Техническое проектирование
Общая цель подхода «техническое проектирование» (industrial engineering)[2] состоит в максимизации производственной эффективности отдельных сотрудников. В общем, этот подход утверждает, что максимизация эффективности труда может быть достигнута путем структурирования рабочих заданий таким образом, чтобы исключить ненужные операции и стандартизировать наиболее быстрые и практичные методы работы для всех сотрудников, которые ее выполняют.
Фредерик У. Тейлор (Frederick W. Taylor, 1911) — человек, которому мы в наибольшей степени обязаны за разработку представлений, лежащих в основе технического проектирования. Его принципы «научного менеджмента» можно кратко сформулировать следующим образом:
1. Работа должна быть исследована с научной точки зрения для того, чтобы определить, как нужно распределить рабочие задачи среди различных работников и как сделать, чтобы каждая операция, процедура, сегмент работы были выполнены наиболее эффективно. В анализе должны быть точно определены необходимое оборудование, время и продолжительность перерывов на отдых с целью максимизации эффективности.
2. Сотрудники должны оптимально соответствовать требованиям работы. То есть люди должны умственно и физически соответствовать выполняемой ими работе, но их квалификация не должна превосходить требуемый уровень.
3. Сотрудники должны пройти подготовку, чтобы выполнять рабочие задания в точном соответствии с тем, как это определено в результате научного анализа работы. Более того, сотрудники регулярно подвергаются контролю для подтверждения того, что они правильно выполняют свою работу.
4. Наконец, чтобы мотивировать сотрудников детально следовать установленным порядкам, описанным выше, им следует выплачивать существенное денежное вознаграждение за успешное выполнение ежедневной работы (Hackman and Oldham, 1980).
Последователи технического проектирования утверждают, что организациям выгодно его применять в проектировании труда. Во-первых, так как специализация и упрощение труда снижают требования к квалификации, необходимые как предварительные условия для выполнения работы, резерв потенциальных кандидатов становится больше и организация может нанимать сотрудников, пользуясь более широким кругом претендентов для отбора. Имея большой резерв кандидатов, организации могут предлагать отобранным рабочим более низкую заработную плату. Во-вторых, так как при научном менеджменте работа становится высокоспециализированной и упрощенной, то расходы на подготовку рабочих значительно снижаются и супервизоры (непосредственные руководители: бригадиры, мастера и т. п.) имеют возможность более гибкого назначения рабочих для выполнения определенной задачи. В-третьих, эффективность рабочего становится максимальной благодаря тому, что все необходимые для выполнения конкретной рабочей задачи ресурсы могут быть расположены централизованно, а следовательно, время и расстояние, необходимые для получения материала или смены инструмента, минимизируются.
Подход технического проектирования приобрел огромную популярность во многих организациях в течение первых шести десятилетий XX в. В действительности, к 1950-м гг. большая часть производственных трудовых процессов была организована на основе принципов Ф. Тейлора. Однако несмотря на популярность, существуют неоспоримые доказательства того, что этот подход приводит также и к различным непреднамеренным негативным последствиям. Например, уже многие первые исследования показывали, что работники совершенно непреклонны в своей антипатии к стандартизированной, рутинной работе. Они часто или не появляются на работе вовремя, или ограничивают свою производительность, или саботируют и наносят вред оборудованию, в результате чего падает общая производительность. В итоге прирост эффективности производства, который мог быть достигнут за счет технического проектирования, существенно нейтрализуется потерями, понесенными после внедрения этого подхода (Walker and Guest, 1952).
В процессе решения проблем, связанных с техническим проектированием, появилось несколько подходов к проектированию труда, больше чем остальные учитывающих особенности человеческого поведения, нацеленных на проектирование труда для достижения высокой производительности, но без тех издержек для человека, которые появляются как следствие стандартизированной и рутинной работы. Некоторые из этих подходов рассмотрены ниже.