее!

Дети имеют замечательную способность концентрироваться, это знают все родители. Позовите вашего ребенка на обед, ког­да он поглощен игрой в соседней комнате, и он просто вас не услышит. Заговорите с ним в то время, когда он сосредоточен на телевизионной программе, — он даже не поймет, что вы находитесь в комнате.

Каждый день мы видим примеры наивысшей концентрации. В бейсболе нападающие настолько пристально всматриваются в движение мяча от питчера к «дому», что за доли секунды они координируют бесчисленные нервные импульсы, чтобы схватить мяч, летящий со скоростью в добрую сотню миль в час. Когда концентрация подводит, отбивающий просто зря лупит по воздуху.

Мы видим полевой гол бьющего по мячу игрока, когда он отключает свое сознание от вопля шестидесяти тысяч болельщи­ков, счета, других игроков и сосредотачивает все свое существо на том, чтобы попасть между стойками ворот. Один игрок, Рей Вершинг, настолько сильно концентрируется на «восстановлении в памяти» физической координации своих прекрасных ударов, что с того момента, когда он делает первый шаг по полю, он отказывается даже смотреть на стойки ворот. Маркеры в ярдах подсказывают ему, какой длины должен быть удар, а игрок, держащий мяч, указывает направление. По мнению Вершинга, его дело — сконцентрироваться на выполнении прекрасного удара. Проход между стояками ворот — работа мяча, и Вершинг отказывается ослабить свою концентрацию, волнуясь об этом.

В следующий раз вы смотрите на игру в кинофильме великих актеров, таких как Роберт Де Ниро, Аль Пачино или Одри Хепберн. Попробуйте представить себе, что происходит на самом деле: полдюжины операторов, режиссер и его помощники, костюмеры и реквизиторы, технические консультанты, другие исполнители — все эти люди находятся на небольшой площадке, огороженной картонными стенами в большом, темном здании, мало чем отличающемся от самолетного ангара. На актеров светит холодный ярко-белый свет, над ними с потолка свисают микрофоны. И все же, когда режиссер кричит «Мотор!», возникает чудо концентрации.

Исполнители перестают обращать внимание на все, что происходит вокруг них. Их концентрация настолько глубока, что они буквально становятся теми персонажами, которых они играют. Обстоятельства сценария становятся их жизненными обстоятельствами, и страсти, которые они изображают, — подлинными страстями, которые взрастают из их концентрации.

Во всех проявлениях иллюзии и силы сознания, которые мы будем обсуждать в дальнейшем, от экстрасенсорного восприятия до внушения, ключевым моментом является концентрация. Я подозреваю, что дар телепатии — в значительной степени результат способности к глубокой концентрации. Мои выступления требуют непрерывной концентрации, причем начинать сосредотачиваться необходимо еще за час до начала шоу, и это усилие настолько изнуряет, что за трехчасовой концерт я теряю больше килограмма веса и должен есть пять раз в день, чтобы восстановиться.

Концентрация — ключевой элемент развития

Мощи вашего сознания. Только умение

Концентрироваться способно превратить его

В эффективную систему с неограниченными

Возможностями.

Одной из причин такой большой потери энергии является то, что я должен одновременно концентрироваться с равной интенсивностью на многих деталях. Вот что я имею в виду.

Несколько лет назад мне бросили вызов, предложив повто­рить трюк с освобождением из оков, который сделал Гудини знаменитым. Я — менталист, а не мастер трюков по спасению из замкнутых пространств, но идея захватила меня настолько, что я тренировался в течение нескольких месяцев. Все должно было происходить в прямом эфире и перед живой аудиторией, и я хотел убедиться, что я смогу сделать это за ограниченный отрезок времени.

В вечер перед показом я обнаружил, что не сумел учесть нескольких важных факторов. Одним из них была жара. Я никогда не репетировал под тысячеваттными софитами, и теперь, на сцене, со стянутыми за спиной руками, скрученный в позе эмбриона в утробе матери, в холщовом мешке, который был запечатан металлической цепью с замками, жара очень быстро стала просто удушающей. Это почти убило мою способность к концентрации.

Вторая проблема состояла в том, что полицейский, который должен был надевать на меня наручники, сделал это так, как будто пытался отомстить мне за что-то. Он практически нарушил мне кровообращение, и к тому времени, когда я высвобождался из наручников, мои запястья были в крови. Уверяю вас, боль не способствует концентрации.

И наконец, присутствие аудитории, особенно большого числа сомневающихся в том, что мне удастся повторить подвиг Гудини, и тех немногих (их всегда хоть немного, да есть), кто надеялся, что я провалюсь, было для меня негативным фактором. Негативные эмоции аудитории влияют на меня так же, как единственный скрипач в большом оркестре, играющий фальшиво.

Мне удалось спастись, но, когда занавес разошелся в стороны, аудитория увидела Крескина, который напоминал полуутопленную мышь. Одежда пропитана потом, запястья повреждены, полосы взъерошены. Затем, когда началась рекламная пауза, и просто сел на пол в полном ошеломлении.

Физическая сложность трюка только отчасти объясняет ис­тощение, которое я чувствовал. По большей части оно было вызвано необходимой степенью концентрации. И при этом мне необходимо было сохранять концентрацию еще, по крайней мере, в течение часа, пока программа не была завершена. Я концентрируюсь на «сообщениях», которые посылают мне зрители. Кто-то очень счастлив, он гладит свое обручальное кольцо. Красный цвет. Платье. И я понимаю, что где-то в зале сидит женщина в красном платье, у которой только недавно была помолвка или свадьба.

Синий цвет. Небо, вода. Кто-то с нетерпением ждет океанского круиза. Перед моим мысленным взором появляется борода. Он думает о лодке. На ней два паруса.

Я запоминаю эти сообщения, чтобы позднее использовать их во время концерта.

Я также концентрируюсь на традиционных органах чувств, особенно на образах и звуках. Восприятие сенсорных стимулов, превышающее нормальное, известно как гиперестезия (сверх­чувствительность), о ней я буду говорить позднее. Эта высоко­развитая способность сконцентрироваться на наших обычных ощущениях могла бы на самом деле объяснить большую часть нашего телепатического общения.

Например, несколько лет назад, когда я выступал в отеле «Хилтон» в Лас-Вегасе, я услышал мягкий, непрекращающийся звук тихих щелчков. Это не было звяканье монет или приглушенный звук постукивания по дереву — это был треск пластмассовых фишек, Наконец, когда шум — таким он мною ощущался — начал угрожать моей полной концентрации, я остановился, подошел к краю сцены и обратился к человеку в третьем ряду, который перебирал фишки у себя в кармане:

— Мысленно вы сейчас делаете ставки. Вы чувствуете удачу. Возможно, вам стоит заняться сейчас именно этим.

Он тут же встал и ушел, Я не знаю, победил он или проиграл, но я могу точно сказать, что моя концентрация улучшилась — а зрители решили, что я прочитал его сознание.

Несколько лет назад, находясь в «Эмберс-клаб» в Индиана-полисе, я решил узнать, насколько чувствителен мой слух. Мне согласился помочь главный менеджер клуба, Боб Кэйтес. Каждый вечер, в течение недели, Боб или его сотрудник роняли во время представления какой-то предмет на пол, и, если толпа не слишком шумела, то есть уровень звуков не выходил за пределы обычного дыхания, складывания очков, тихого шепота, я мог услышать этот звук.

В конечном счете, я обнаружил, что, сконцентрировавшись, я мог услышать звук упавшей на пол иголки. С тех пор я делал то же самое в больших аудиториях, однако следует признать, что у меня не получится ничего подобного, если пол застлан ковровым покрытием.

И теперь мы переходим к одному из самых важных уроков, которые вы подучите на этих страницах, — к моему личному методу достижения глубокой концентрации. Важно только, что­бы вы не просто прочитали эту главу — нужно практиковаться. Итак, начинайте практиковаться. Все остальное приложится.

Шаг первый:

очистите окружающее пространство

Иногда я люблю вывести из гаража свой «Мерседес» и по­ехать в далекий город, где я даю концерт, на машине, Я предпочитаю это полету, если расстояние не слишком велико, а путь достаточно простой,

А вот чего я очень не люблю — так это путаницы, отличным примером которой может послужить Балтиморская кольцевая дорога — шестиполосные скоростные автомагистрали, машины съезжаются и разъезжаются налево и направо, несущиеся грузовики не дают увидеть дорожные знаки. Когда я впервые попал на эту дорогу, двигаясь из Нью-Йорка в Вашингтон, я ехал по тому, что считал основной дорогой, и в результате обнаружил, что попал на другую скоростную автомагистраль и еду опять в сторону Нью-Йорка.

То же самое может произойти и с мыслями. В суматохе жизни наш ментальный пейзаж становится очень запутанным. На нас со всех сторон валятся идеи, проблемы, решения. Мы постоянно отвлекаемся на что-то, и наше сознание все время пытается уплыть в совершенно неправильном направлении.

Первый шаг в концентрации — очистить окружающее пространство.

Почувствуйте ваше тело

Вы, вероятно, слышали термин «холизм». Иллюстрированный медицинский словарь Дорланда определяет его как «концепция человека как функционирующего целого». Это означает, что тело и сознание — отнюдь не разобщенные объекты, но тело до некоторой степени — часть сознания, и наоборот. Холод­ная, влажная погода делает нас капризными, потому что телу неуютно. С другой стороны, наши эмоциональные проблемы могут привести к серьезным физическим заболеваниям, даже причинить сильную боль. Это называется психосоматикой или болезнями тела-и-сознания — но даже этот термин подразуме­вает два разных объекта.

Отказ признать единство тела и сознания — вероятно, главная причина того, что некоторые люди не могут полностью расслабиться. Напряженность в теле вызывает напряженность в сознании. Вы не можете заснуть, если ваши мускулы напря­жены, — вы также не можете сконцентрироваться.

Наши рекомендации