Технические и правовые особенности буксировки. конструкции плотов

Буксировка древесины в плотах особый вид транспортной работы судоходных компаний как по технике выполнения, так и по особенностям правовых отношений судоходных компаний и грузовладельца, возникающих при буксировке.

Во время буксировки плота на свободной реке вниз сила течения раци­онально используется для движения плота, что сокращает потребную мощ­ность буксировщика. При одностороннем направлении грузопотока лесных грузов отпадают затраты на возврат порожних судов, что неизбежно при судовых перевозках леса. В плавучем состоянии древесина проще поддается сортировке и хорошо сохраняется.

технические и правовые особенности буксировки. конструкции плотов - student2.ru

Рис. . Лесосплав кощелёвыми плотами.

Однако для формирования плотов требуется довольно значительное количество металлических тросов, цепей, якорей. Затраты металла на пло­товом сплаве составляют в среднем 650 кг на 1000 м3 древесины. Трудовые затраты на сплотку, формирование и сопровождение плотов, как правило, выше, чем на погрузку леса в суда. Скорость доставки леса в плотах значительно меньше, чем судами. При недостаточной прочности плотов и небла­гоприятных путевых и навигационных условиях возможны потери древесины.

Особенность буксировки как транспортной работы состоит в том, что предметом договора является не перевозка груза, а буксировка плавучего средства или сооружения, которое должно быть подготовлено его владель­цем в соответствии с требованиями безопасности судоходства и обеспе­чения сохранности древесины. Буксируемый объект, в частности плот, и находящаяся в его составе древесина продолжают оставаться под ответ­ственностью и наблюдением грузовладельца или уполномоченных им лиц (бригадира плота, проводника, агента). При буксировке не требуются и практически не производятся проверка груза, приемка последнего на склад или судно, погрузка и выгрузка.

Буксировка леса в плотах была широко распространена на внутренних вод­ных путях СССР. В 1950 г. она составляла 46 % всех перевозок речного транспорта.

Сооружение гидроэлектростанций и создание крупных водохранилищ, где скорость течения большей частью погашена, а для сохранности древе­сины возникла необходимость повысить прочность сплотки, сделало транс­портирование леса в плотах менее экономичным. Вследствие этого на Камско-Волжском направлении и Волго-Балте перевозка леса переклю­чается с плотов на суда. В 1980 г. доля буксировки плотов в общем объеме перевозок сократилась до 11%.

Плот представляет собой плавучее сооружение, состоящее из соединен­ных в определенном порядке пучков бревен. Основной составной единицей плота в условиях механизированной сплотки является пучок, представ­ляющий собой группу бревен продольной укладки овального поперечного сечения, скрепленную поперечными обвязками.

Сохранность древесины во время буксировки плота зависит главным образом от качества пучков. Прочность пучка определяется объемом, плотностью и правильностью укладки бревен и соотношением осей (по ши­рине и высоте) пучка при условии применения обвязочных тросов или нитей надлежащей прочности.

В практике лесосплава встречаются сплоточные единицы и других типов. Для буксировки по озерам или морским участкам при­меняют плоты сигарного типа, имеющие обтекаемую форму, более прочное крепление и больший объем.

Предъявляемые на буксировку плоты или суда отправитель обязан оснастить и снабдить инвентарем и такелажем с учетом необходимых требований, укомплектовать командой и привести в состояние, годное для безопасного плавания. Устройствами тормозного управления (якорями, цепями) плоты оснащают в соответствии с правилами буксировки.

Экипаж плота или судна (шкипер, бригадир, члены команды), а также агент (проводник), назначаемые владельцем плота или судна, являются его представителями и несут перед ним ответственность.

Экипаж плота, бригадир или агент (проводник), в частности, обязаны: установить и нести круглосуточную вахту по охране и наблюдения за состоянием плота, инвентаря и такелажа, во время буксировки и на стоянках; обеспечивать действие сигналов; выполнять подъем и спуск средств тормозного управления (цепей, лотов, якорей); предупреждать и устранять повреждения плота и его креплений; не допускать выплыва древесины; учаливать плот на стоянках и при проходе шлюзов; сдавать древесину, такелаж, инвентарь и оборудование получателю в пункте назна­чения.

Древесину и такелаж из аварийных пучков и челеньев сдают с уча­стием представителей перевозчика.

Наши рекомендации