Требования к составлению программ.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Тема: Психокоррекционные и развивающие программы
Цель:развитие умения составлять психокоррекционные и развивающие программы.
Ход работы:
Описать цели, задачи, условия и этапы реализации психокоррекционной программы для подгруппы детей.
Показания к участию в программе, ожидаемые результаты.
Основные этапы реализации коррекционной программы.
Требования к составлению программ.
Программа должна содержать такие разделы как: «содержание», «введение», «основная часть», «список литературы», «приложение». Во введении должны быть освещены цели, задачи, решаемые данной программой, изложены принципы построения программы, обоснован выбор включенных в программу методов, методик, этапы реализации программы по месяцам, характеристика группы, планируемые результаты работы. В основной части должны быть описаны применяемые в программе процедуры, методики, указаны необходимые условия для проведения исследования, отражена последовательность реализации программы. В списке литературы должен быть указан источник включенных в программу методик и другого, использованного в работе материала. В приложении помещаются образцы опросников, схем наблюдения, анкет, использованных в программе.
Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы[1]
Коррекционно-развивающая программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа:
1) ориентировочный этап;
2) этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;
3) конструктивно-формирующий этап;
4) обобщающе-закрепляющий этап.
На первом — ориентировочном — этапе продолжительностью в 1 — 2 занятия решаются следующие задачи: 1) установление эмоционально-положительного контакта с ребенком; 2) ориентировка ребенка в обстановке кабинета при индивидуальной работе и правилах поведения в нем; 3) знакомство с членами группы и установление первичных межличностных отношений (при групповой форме работы), 4) изучение возможностей изобразительных материалов, а также лимитов и ограничений в их использовании. Тактика поведения психолога носит недирективный характер, ребенку предоставляется свобода, самостоятельность в пределах правил поведения, поощряется инициатива. На этом этапе используются спонтанные импровизационные методики, направленные на знакомство и установление отношений со сверстниками…
Второй этап — объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов — имеет выраженный диагностический характер (2 — 3 занятия). Основными задачами психологической работы здесь являются актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в общении со взрослыми и сверстниками (непослушания, ревности к сиблингам, агрессивности или тревоги и страха в отношениях со сверстниками и пр.), диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуаций, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия. Ребенком осуществляется выбор темы рисования и происходит эмоциональное включение ребенка в процесс рисования На этом этапе тактика психолога заметно меняется: на смену недирективности приходит взвешенное сочетание директивности в направленности на актуализацию трудностей развития (постановка задач, участие в рисунке, и пр.) и недирективности…
Третий — конструктивно-формирующий этап содержит 10— 12 занятий. Именно на этом этапе решаются основные коррекционные задачи:
формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
развитие социальной и коммуникативной компетентности ребенка;
развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;
увеличение уровня самопринятия и самоотношения;
расширение сферы осознания чувств и переживаний как своих, так и других людей, развитие способности к эмпатии, преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма;
формирование способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности.
Третий этап отвечает задаче поиска адекватной формы выражения. Здесь намечается переход от первого, пока примитивного и упрощенного, выражения темы к поисково-исследовательской активности, возникает увлеченность самим поиском формы и активное экспериментирование.
Мера директивности поведения психолога на этом этапе еще более возрастает и распространяется на подборзаданий, упражнений, тематики рисунков, распределения ролей и предметов и пр. Важной функцией психолога является предоставление детям обратной связи об эффективности их поведения и общения, продвижении в направлении решения коррекционных задач, поддержка и поощрение даже самых незначительных достижений.
Основными задачами четвертого — обобщающе-закрепляющего — этапа становятся задачи обобщения сформированных на предшествующем этапе способов деятельности и перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизнедеятельности ребенка и его отношений с другими людьми. На этом этапе широко используются техники проигрывания реальных условных ситуаций, совместной продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности детей с родителями, использования «домашних заданий». На четвертом этапе развитие формы осуществляется в направлении все более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы и возможностей ее преодоления и, наконец, разрешения конфликтной травмирующей ситуации в символической форме. Характерной особенностью этого этапа становится широкое привлечение ближайшего социального окружения ребенка к совместной работе как в роли партнера по совместной деятельности, так и в функции ассистента психолога в организации и контроле выполнения ребенком «домашних заданий». Родители и педагоги, участвуя в реализации коррекционных заданий и предоставляя психологу обратную связь о новых возможностях и компетентности детей, сами приобретают новую компетентность в общении и сотрудничестве с ребенком, изменяя тем самым особенности социальной ситуации развития детей в сторону большей адекватности их возрастным и индивидуально-личностным особенностям.
Эти этапы могут рассматриваться как этапы работы в рамках одного занятия:
Задачей первого, предварительного, ориентировочного этапа является исследование обстановки и правил поведения на занятии, изучение возможностей изобразительных материалов.
На втором этапе осуществляется выбор темы рисования и происходит эмоциональное включение ребенка в процесс рисования.
Третий этап отвечает задаче поиска адекватной формы выражения. Возникает увлеченность самим поиском формы и активное экспериментирование.
На четвертом этапе развитие формы осуществляется в направлении все более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы и возможностей ее преодоления и, наконец, разрешения конфликтной травмирующей ситуации в символической форме.
Подробный психологический анализ содержания основных этапов арттерапии при коррекции страхов, высокой тревожности и фобических реакций в детском возрасте представлен в работах А.И.Захарова.