Способность видеть, слышать, чувствовать.

У трехмесячного ребенка заметно возрастает интерес к собственным руками к любым вещам, попадающим в них. Теперь он способен дольше держать предметв руках и внимательно изучать его. Он часто подолгу лежит спокойно на спине,пристально разглядывая то одну руку, то другую. Если положить ему в рукупогремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет прямо перед малышом, он пытаетсясхватить этот предмет обеими руками. В то же время ребенок уже способен предугадывать события, которыедолжны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать отголода до тех пор, пока соска не попадала к нему в рот. Теперь, увидеврожок, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать,либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливаетсясвязь, основанная на определенном стереотипе. Бутылочка, на которую онсмотрит, -- не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказатьсяу него во рту и утолить чувство голода. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающихпредметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способностьреагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейсяпогремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последнийраз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки,но он еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад. Поразительна способность трехмесячного малыша мысленно воссоздаватьпроисшедшее событие; это особенно хорошо заметно, когда он вдруг начинаетулыбаться. В определенной ситуации ребенок в возрасте шести недель чащеулыбается разговаривающим с ним родителям, чем незнакомому человеку.Трехмесячный малыш уже более осознанно будет чаще улыбаться своим родителям, чем другим людям.Теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произноситни слова. Его улыбка означает, что он узнал мать и ее появление доставляетему удовольствие. В это же время в сознании ребенка уже установилась прочная связь междуувиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса.Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностьюповернуться, чтобы увидеть ее. Ему особенно нравится слушать музыкальныеигрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будетповорачиваться к любому источнику шума. Кулачки малыша уже почти совсем разжались, и он начинает активноисследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, он будеттереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят еголадошки. Теперь ребенок не пассивно получает удовольствие, а сам активноищет новые приятные ощущения.

Понимаем своего ребенка

К четвертому месяцу жизни у малыша устанавливаются контакты сокружающими людьми. Он реагирует на их внимание, радуется играм иразговорам, активно подает голос -- "гулит" и лепечет. Все это являетсяпризнаками желания и готовности к общению. Именно в этот период родители идети проводят много времени в разговорах друг с другом. Взрослый говорит,улыбается, и ребенок в ответ "гулит" и тоже улыбается. Со стороны иногдадаже трудно понять, кто из них более активен. В результате между ребенком иродителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь.Взрослые теперь не только могут понять, от чего плачет ребенок, но иопределить гамму чувств, которые отражают эти звуки, -- кричит ли он отголода, смеется ли от радости или просто спокойно "гулит". Ребенок в своюочередь узнает родителей не только, когда чувствует их прикосновения, но икогда видит их лица. Малыш готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбкипредназначаются родителям. В период между третьим и четвертым месяцем жизниу малыша происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Он проводитмного времени, тренируя свои новые способности. Теперь в речи малыша легкоразличить гласные и согласные, и его репертуар включает такие звуки, как"л", "н", "м", "б", "п". Можно заметить, что, находясь в хорошем настроении,ребенок чаще произносит именно согласные звуки. Хотя "разговоры" являются важным стимулом в развитии ребенка, тем неменее это не единственный способ общения с ним. И взрослый и малыш постояннопосылают друг другу сигналы языком жестов, выражением лица и различнымидействиями. Вот одно из сообщений, которое может посылать вам ребенок: "Неклади меня в кроватку, даже если я усну. Мне необходимо ощущать твое тепло".Мы уже говорили раньше о том, что не следует бояться "избаловать" младенца,постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу итеперь, однако трехмесячному ребенку необходимо помочь в том, чтобы онприспособился засыпать самостоятельно. Иными словами, как только выпочувствуете, что ребенок подает сигнал: "Не клади меня, я хочу быть стобой", со своей стороны вы также должны сообщить ему: "Я кладу тебя вкроватку, я люблю тебя, и все хорошо". В предыдущих главах речь шла о том,как важно приучить малыша к пустышке. Дети, которые любят сосать соску, втрехмесячном возрасте уже знают, как успокоиться и заснуть в кроватке безпомощи мамы. Другой способ помочь малышу привыкнуть к тому моменту, когда изваших рук он попадает в кроватку, -- делать это, когда он спокоен инаходится в хорошем настроении. Кладя его в кроватку, старайтесь говорить иулыбаться, наклоняйтесь близко к лицу малыша и смотрите ему в глаза. Внекотором смысле он даже может читать по выражению вашего лица. Если выспокойны, веселы и уверены в себе, он тоже будет спокоен и уверен.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать своифизические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками иногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или простоиспользуйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которыепосле удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройтемалыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами.Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом,это сделает игру еще более забавной. Берите малыша на прогулку Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможностьпеременить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Емупонравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени,возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, атакже прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов. Разговаривайте с ребенком Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность.Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом,быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малы- ша. Когда наступит его очередь "говорить", подождите, пока он закончит"фразу" и затем повторите то, что он "сказал". Чем чаще вы будетеразговаривать с ребенком, тем больше он будет "гулить". Старайтесь называтьего по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова "детка,крошка" именем ребенка. Пригласите гостей Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы,чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же времявам будет интересно поделиться опытом с другими родителями. Пойте ребенку песни Пение -- одно из самых полезных занятий, которые мы постояннорекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того какребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, прикоторых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его ксебе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всегонравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь отнего.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от моментарождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развиватьслуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка.Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающиммиром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события,развивать координацию движений и решать новые задачи. Делаем открытия Наблюдение за домашними животными Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашнихпитомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек. Новые перспективы Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мограссмотреть ваше лицо. Повесьте в манеже бусы Манеж -- прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточнопространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобыможно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку скатушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда онзадевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повеситьмежду двух стульев.) Познакомьте малыша с ритмичной музыкой Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте емупослушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в тактмузыке, 67 или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок длябелья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некотороевремя малыш научится замечать изменения в ритме. Звон колокольчика Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком.Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметилколокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, наэтот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать частисвоего тела и развить координацию глаз и рук. Безопасная песочница Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте наширокий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать).Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик.Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете мукусквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новымощущениям. Жужжащие пчелы Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте спетьс ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Пропчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук "ж". Матерчатая перчатка Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свойтип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждомупальцу. Песенки с сюрпризом Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, ипойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в концеего ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, такчтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданнососкользнул вниз. В ямку -- бух! Развитие координации Упражнения для ног Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременноприговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы онприподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можнонапевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку, Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает емувозможность по-новому увидеть окружающий мир. Плыви, плыви, малыш Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову,напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед. Подталкивайте ступни ребенка Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади иприложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед,отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научитьсяползать самостоятельно. Колобок В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детейначинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота наспину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышуразвить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожнопокачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его,слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки - подойдет любая мелодия. Вэтом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что,перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнееположение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволитему легче справляться с трудностями. Развитие мышления Дайте ребенку погремушку Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этомосторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобыпосмотреть, откуда доносится шум. Наблюдение за мячиком Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметровот лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. 'После небольшойтренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будетпытаться приблизиться к мячу. Поиски колокольчика Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затемуберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте,станет лн ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиг- рать с погремушкой или игрушкой, которая может пищать. Игра с пляжным мячом Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку.Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся лималышу достать его ножкой? Карусель Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайтеим в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидаяпоявления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когдаон ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он могощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо,глаза, нос, рот и волосы. Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Какправило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление ипение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимыедела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша. Песни в ванной Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моетеего, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть накакой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои. Голова и плечи, колени и пальцы, Колени и пальцы, колени и пальцы.Голова и плечи, колени и пальцы, Глазки и ушки, рот и нос. Игра с мячом Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенокначнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, каквыглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие. Купаемся вместе Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплуюванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад ивперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь изродных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнутьиз рук. Время одевания Голыш Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его наклеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всякихнеожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошосделать ему легкий массаж. Упражнения после ванны Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойтеему какую-нибудь песенку. Как разговаривают животные Изобразите ребенку шепотом, как "говорят" разные животные: как мычиткорова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнетприслушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, дажерасхохочется. Время отдыха Мыльные пузыри Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальнуюжидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как онимедленно парят в воздухе. Телефонный разговор Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите нанего. Малышу понравится смотреть на вас и слушать ~ он даже подумает, что выговорите с ним! "Тик-так" тикают часы Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Этопознакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть

* Четыре месяца *

Мир ребенка

Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателяокружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать ихватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенныенавыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзядотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положитьв рот и посмотреть, что из этого получится. Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой,можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Онхватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и сновапытается ее схватить. Та последовательность действий -- схватить, осмотретьи снова схватить -- относится уже не только к игрушке, висящей надкроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам. Занимаясьс каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себевопрос: "Что я держу в руках и что с этим можно сделать?" В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку иодновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобыждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидитвходящего, первым начинает "гулить" и лепетать. И поскольку нет ничегопривлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответитьна его приветствие.

Двигательные навыки

Наши рекомендации