Четыре способа построить диапазон

Диапазоны (Channels, Envelopes) помогают игрокам, поскольку их границы показывают, когда рынок, вероятно, встретится с поддержкой или сопротивлением. Для построения диапазона есть четыре основных способа:

1. Провести границу диапазона параллельно линии тренда (см. 3.4).

2. Провести две линии, параллельно показателю среднего движения, одну выше, а другую ниже него.

3. То же, что и в предыдущем случае, но расстояние между линиями должно зависеть от неустойчивости рынка (диапазон Боллингера).

4. Построить показатель среднего движения максимальных и минимальных цен.

Диапазоны, параллельные линиям тренда, полезны для долгосрочного анализа трендов, особенно по недельным графикам. Диапазоны вокруг МА полезны при краткосрочном анализе, особенно на дневных и более коротких графиках. Диапазоны с шириной, зависящей от неустойчивости рынка, хороши для обнаружения ранних стадий основных трендов.

Поддержка – это тот уровень, на котором покупатели покупают более интенсивно, чем продавцы продают. Сопротивление – это тот уровень, на котором продавцы продают более интенсивно, чем покупатели покупают (см. главу 3.2). Диапазоны показывают, где в будущем следует ожидать поддержку или сопротивление.

Наклон диапазона показывает тренд рынка. Когда диапазон горизонтален, вы можете играть на любом колебании в его пределах. Когда диапазон идёт вверх, разумно играть только на повышение, покупая при колебаниях вниз и продавая при скачках вверх. Когда диапазон идёт вниз, разумно играть только на понижение, продавая у верхней границы диапазона и покупая у нижней.

Диапазоны от показателя среднего движения

Тринадцатидневное ЕМА может служить основой диапазона (см. главу 4.2). Нарисуйте верхнюю и нижнюю линию диапазона параллельно ему. Ширина диапазона определяется коэффициентом, выбираемым игроком:

Низ = EMA + Коэффициент * EMA

Верх = EMA + Коэффициент * EMA

Вам нужно подстраивать коэффициент до тех пор, пока в пределах диапазоне не окажется от 90 до 95 процентов всех цен. Диапазон определяет грань между нормальным и ненормальным поведением цен. Для цен нормально оставаться в пределах диапазона и только необычные события могут вывести их за эти пределы. Цена рынка завышена над верхней границей диапазона и занижена под его нижней границей.

Например, в 1992 году коэффициент диапазона на дневном графике рынка фьючерса S&P 500 составлял 1,5 процента. Если 13-дневное EMA давало 400, то верхняя граница диапазона была 406 (400 + 1,5*400/ 100), а нижняя граница диапазона была 394 (400-1,5*400/100).

Коэффициент диапазона нужно корректировать по крайней мере каждые три месяца, чтобы по-прежнему от 90 до 95 процентов цен оставались внутри него. Если цены начинают выскакивать за диапазон и оставаться вне его дольше нескольких дней, то диапазон нужно расширить. Слишком большое число колебаний внутри диапазона, при которых цены не достигают его границ, говорит об уменьшении неустойчивости рынка и диапазон нужно сузить.

Для неустойчивого рынка нужен более широкий диапазон, а для спокойного – более узкий. Долгосрочные графики требуют более широкого диапазона. Эмпирически можно принять, что для недельных графиков коэффициент диапазона должен быть в два раза больше, чем для дневных.

Психология масс

Экспоненциальный показатель среднего движения цен отражает средний консенсус по поводу стоимости за время усреднения (см. главу 4.2). Когда цены поднимаются над средним консенсусом, продавцы видят возможность получить прибыль от позиций на повышение или сыграть на понижение. Если они оказываются сильнее «быков», цены падают. Когда цены падают ниже МА, вступают в дело охотники за прибылью. Их покупки и закрытие позиций на понижение «медведями» поднимает цены и цикл повторяется.

Когда цены около МА, на рынке справедливая цена. Когда цены около или ниже нижней границы диапазона, рыночная цена занижена. Когда цены около или выше верхней границы диапазона, рыночная цена завышена. Диапазон помогает игроку найти возможность купить, когда рынок дешёв, и продать, когда он дорог.

Рынок похож на страдающего маниакально-депрессивным психозом. Когда он достигает пика мании, он готов успокоиться, а когда он достигает дна своей депрессии, его настроение готово улучшаться. Диапазон показывает границы оптимизма и пессимизма масс. Его верхняя граница показывает, когда у «быков» кончается задор, а нижняя – когда выдыхаются «медведи».

Любое животное оказывает большее сопротивление ближе к дому. Верхняя граница диапазона показывает, где «медведи» чувствуют, что их прижали к стене и кидаются на «быков». Нижняя граница диапазона показывает, где «быки» чувствуют, что их прижали к стене и кидаются на «медведей».

Если подъем не может достичь верхней границы диапазона, то это сигнал «медведям». Это означает, что «быки» становятся слабее. Если подъем пробивает диапазон и рынок закрывается выше него, это говорит о силе восходящего тренда. Обратное справедливо при нисходящем тренде.

Диапазоны помогают тем игрокам, кто ими пользуется, оставаться объективными, в то время, как остальных захватывает истерия «быков» или «медведей». Если цены доходят до верха диапазона, то вы видите, что массы слишком близки к «быкам» и пора думать о продаже. Когда все склоняются к «медведям», а цены касаются низа диапазона, то вы знаете, что нужно думать о покупке, а не о продаже.

Правила игры

Любители и профессионалы рынка воспринимают диапазоны по-разному. Любители ставят на крупный успех, они тяготеют продавать при прорыве вниз и покупать при прорыве вверх. Когда любитель видит прорыв из диапазона, он надеется, что начался новый сильный тренд, который быстро сделает его богатым.

Профессионалы играют против отклонений и за возврат к норме. Для цен нормально оставаться в пределах диапазона. Большинство прорывов делаются из последних сил и быстро пресекаются. Профессионалы любят кормить их, то есть играть против. Они продают, как только прорыв вверх останавливается, и покупают, когда прорыв вниз перестаёт давать новые минимумы.

Прорывы могут принести любителям впечатляющие прибыли, когда новый крупный тренд действительно покидает диапазон. Любители иногда выигрывают, но выгоднее действовать вместе с профессионалами. Большинство прорывов ложные и за ними следует возврат обратно.

Диапазоны от МА могут использоваться игроком как единственный инструмент или объединяться с другими методами. Джеральд Аппель рекомендовал следующие правила для игры на основании диапазонов:

1. Нарисуйте МА и постройте вокруг пего диапазон. Если диапазон примерно горизонтален, то почти всегда хорошо покупать, когда рынок у его низа, и продавать, когда рынок у его верха.

2. Когда тренд идёт резко вверх и диапазон прорывается вверх, это говорит о движении очень сильных «быков». Вероятно, что у вас будет ещё один шанс продать, когда цены будут в районе достигнутого максимума. Для рынка нормально возвращаться к МА после прорыва диапазона вверх, что даёт отличную возможность для покупки. Закрывайте позицию на покупку, когда рынок вновь подойдёт к верхней границе диапазона.

3. Приведённое выше правило работает наоборот при резких спадах. Прорыв нижней границы диапазона показывает, что вероятен возврат к МА, который даст ещё одну возможность для продажи. Когда цены опять подойдут к нижней границе диапазона, пора закрывать позиции.

Лучшие сигналы к игре даются сочетанием диапазонов и других технических индикаторов. Индикаторы же дают самые сильные сигналы, когда они расходятся от цен (рис. 57). Маннинг Столлер описал метод сочетания диапазонов и дивергенции в интервью, данном автору этой книги.

4. Сигнал к продаже возникает тогда, когда цепы достигают верха диапазона, а технический индикатор, такой, как стохастика или MACD – гистограмма, даёт менее высокий максимум и образует дивергенцию «sмедведей». Это означает, что «быки» ослабли в момент завышения цен.

5. Сигнал к покупке возникает тогда, когда цены достигают низа диапазона, а технический индикатор даёт менее глубокий минимум и образует дивергенцию. Это означает, что «медведи» ослабли в момент занижения цен.

Рынок нужно анализировать больше, чем в одном временном масштабе. Играйте на повышение, когда цены растут от нижнего края диапазона и на дневном, и на недельном графике. Играйте на понижение, когда цены падают от верхнего края диапазона и на дневном, и на недельном графике.

6. Начинайте игру на повышение, когда диапазон идёт вверх и цены ниже средней линии, и извлекайте прибыль, когда цены над средней линией. Играйте на понижение при падающем диапазоне и извлекайте прибыль у его нижней границы.

Наши рекомендации