Общая характеристика явления

Личность – это особое психосоциальное образование, качество человека, проявляющаяся в его духовной зрелости, социальной значимости, осмысленном и авторском вхождении в систему деятельностей по воспроизводству человеческого типа жизни.

Общим местом является утверждение о том, что личностью не рождаются. Это безусловная истина. Личность есть сложное психосоциальное явление, которое возникает в историко-культурном измерении относительно недавно, с возникновением христианства как культурообразующей религии. Именно с тех пор человеческое «Я» приобрело значимость этической автономности.

В отношении к отдельно взятому человеку личность выступает особым психосоциальным качеством, которое может развиться, а может и не сформироваться в условиях современной жизни. Чрезвычайно сложное образование, личность как явление исследуется помимо психологии многими науками: социологией, этикой, историей, культурологией и др.

Что же необходимо для того, чтобы из родившегося человека вышла личность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вначале рассмотреть два смежных понятия, разграничение которых позволит уяснить и место третьего понятия – «личность» в описании сложной феноменологии (совокупности явлений, phenomenon – явление по-гречески), относящийся к психологическим характеристикам вида Homo Sapiens: человек и индивидуальность.

Коренным, исходным понятием здесь является понятие «человек»: Человек– это прежде всего биологический вид, занимающий определенное место на дереве эволюции. Человек принадлежит к отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид, виду Homo Sapiens. Как биологический вид человек отличается особой телесной организацией: большим объемом черепной коробки, прямохождением, особым строением гортани, позволяющим издавать членораздельные звуки, отсутствием хвоста, слабой волосистостью, относительным развитием длины нижних конечностей по сравнению с верхними, особым развитием первого (большого) пальца на руках и др.

По данным генетики, 97,4% генов у человека и у человекообразных обезьян являются общими, однако 2,6% отличия создали природные предпосылки для развития собственно человеческой психики. Уже в человеческом зародыше заложены генетические предпосылки становления собственно человеческих признаков – как биологических, так и психических. Строение тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, мозг обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий и т.д. Поэтому когда мы говорим «человек», мы влагаем в это слово прежде всего то содержание, которое характеризует высшую ступень развития живых существ на Земле. Вместе с тем, слово «человек» имеет и обыденное значение. Так, мы говорим: «хороший человек», «плохой человек», вкладывая в этот термин житейские оценки и соображения. Таким образом, понятие «человек» отражает сущностные особенности и является исходным, родовым по отношению к данному виду живых существ понятием.

Когда же мы рассматриваем отдельно взятую человеческую особь, т.е. индивида (от «individuum» – неделимое по-латыни), мы отвлекаемся от общебиологических свойств человека как вида, поскольку они одинаковы для всех людей и сосредотачиваемся на присущих только данному человеку психологических чертах и особенностях. Вот это-то своеобразие психологических свойств, состояний и качеств данного конкретного индивида, отличающее его от других людей, и называется индивидуальностью. Индивидуальность особи проявляется в особенностях конституции, темперамента, характера, психических процессов и состояний, в мотивах, стиле деятельности, способностях и т.п. Индивидуальность, есть, таким образом, природное своеобразие человека, преломившееся, благодаря овладению культурой, в его внешности и поведении как совокупности психических процессов, свойств и состояний. Индивидуальность конкретного человека проявляется в преобладании определенных психологических свойств темперамента (скажем, сензитивности) или характера (например, обидчивость), в своеобразии процессов мышления или воображения, силе воли, внешности и т.п. В конечном итоге именно индивидуальность, непохожесть отличает нас от других в непосредственном поведении.

Личность – это не столько природное, сколько именно и прежде всего социокультурное и духовное качество человека, которое характеризует его как деятеля, автора, творца собственной жизни. Личность поэтому есть психосоциальное образование, определяющееся и формируемое социально значимой деятельностью. Важнейшей особенностью деятельности является то, что она выступает субъектом общественных отношений: трудовых, правовых, семейных, политических, групповых, этнических, межличностных и т.п. Кратко говоря, личность – это сознательный человек, несущий ответственность за способы и результаты своих действий. Уже из этого краткого определения очевидно, что сущность личности не сводится только к психологическим свойствам данного индивида, т.е. к индивидуальности. Сущность личности заключена именно в общественном смысле и назначении ее деятельности, т.е. в ее социальном качестве. Поскольку быть личностью – чрезвычайно важная миссия человека, это психосоциальное явление и понятие выступает важнейшим предметом интереса как в психологии, так и во многих других науках. Сама постановка вопроса о личности, о том, что задача человеческого сообщества обеспечить возможности стать личностью каждому члену общества затрагивает интересы практически всех членов общества. Дело заключается в том, что личность – это человек, который осознает и отстаивает определенные этические, эстетические, праксические, аксиологические – (от «axia» – ценность, греч.) ценности. И эти ценности могут противоречить сложившимся нормам, задевать интересы власть имущих, вызывать конфликты в социуме. Личность способна выбирать и отстаивать тот или иной образ жизни, способствовать развитию человечества или, наоборот, тормозить его. Вот почему проблеме личности уделяется столь значительное внимание в современной психологии. Достаточно сказать, что в современной психологии одних только концепций личности насчитывается несколько десятков.

Наши рекомендации