Четыре способа мотивации ребенка к сотрудничеству.
01:28:43 Итак, понимая… понимания, принимая во внимание те причины сопротивления сотрудничеству, причины нежелания ребенка взаимодействовать с родителями. Можно выделить основных четыре способа, для того, чтобы увеличить или мотивировать это сотрудничество. Первый из них – это попросить. Ничего нового я здесь для вас, наверное, не сказал, опять-таки, но стоит принять во внимание те формы, те мантры, о которых говорилось выше, с которыми необходимо или той форме, какой нужно просить ребенка сделать что-то существует еще один, своего рода секрет, каким образом просить человека, просить близкого человека, ребенка или даже если это касается супружеских отношений, мужа, супруга. Просить так, чтобы человек мог счастливо выполнить вашу просьбу, и в дальнейшем он бы не старался избегать того, чтобы услышать о ваших желаниях, ваших просьбах, стремился сам о них узнать, настроившись на волну, естественную, как я уже говорил, каждому на волну служения. И первое, первое, что надо принять во внимание, это то, что ребенок тяжело переживает любое, в любой форме отделение от, себя от родителей, даже если это делается в форме просьбы сделать что-то самостоятельно. Даже если родителям нет возможности, например, сделать с ребенком что-то одновременно, например сходить в магазин, достаточно абсурдно было бы, если бы вы сказали, «давай сходим сейчас в магазин», «давай сходим в магазин за хлебом», или «давай вынесем мусорник», но это настроение сотрудничества оно должно все равно звучать в просьбе, и если мама говорит ребенку, что давай сейчас, подготовимся к встрече гостей. Давай сейчас, мы сейчас вместе… находит какой-то обобщающий, такой общий формат действий для них обоих – для себя и для ребенка, в котором каждый бы мог выполнять свою роль, при этом чувствуя, что он делает вклад в что-то общее.
01:31:36 И если мама говорит - давай сейчас приготовимся к тому, чтобы встретить гостей. Для этого я сейчас займусь тем, что спеку пирог, предположим, а ты вынесешь мусор и сходишь в магазин. То есть мы находимся в сотрудничестве, не смотря на то, что делаем разные вещи, и надеяться, что ребенок сам может прийти к этом пониманию является своего рода иллюзией. Говоря об этапах, об этапах или ступенях развития мотивации ребенка на просьбу, можно говорить о следующих. Первое – это попросить ребенка делать то, что он и так охотно делает, то есть есть вещи, которые дети любят делать, просто в силу своей природы, иногда они делают это чаще даже, чем это необходимо. Но просить человека о каком-то действии, просить ребенка в чем-то вам помочь, что-то для вас сделать не смотря на то, что он сделал бы это с удовольствием и так, является определенным видом признательности ему, за то, что он уже делает и оценкой не самого, возможно, его действия, оно, возможно, незначительным, неважным и даже лишним в чем-то, оно является способом показать, что его служение, его попытки порадовать вас, встречены и приняты. Следующий этап – это способность просить ребенка, что-то сделать, при этом сохраняя за собой как бы, сохраняя за собой ответственность, как реагировать на его отказ. То есть очень важный фактор, если мы просим ребенка, сделать что-то и при этом он говорит, что сейчас не может, не хочет, устал, и так далее, мы можем очень мягко, как бы отреагировать на его такую реакцию, сказав, что ничего, я могу сделать это сам или, важно, давай сделаем это вместе, я помогу тебе или вернуться на первую ступеньку, то есть попросить его сделать то, что он делает охотно, и без ваших просьб.
01:34:17 Самым главным, является не выполнение каких-то определенных обязанностей, количество вынесенных мусорников или купленных пакетов молока. А самым важным является наша способность, как родителей, сохранить мотивацию ребенка служить другим, в данном случае, служить тем людям, которые ему дороже и ближе всего. И третий, третья ступенька, более высокая, на которую переходить надо очень постепенно, очень плавно, это непосредственно просьба, то есть когда мы, можно сказать, без компромиссной форме говорим о том, коротко и ясно, уже говорилось выше, без лишних пояснений, без эмоциональной загрузки, без угроз, без давления, просто говорим, я хочу, чтобы ты сделал то-то и то-то. В случае, если план, как говорится, С, провалился, возвращаемся к плану Б, то есть приняв отказ ребенка, не реагируйте на это слишком эмоционально, старайтесь избежать гнева, и если есть возможность, можно снова попросить его сделать то, что он делает с удовольствием. То есть это один из секретов того, что в своем желании служить человек проходит различные ступени, мы о них говорили, и первая ступень – это просто желание, чтобы все служили мне, как бы самое искаженная форма желания служить, второе – это когда мы начинаем служить другим, но делаем это так, как хотели бы, чтобы нам служили, чтобы нам это сделали. Очень часто дети делают то, что им нравится и охотно делают это, что иногда создает большие проблемы для родителей, как если бы они вообще ничего не делали. Например, девочка, маленькая девочка, которая очень энтузиастично пытается помыть посуду или что-то приготовить, может как бы, её действия могут привести к тому, что матери в конце – концов потребуется перемывать посуду еще более тщательно или может быть будут истрачены зря продукты, из которых ничего не получилось или это не очень пригодно для употребления в пищу, то, что получилось.
01:36:51 Или рисунок, который нарисовал ребенок, он, по академическим критериями не является совершенством, поэтому на этом этапе ребенок делает и получает счастье от самого служения, не смотря на то, что понимание его служения, оно адаптировано к его желаниям, то есть он воспринимает это так, как он бы хотел, чтобы делали. Но если это желание сохранить, то позже, оно естественным образом развивается до стремления еще больше порадовать родителей. И в этом смысле есть возможность говорить о том, что то, что ты нарисовал – очень хорошо, но если ты мог убрать игрушки, я была бы еще бы счастлива. И если он говорит – нет, я хочу еще порисовать, это называется возвращаемся к плану Б, или плану А соответственно. Более высокий уровень служения, это когда ребенок действительно испытывает счастье от того, что он радует родителей тем, что он делает, это требует от родителей способности или такого навыка, очень редкого на сегодняшний день, надо заметить, как способность благодарить. И благодарность – вещь редкая, на сегодняшний день в семьях, хотя по той причине, что мы с вами не так часто и, в своем детстве не слышали слов благодарности за то, что мы делали, такого положение вещей, на сегодняшний день, что родители склонны быстро обращать внимание на то, что не делается, но если что-то сделано, то это принимается как должное. Поэтому уже в нашем детстве мы теряем энтузиазм, что-то делать для других, потому что оно не оценивается окружающими, поэтому после того, как мы просим что-то делать ключом, определенным, к успеху, того, чтобы ребенок оставался мотивированным делать снова и снова, является в первую очередь – избавиться от склонности только мотивировать ребенка к чему-то ребенка, потому что чрезмерное стремление к мотивации является, может стать определенного рода манипуляцией.