Особенности выполнения упражнения с использованием средств механизированного старта (СМС) и ручной буксировки

- величина тяги не должна превышать 40-50 кгс;

при падении на разбеге произвести немедленную отцепку.

Меры безопасности:

- влет при боковом ветре запрещен;

- при неудавшемся отрыве от земли выполнить пробежку с энергичной отдачей ручки управления от себя;

- в случае падения убрать руки с ручки управления и сгруппироваться.

- не допускать удаления от земли свыше 2 метров.

Упражнение № 2: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки прямолинейного планирования, взлета и посадки”.

Цель:Выработка навыков выполнения прямолинейного планирования,

взлета и посадки.

Условия:ветер 1-4 м/сек, ровный, встречный;

склон 10-25 м, ср.крутизной 20°, ровный, открытый.

Количество полетов:20.

Указания по выполнению:

Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и получить разрешение на выполнение полета.

Выбрав благополучный момент для полета произвести взлет. Сразу после отрыва плавным

движением ручки управления на себя перевести дельтаплан в планирование.

В полете компенсировать возникающие крены и выдерживать заданное направление полета координированными перемещениями тела в соответствующую сторону.

Контроль скорости осуществлять по величине усилия на ручке управления, ее положению

относительно тела, а также по интенсивности воспринимаемого шума воздушного потока.

Во второй половине полета, предшествующей посадке, увеличить скорость плавным движением ручки на себя, снизившись до высоты 2-1 метр выровнять дельтаплан.

Когда скорость уменьшится до минимальной допустимой, энергичным движением ручки от себя погасить скорость и произвести посадку на ноги, не допускается взмывания свыше 1 метра, а также падения дельтаплана носовым узлом.

Высоту старта определять в зависимости от уровня подготовленности обучаемого, а так же с учетом профиля склона, скорости ветра и характеристик дельтаплана.

По мере отработке упражнения, начиная с высоты старта 20 метров, приступить к отработке пилотирования в горизонтальном положении и перехватом рук за основание ручки управления.

Особенности выполнения упражнения с использованием СМС и ручной буксировки:

- величина тяги не должна превышать 60 кгс;

- техника и методика выполнения полета должны обеспечивать переход дельтаплана в

планирование без зависания в случае внезапного прекращения тяги в любой точке траектории;

- при внезапном прекращении тяги (обрыв троса, самоотцеп замков, отказ двигателя и пр.)

а) до высоты 5 м:балансируя дельтаплан по крену и углу атаки парашютировать. Если дельтаплан вошел в срывной режим, принять меры по самостраховке.

б) на высоте свыше 5 метров:незамедлительно притянуть ручку управления на себя для набора скорости, перевести дельтаплан в планирование и произвести посадку.

Меры безопасности:

- с момента взлета до посадки обучаемый не должен терять визуальной связи с инструктором и должен быть готов выполнить его команды;

- особое внимание уделять постоянному контролю скорости полета. В случае потери скорости:

а) до высоты 5 метров:парашютировать. При необходимости выполнять меры по самостраховке;

б) на высоте свыше 5 метров:притянуть ручку управления на себя для набора скорости и перевести дельтаплан в планирование.

Упражнение № 3: “Тренировочный (контрольный, показной) полет для отработки маневрирования скоростью”.

Цель:выработка навыков контроля и управления скоростным режимом

полета в эксплуатационном диапазоне скоростей дельтаплана.

Условия:ветер 0-4 м/сек, ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.

Количество:10 полетов.

Указания по выполнению:

В 1-5 полетах отработать планирование с постепенным увеличением скорости до максимально допустимой и последующим ее уменьшением до наивыгоднейшей.

В 6-10 полетах отработать планирование с постепенным уменьшением скорости до минимально допустимой и последующим ее увеличением до наивыгоднейшей.

При увеличении скорости обратить внимание на характер нарастания “тянущего” усилия на ручке управления по мере перемещения ее относительно тела, а также изменения интенсивности воспринимаемого шума воздушного потока в шлеме.

При уменьшении скорости обратить внимание на характер нарастания “толкающего” усилия на ручке управления, уменьшения интенсивности воспринимаемого шума, а также появления заметной вялости в реакции дельтаплана на управление по курсу и крену.

Меры безопасности:

- полеты по данному упражнению, выполняемы на дельтапланах имеющих малый диапазон скоростей (Славутич-УТ и др. устаревшие типы), производить крайне осторожно;

- выход на скорость сваливания и максимальную скорость запрещается;

- маневрирование скоростью производить на высоте не менее 10 м над землей;

Упражнение № 4: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки техники выполнения разворотов”.

Цель:выработка навыков выполнения координированных разворотов

на 30 - 45 – 90 градусов.

Условия:ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный; склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.

Количество полетов:30.

Указания по выполнению:

Выполнить взлет и перевести дельтаплан в установившееся планирование. На удалении от склона не менее 15 метров приступить к выполнению разворота. Плавным движением ручки на себя (2-3 сек.)

увеличить скорость на 15-20% большей наивыгоднейшей, затем переместиться в строну разворота и кратковременно отдать ручку управления от себя до положения соответствующего минимальной допустимой скорости. При этом дельтаплан практически без запаздывания входит в разворот.

Для вывода из разворота переместиться в противоположную сторону и, одновременно, движением ручки управления на себя увеличить скорость до наивыгоднейшей.

Учитывать, что дельтаплан выходит из разворота с некоторым запаздыванием. В зависимости от типа дельтаплана, удельной нагрузки и динамики выполнения разворота, выход из разворота необходимо начинать с упреждением 30-50% от заданного угла разворота.

Освоение разворотов на 30-40-90°, а также увеличение количества разворотов в одном полете производить последовательно, по мере выработки навыков и подготовленности обучаемого.

Меры безопасности:

- при распознавании признаков потери скорости, а также при развороте на склон в следствии сваливания, незамедлительно взять ручку управления на себя для увеличения скорости и отвернуть от склона;

- в случае потери скорости и развороте на склон в условиях недостаточной высоты, выполнить меры по самостраховке;

- минимальная высота выполнения маневров – 10 метров;

- не допускать увеличения числа разворотов и угла разворота свыше установленного инструктором.

Упражнение № 5: “Тренировочный (контрольный, показной) полет для отработки посадки в заданном месте”.

Цель:выработка навыков расчета и выполнения посадки в заданном месте

Условия:ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный; склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.

Количество полетов:20.

Указания по выполнению:

Полеты 1-10 выполнить в створ шириной 15 метров;

11-20 выполнить в круг диаметром 50 метров.

Полет выполнять по произвольному маршруту. Учитывать летные характеристики дельтаплана при расчете удаления и высоты от цели. Заход на посадку выполнять строго против ветра.

При расчете посадки в круг, учитывать влияние экранного эффекта, увеличивающего дистанцию выдерживания.

Расположение посадочного створа (круга) устанавливать таким образом, чтобы при выполнении предпосадочного маневра, обучаемый последовательно отрабатывал развороты до 90°.

Меры безопасности:

- посадочный створ (круг) располагать вне зоны действия динамического восходящего потока, а также зон турбулентности от расположенных перед ним предметов на местности;

- в случае недолета или перелета из-за ошибки, допущенной при расчете посадки, в первую очередь принимать меры для выполнения безопасной посадки.

Упражнение № 6: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет по заданной траектории с посадкой в цель”.

Цель:отработка основ техники и тактики полета по заданной траектории и посадка в цель.

Условия:ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный; склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.

Количество полетов:20.

Указания по выполнению:

Непосредственно перед полетом продумать свои действия в воздухе и рассчитать траекторию полета таким образом, чтобы выполнить облет заданных поворотных пунктов маршрута (ППМ) в установленном порядке и с установленной стороны.

Выполняя развороты над ППМ постоянно контролировать высоту полета и удаления от цели. В случае недостатка высоты для полного прохождения маршрута, своевременно приступить к выполнению расчета на посадку в цель.

При отработке упражнений добиваться выполнения разворотов с минимальной потерей высоты и минимального радиуса облета ППМ.

Расположение ППМ на местности и их количество (1-3) устанавливать в соответствии с уровнем подготовки обучаемого, а также с учетом возможностей дельтадрома и фактических метеоусловий.

Расположение ППМ должно обеспечивать выход на цель с любой точки траектории полета строго против ветра.

Меры безопасности:

- траектория полета должна исключать полет с попутной составляющей ветра, а также

необходимость выполнения разворотов свыше 90°;

- минимальная высота выполнения маневров – 10 метров;

- при ошибках в расчете на посадку в первую очередь принимать меры для выполнения безопасной посадки.

Упражнение № 7: “Участие в соревнованиях по выполнению разрядных норм III-го спортивного разряда”

Цель:выполнение норм III-го спортивного разряда единой всероссийской

спортивной классификации.

Условия:ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный; склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.

Количество полетов:согласно Положения о соревнованиях.

Указания по выполнению:

Упражнения выполняются в соответствии с положением и правилами проведения соревнований, Единой всероссийской классификации и документами, регламентирующими производство полетов на дельтапланах.

Упражнение № 8: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на отработку

техники пилотирования с увеличением высоты полета над рельефом местности”.

Цель:закрепление навыков, полученных в предыдущих упражнениях,

отработка техники выполнения разворотов на 180-360°, формирование у спортсмена уверенности при полетах с большой высоты над рельефом местности.

Условия:ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный; склон до 100 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.

Количество полетов:10.

Указания по выполнению:

В первых полетах основное внимание уделять ведению осмотрительности и контролю скорости.

Отработку разворотов на 180-270-360° выполнять последовательно при этом учитывать

возможности дельтадрома и фактические метеоусловия.

Увеличение высоты старта производить с учетом подготовленности спортсмена, а также его психологической характеристики.

Меры безопасности:

- при посадке вне посадочной площадки, заблаговременно подобрать с воздуха открытый участок ровной поверхности, определить направление ветра у земли и произвести расчет на посадку;

- при вынужденной посадке на кустарник, лес, воду и т.д. действовать согласно указаниям раздела НППД “Особые случаи полета”.

- Запрещается выполнять развороты на 360° при наличии ветра на расстоянии от склона менее 80 метров.

З А Д А Ч А № II

(ПОЛЕТЫ НА ПАРЕНИЕ В ПОТОКАХ ОБТЕКАНИЯ)

Упражнение № 9: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки элементов парящего полета в динамических восходящих потоках обтекания”.

Цель:отработка элементов техники парения в динамических восходящих потоках обтекания.(ДВП)

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон до 100 м., ровный, открытый.

Количество полетов:15.

Указания по выполнению:

В 1-10 полетах отработать вход в ДВП. Разбег выполнять энергично, с целью достижения

максимально-возможной скорости.

После отрыва от земли принять полетное положение и выполнить разворот вдоль склона. При этом особое внимание уделять контролю скорости и своевременно восстанавливать ее при появлении признаков потери скорости. Вход в ДВП считается отработанным, если обучаемый выполняет разворот на 90° не выходя из зоны действия ДВП.

В 11-20 полетах отработать основные техники выполнения парения в ДВП с постепенным

увеличением дистанции полета в восходящем потоке вдоль склона: не менее 50 метров и

последующей посадкой перед склоном (см.рис.). Полет в ДВП выполнять на наивыгоднейшей скорости.

В 21-30 полетах отработать разворот на 180° в зоне действия ДВП. Развороты выполнять в

направлении от склона. Непосредственно перед разворотом увеличить скорость и не допускать потери скорости в процессе выполнения разворота. При выводе из разворота учитывать запаздывание дельтаплана в реакции на управляющие перемещения и воздействия ветра на траекторию полета.

Упражнение считать отработанным, если спортсмен выполняет уверенно вход в ДВП, (правое-левое), проход в зоне ДВП с набором высоты и разворот на 180° (правое-левое) без выхода из зоны ДВП.

Инструктору, в зависимости от отрабатываемого элемента выбирать местоположение таким образом, чтобы находится в поле зрения спортсмена при выполнении им наиболее ответственной фазы полета.

Меры безопасности:

- полет и маневрирование вблизи склона на расстоянии меньшем 15 метров запрещается;

- при потере скорости в развороте на удалении от склона незамедлительно притянуть ручку управления для восстановления скорости и отвернуть от склона. При потере скорости во время входа в ДВП либо при развороте близи склона, принять меры по самостраховке;

- запрещается отрабатывать упражнение при порывистом ветре и неустойчивом по направлению ветре. (порывы свыше 2 м/сек, отклонения по направлению свыше 10° от встречного).

Упражнение № 10: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки парения динамических восходящих потоках”.

Цель:отработать технику и тактику парения в ДВП.

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон до 100 м., ровный, открытый.

Количество полетов:20.

Указания по выполнению:

Полет выполнять в отведенной зоне парения. В зависимости от характеристик ДВП, летных свойств дельтаплана выбирать скоростной режим парения, обеспечивающий максимальное превышение над склоном. Особое внимание уделять контролю скорости при выполнении разворотов, не допуская непреднамеренного изменения курса в строну склона.

В полете вести постоянный анализ интенсивности ДВП по высоте и глубине в зависимости от рельефа склона, силы ветра.

При прохождении зон турбулентности, вызванной аномалией склона, увеличивать скорость на 10- 15% свыше наивыгоднейшей и фиксировать положение тела относительно ручки управления.

Выполняя разворот на 180° рассчитывать свои действия таким образом, чтобы траектория

максимально “вписывалась” в зону ДВП и выход из разворота осуществлялся под острым углом к линии склона (см.рис.).

При планировании задания на полет по данному упражнению учитывать особенности летных характеристик дельтаплана, фактическую удельную нагрузку для спортсменов летной группы.

Учебные полеты по главному упражнению (осваемые впервые) планировать в период наиболее благоприятных метеоусловий дня.

Во время парящих полетов инструктор должен вести постоянный контроль за действиями

спортсменов в воздухе и своевременно подавать команды на исправление ошибок либо прекращение полета.

Меры безопасности:

- парящий полет, маневрирование, выпаривание на расстоянии меньше 15 метров от склона, запрещается;

- выполнение маневров в полете, не связанных с полетным заданием, запрещается;

- запрещается проводить учебные полеты по данному упражнению в период максимального развития термической активности.

Упражнение № 11: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки посадки на уровне старта”.

Цель:отработка техники выполнения посадки на уровне старта.

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон ровный, открытый, с плавным перегибом у вершины.

Количество полетов:15.

Указания по выполнению:

Выполнив старт и набор заданной высоты в ДВП рассчитать свои действия таким образом, чтобы траектории планирования в направлении посадочной площадки обеспечила долет до нее и выполнение разворота против ветра до высоты не менее 10 метров.

В 1-10 полетах угол траектории планирования к посадочной площадке по отношению к ветру должен составлять не менее 45°.

Долет к посадочной площадке выполнять на скорости на 10-15% большей наивыгоднейшей.

Контроль скорости осуществлять по величине усилия на ручке управления и по ее положению относительно тела.

При выполнении разворота против ветра не допускать крена свыше 30°.

Закончив разворот, принять вертикальное положение и сохранять до высоты 2-1 метра скорость близкую к наивыгоднейшей, во избежании попадания в область сдвига ветра у земли. В момент касания уменьшить поступательную скорость дельтаплана до нуля не допуская чрезмерной отдачи ручки управления от себя во избежании опрокидывания.

Посадочная площадка должна быть открытой и не иметь уклона. Минимальные размеры 100х100 м.

Посадочная площадка должна быть расположена вне зон турбулентности, вызываемых перегибом склона и с учетом обеспечивания возможности долета но нее и выполнения предпосадочного маневра на высоте не менее 10 метров.

Меры безопасности:

- запрещается выполнять посадку на уровне старта без достаточного запаса высоты,

обеспечивающего безопасный заход на посадку;

- посадочная площадка и линия старта должны располагаться на безопасном расстоянии друг от друга, определяемом исходя из возможностей дельтадрома, количества дельтапланов, задействанного в полетах и квалификации спортсменов;

- при отработке упражнения на дельтадромах, имеющих форму холма, запрещается заходить в подветренную зону.

Упражнение № 12: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на

продолжительность и максимальный набор высоты”.

Цель:отработка контрольных нормативов продолжительности полета и техники достижения максимальной высоты в ДВП.

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон ровный, открытый.

Количество полетов:10.

Указания по выполнению:

Полет выполнять в установленной зоне парения. В полете вести постоянную осмотрительность и контролировать время и высоту полета. Постоянно анализировать характер и интенсивность восходящего потока в зоне парения с целью максимального использования его для набора высоты.

Учитывать, что максимальный набор высоты обеспечивается при скорости полета близкой к экономической.

Меры безопасности:

- осуществляя контроль времени и высоты полета по показаниям приборов не терять

осмотрительности в воздухе и контроля над управлением дельтапланом;

- отрабатывая данное упражнение на дельтапланах имеющих малый диапазон эксплутационных скоростей (тип “Славутич-УТ и др.) уделять особое внимание контролю скорости и своевременно распознавать признаки потери скорости по изменению градиента усилий на ручку и характерным особенностям поведения дельтаплана в околосрывном режиме.

Упражнение №13: “Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет в динамических восходящих потоках в составе группы дельтапланов”.

Цель:отработка навыков выполнения полетов в составе группы в условиях ДВП.

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон ровный, открытый, перепад не менее 30 м.

Количество полетов:10.

Указания по выполнению:

Старт производить в порядке, установленном на предполетной подготовке.

В полете вести постоянную осмотрительность, контролировать движения находящихся в воздухе дельтапланов, при выполнении маневров рассчитывать свои действия таким образом, чтобы не оказаться на встречном курсе другого дельтаплана и не допускать сближения менее установленного.

При взаимном маневрировании в потоке выполнять правила расхождения, учитывая направления сноса спутной струи своего и находящегося рядом дельтаплана.

Приступать к развороту или изменению высоты полета следует только убедившись, что этот маневр не создаст помех другим спортсменам, находящимся в воздухе. При непреднамеренном сближении незамедлительно отвернуть в просматриваемую свободную зону.

В 1-3 полетах допускается отрабатывать упражнения в составе 2-х спортсменов.

В 4-6 полетах соответственно не более 3-х.

В последующих полетах количество спортсменов участвующих в отработке упражнения

устанавливать в зависимости от возможностей дельтадрома, фактических метеоусловий и уровня подготовленности спортсменов.

Меры безопасности:

- запрещается произвольно изменять установленное направление движения дельтапланов в ДВП;

- при попадании в спутную струю зафиксировать ручку управления в положении на 10-15% свыше наивыгоднейшей. При необходимости корректировать курс и крен;

- запрещается отрабатывать данное упражнение в условиях термической турбулентности,

затрудняющей управление дельтапланом.

Упражнение № 14: “Тренировочный (контрольный, показной) полет по маршруту с использованием динамических восходящих потоков”.

Цель:отработка техники и тактики полетов по маршруту с

использованием ДВП.

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон ровный, открытый.

Количество полетов:10.

Указания по выполнению:

В зависимости от расположения маршрута на местности таким образом рассчитать свои действия, чтобы выполнить облет поворотных пунктов маршрута (ППМ) в заданной последовательности и с установленной стороны.

В полете вести постоянный анализ характера и интенсивности ДВП с целью белее эффективного его использования при прохождении маршрута.

Учитывать при выборе техники прохождения участков маршрута изменение характера и

интенсивности ДВП в зависимости от профиля склона, формы в плане, направлении ветра и т.п.

При необходимости облета ППМ, расположенного вне зоны ДВП рассчитать высоту долета таким образом, чтобы обеспечить возврат в ДВП после прохождения ППМ.

В случае потери высоты учитывать, что склоны имеющие у своего основания небольшой

положительный уклон, плавно переходящий в склон обеспечивают минимальную критическую высоту выпаривания.

Количество ППМ и расположение их на местности устанавливать в соответствии с уровнем подготовленности спортсменов и возможностями дельтадрома, а также фактических метеоусловий.

Упражнение считается отработанным, если спортсмен производит облет установленных ППМ в правильной последовательности и выполняет посадку в пределах посадочной площадки (в зависимости от задания П.П. может располагаться на уровне старта либо внизу, перед склоном).

Меры безопасности:

- выполняя облет ППМ уделять внимание постоянному контролю скорости, а также ведению осмотрительности не допуская опасного сближения с другими дельтапланами, находящимися в районе ППМ.

Упражнение № 15: “Зачетный полет по программе соревнований спортсменов II разряда”.

Цель:выполнение разрядных норм (требований) ЕВСК II разряда.

Условия:ветер до 8 м/сек, ровный, встречный; склон ровный, открытый.

Количество полетов:согласно ЕВСК и положения о соревнованиях.

Указания по выполнению:

Зачетные полеты проводятся в условиях соревнований, проводимых согласно Положения ЕВСК, правил соревнований и Положения о соревнованиях, а также документов регламентирующих производство полетов на дельтапланах.

Меры безопасности:

- согласно упражнений №№ 10, 11, 12, 13, 14.

З А Д А Ч А № III

Наши рекомендации