Директивы министра обороны и Генерального штаба 42 страница
Общественно-государственная подготовка (ОГП) является неотъемлемой составной частью боевой подготовки войск (сил), средством поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель общественно-государственной подготовки—разъяснение в войсках (силах) государственной политики в области обороны страны, формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.
Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются: приказ министра обороны Российской Федерации «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» от 8 мая 1993 г. № 250, указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, типовые учебные планы ОГП личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на очередной учебный год.
Общее руководство общественно-государственной подготовкой в полку (на корабле) возложено на командира, непосредственная организация — на заместителя командира по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля) несет ответственность за планирование, методическое обеспечение ОГП, организует и проводит обучение руководителей групп ОГП, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию групп ОГП, подбору и расстановке руководителей, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику использования технических средств воспитания.
Организация ОГП в части включает следующие основные элементы:
— планирование ОГП;
— формирование учебных групп ОГП, подбор, назначение и обучение руководителей групп, а также их помощников;
— определение места и времени проведения занятий во всех группах ОГП;
— организация учебно-методического обеспечения ОГП, создание и совершенствование ее учебно-материальной базы;
— организация проведения занятий по ОГП в учебных группах;
— организация контроля за состоянием и ходом ОГП.
Типовые учебные планы ОГП разрабатываются Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации на каждый учебный год. В них определяются темы, обязательные для изучения всеми категориями военнослужащих, а также время и формы проведения занятий.
Дополнение и уточнение типовых учебных планов производится путем частичного использования предусмотренного резерва учебного времени за счет:
— включения дополнительных тем;
— внесения необходимых дополнений (или уточнений) в установленные темы занятий;
— перераспределения рекомендуемых учебных часов между темами и формами занятий;
— изменения рекомендуемых форм и методов проведения занятий.
В соответствии сустановленным на год (период обучения) объемом учебных часов в полку (на корабле) составляются календарные учебные планы, которые включаются отдельным разделом в планы боевой (командирской) подготовки.
Занятия по ОГП в части организуются на основе приказа командира и в соответствии с календарными учебными планами:
— для солдат (матросов) — в системе боевой подготовки;
— для офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) — как правило, в системе командирской подготовки.
Занятия проводятся командирами (начальниками), должностными лицами воспитательных структур и руководителями учебных групп, назначаемыми из числа наиболее подготовленных военнослужащих, имеющих склонность к информационно-воспитательной работе.
С офицерским составом части занятия по ОГП проводятся лекционно-семинарским методом, как правило, в дни командирской подготовки из расчета 4—6 учебных часов в месяц.
Занятия с прапорщиками (мичманами) проводятся, как правило, лекционно-семинарским методом еженедельно не менее 3 часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части. Прапорщики (мичманы), находящиеся на офицерских должностях, могут заниматься в группах офицеров в соответствии с занимаемыми должностями.
Занятия по ОГП с солдатами (матросами) проводятся, как правило, 2 раза в неделю по 2 часа в утреннее время лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы (в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки личного состава, сложности изучаемого материала и условий несения службы).
В частях, где боевая подготовка солдат (матросов), проходящих службу по контракту, организована в отдельных группах, занятия по ОГП с ними проводятся по учебному плану для солдат (матросов), проходящих службу по призыву. При необходимости такой план может корректироваться решением командира части с учетом предшествующей подготовки обучаемых.
Занятия с сержантами (старшинами) организуются в отдельных группах по соответствующим учебным планам, как правило, 2 раза в неделю по 2 часа.
ОГП переменного состава в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных частях, готовящих специалистов и младших командиров, осуществляющих подготовку солдат (матросов), сержантов (старшин), принятых на военную службу по контракту, проводится по соответствующим учебным планам в течение всего периода обучения из расчета 2 раза в неделю общим объемом не менее 3 часов в утреннее время.
Занятия по ОГП с военнослужащими женского пола организуются в отдельных группах по 2 часа в неделю или в составе групп, соответствующих их воинским должностям.
С гражданским персоналом занятия проводятся не менее 2 часов в месяц по планам командиров воинских частей путем информирования и изучения социально-политических, экономических и правовых вопросов.
С личным составом частей, выполняющим другие задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации, ОГП организуется и проводится не менее 1 часа в неделю по учебным планам, общим для соответствующих категорий личного состава, или специальным учебным планам.
При приведении войск в боевую готовность и в боевой обстановке ОГП организуется в соответствии с требованиями документов, регламентирующих деятельность войск в особый период.
От плановых занятий по ОГП в составе учебных групп решением командира воинской части могут освобождаться военнослужащие, заочно обучающиеся в вузах.
В полку (на корабле) разрабатываются:
1. Приказ об организации ОГП на период обучения. В приказе определяются:
— задачи ОГП на период обучения;
— состав учебных групп, их руководители (заместители руководителя) и помощники;
— время и места проведения занятий по ОГП;
— дни и время проведения инструкторско-методических занятий с руководителями учебных групп ОГП, а также должностные лица, отвечающие за их проведение;
— порядок выделения руководителям учебных групп ОГП служебного времени для подготовки к занятиям;
— офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по ОГП.
К приказу прилагаются календарные учебные планы ОГП для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала полка.
2. Планы проведения ежемесячных инструкторско-методических занятий с руководителями групп ОГП.
3. График проведения показных занятий для руководителей групп ОГП полка.
4. График участия руководящего состава в проведении занятий ОГП (разрабатывается ежемесячно).
5. График контроля учебных занятий в подразделениях полка (разрабатывается ежемесячно).
6. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ОГП личного состава, издаваемые в течение учебного года (периода обучения).
В подразделении имеются в наличии и разрабатываются:
1. Выписка из приказа командира части об организации ОГП на период обучения и учебные планы в части касающейся.
2. Расписание занятий.
3. Раздел ОГП в журнале боевой подготовки.
4. График проведения показных занятий для руководителей групп ОГП подразделения.
5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты) проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым темам.
Формирование учебных групп ОГП в полку (на корабле) организуется заместителем командира по воспитательной работе (офицером по ОГП и информированию), осуществляется в период планирования боевой подготовки части на период обучения.
Формирование учебных групп предусматривает:
— определение состава и численности учебных групп;
— подбор руководителей групп и определение их заместителей;
— подбор помощников руководителей учебных групп.
Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно-штатной структурой части, в основном в составе подразделений не более 30—35 человек. Группы солдат (матросов) комплектуются по взводам и им равным подразделениям. Группы сержантов (старшин) — по ротам или батальонам. Группы офицеров и прапорщиков (мичманов) — по батальонам и им равным подразделениям или в масштабе части.
Если учебные группы формируются из нескольких мелких структурных подразделений и служб, то в приказе командира части их состав определяется персонально.
Руководителями учебных групп ОГП назначаются командиры (начальники), их заместители, начальники служб и другие наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношении офицеры (прапорщики), склонные к информационно-воспитательной работе.
Одновременно с руководителем группы осуществляется подбор заместителя руководителя учебной группы, который также включается в приказ по части. Помощники руководителей учебных групп подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам боевой подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями.
Система методической подготовки руководителей групп ОГП предполагает 2-дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения, инструкторско-методические занятия, проводимые не реже 1 раза в месяц, а также самостоятельную подготовку, для которой руководителю должно быть предоставлено не менее 4 часов служебного времени в неделю.
Руководители групп перед каждым занятием составляют план-конспект проведения занятий, который утверждают у своего непосредственного начальника.
Основными методами проведения занятий по ОГП являются лекции, рассказ-беседа, семинар, самостоятельная работа. Активно используются вспомогательные методы проведения занятий: диспут, «круглый стол», «мозговая атака», анализ конкретных ситуаций, викторина.
Контроль ОГП осуществляется в целях оценки ее состояния и выработки конкретных мер по повышению эффективности. Руководящими документами, определяющими контроль и оценку состояния ОГП военнослужащих, являются приказы министра обороны Российской Федерации от 8 мая 1993 г. № 250 и от 24 июля 2004 г. № 031, организационно-методические указания Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Состояние ОГП проверяется в ходе:
— инспекторских проверок (проводятся по решению министра обороны Российской Федерации);
— итоговых проверок (проводятся заместителями министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками округов, армий, командирами корпусов, командующими (начальниками) родами войск в конце учебного года);
— контрольных занятий (проводятся командирами соединений, воинских частей за каждый период обучения);
— контрольных проверок (проводятся командирами и начальниками как в плановом порядке, так и внезапно в течение всего учебного года);
— текущего контроля (осуществляется командирами подразделений и руководителями групп ОГП).
Система контроля ОГП включает следующие основные группы контрольных мероприятий:
1) контрольные мероприятия, проводимые вышестоящими органами:
— плановые проверки организации и состояния ОГП в войсковых частях;
— плановые проверки организации и проведения инструктивно-методических занятий в помощь руководителям групп ОГП в отдельных войсковых частях;
— контроль усвоения пройденных тем по ОГП с начала учебного года в ходе инспекторских проверок;
2) контрольные мероприятия, проводимые непосредственно в частях:
— еженедельные проверки организации занятий по ОГП в войсковых частях и на кораблях;
— еженедельные проверки состояния готовности руководителей групп ОГП к занятиям;
— итоговые проверки знаний слушателей по ОГП за период обучения;
— проверка готовности к организации и проведению ОГП в ходе выполнения задач боевого дежурства и учебно-боевых задач;
— проверка отчетного материала по ОГП за период выполнения задач боевого дежурства и учебно-боевых задач.
В ходе контрольных занятий оцениваются как отдельные военнослужащие, так и воинские подразделения.
Индивидуальные оценки выставляются:
— «отлично» — если военнослужащий в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, строго соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;
— «хорошо» — если военнослужащий овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;
— «удовлетворительно» — если военнослужащий овладел основными положениями учебной программы, выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;
— «неудовлетворительно» — если военнослужащий не овладел основными положениями учебной программы или имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины.
При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и психолого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава.
Оценка группам, подразделениям и воинским частям по ОГП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих:
— «отлично» — если не менее 90 % проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 % — отличные;
— «хорошо» — если не менее 80 % проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 % — отличные и хорошие;
— «удовлетворительно» — если не менее 70 % проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки.
Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его знаний по программе ОГП общей оценки руководимой группы.
§ 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дисциплины во многом зависят не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.
Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого Устава дается определение воинской дисциплины:«Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.
Особенностями воинской дисциплины являются:
— большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;
— детальная регламентация правил поведения и наличие дисциплинарной ответственности;
— строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;
— включенность многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;
— диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;
— обязательность выполнения требований для всех категорий военнослужащих.
Содержание воинской дисциплиныможно выразить через ее структуру, которая включает в себя такие компоненты, как дисциплинарные (правовые) нормы, дисциплинарные отношения, возникающие при их соблюдении, а также деятельность по ее укреплению или поддержанию на должном уровне.
К основным функциям воинской дисциплиныв Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:
— социально-политическая;
— контрольно-управленческая;
— организаторская;
— нормативная;
— воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества, как дисциплинированность);
— информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);
— предупредительно-профилактическая;
— дидактическая (правовое просвещение);
— адаптационная;
— социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей).
Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях — проблема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается путем:
— воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);
— повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
— поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;
— четкой организации боевой подготовки всего личного состава;
— проявления повседневной требовательности командиров (начальников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
— создания в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.
За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Основными направлениямидеятельности командиров и органов воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) являются:
1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Главный воспитатель — ратный воинский труд. От того, насколько эффективно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты, зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплоченность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что отдельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к сожалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подготовки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряженная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и общественно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и научном уровне.
2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддержанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.
3. Повышение требовательности командиров и начальников всех степеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисциплинированности неразрывно связано с постоянной уставной требовательностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяснительной работой требовательность воспитывает у подчиненных аккуратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников, требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязывают каждого командира (начальника) быть требовательным, не оставлять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка, принимать решительные меры к их устранению.
4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих.Сегодня вопросы социальной сферы во многих соединениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войсковая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы в процессе напряженной боевой учебы.
5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск показывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложенные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким искусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:
— занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;
— индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе личного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);
— участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собраний личного состава подразделений;
— подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;
— обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;
— обобщение и распространение передового опыта организации воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразделении;
— обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.
6. Организация взаимодействия органов военного управления с общественными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами усилий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) выступают командир и его заместитель по воспитательной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделений, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-технических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части (подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются приказом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, комиссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутрипроверочная комиссия и др.).
Укреплению воинской дисциплины могут способствовать общественные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищеские суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознаватели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.
В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать возможности местных органов власти, военной прокуратуры, военной комендатуры гарнизона, учреждений культуры.
Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют собой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.
Главным содержанием анализа воинской дисциплины является всестороннее изучение основных ее элементов в целях выработки наиболее эффективных организационных и воспитательных мер воздействия.
Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:
— выявление реального положения дел;
— вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;
— определение мер воздействия на нарушителей;
— выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.
Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.
Объективность анализа состояния воинской дисциплины предполагает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными условиями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в подразделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.
Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:
— определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы);
— проанализировать примерность всех категорий личного состава: офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников; сержантов (старшин) и солдат (матросов);
— изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;
— проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;
— оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.
Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.
Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.
Методика анализа воинской дисциплины в подразделении — это своего рода исследование, имеющее свою специфику и направленность. Оно включает в себя следующие элементы:
— сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воинской дисциплины;
— выяснение количества и характера происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины;
— выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступков.
Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.
2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.
3. Завершающий этап (оценка результатов анализа):выводы, разработка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) являются:
— результаты проверок состояния боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
— отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;
— личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной деятельности и общения с ними в неформальной обстановке;
— доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
— доклады лиц суточного наряда;
— индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
— участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;
— изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должностных лиц суточного наряда;
— анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;
— документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;