Префиксально‑постфиксальные глаголы
Число окказиональных дериватов, образованных префиксально‑постфиксальным способом, весьма значительно. Используется весь набор формантов, имеющийся в нормативном языке, а в ряде случаев и окказиональные модели, сложившиеся на основе комбинации префиксальных и постфиксальных моделей. Рассмотрим несколько наиболее распространенных словообразовательных типов, широко представленных в детской речи.
Активно используется формантНА– + ‑СЯ, служащий для образования дериватов, объединенных значением 'дойти до удовлетворения или пресыщения в результате совершения действия': наскучаться: Долго ты не приезжал! Мы тутнаскучались без тебя!; наклеиться: Ух, наклеилась, больше не хочу; нажиться: Ты что, на земле уженажился? – вопрос, обращенный к старому дедушке; навызываться: Мы вчера духовнавызывались! – об игре, которая заключалась в вызывании привиденний. Особенно частотен глагол наспаться, отмеченный в речи многих детей.
Широко используется модель с формантомОБ– + ‑СЯ, точнее – две модели с омонимичными формантами, по одной из которых образуются дериваты со значением 'с излишней интенсивностью совершить действие, причинив этим себе неприятности', а по другой – со значением 'неверно, ошибочно, неудачно совершить действие'. Примеры дериватов первого типа: Горло болит. Вчера холодной водойобпилась (т. е. слишком много пила); Весьоблежался! И не встанешь теперь!; Вставай!Обоспишься! Характерно при этом объяснение – реакция на вопросительный взгляд матери: Говорят же – объешься!
Примеры дериватов второго типа: Яобселась! – слова плачущей девочки, сидящей на полу, которая села мимо стула; Я пошел за ним, он за мной, мыобошлись (т. е. разминулись, не встретили друг друга), но потом уже в кино встретились.
Самая продуктивная из префиксально‑постфиксальных моделей из числа активно используемых детьми – модель с формантом РАЗ– + ‑СЯ, по которой образуются дериваты со значением 'достичь большой интенсивности в совершении действия': Расхлопались! – о громких аплодисментах в театре; Что вы такрасскакались?;Совсем уж развралась, никто ей уже не верит; Что ты так распопрошайничался? – собаке, которая просит подачки; зарегистрированы также расшиться (увлечься шитьем), распиться – слишком много и долго пить и т. п.
Значительное число окказионализмов свидетельствует об имеющемся разрыве между системной и эмпирической продуктивностью, характеризующем функционирование данной модели.
Глагольные междометия
Так называемые глагольные междометия служат для передачи мгновенных действий. По семантике они напоминают одноактные глаголы и имеют поэтому тот же состав производящих. Дублирование их в контексте (прыг‑прыг) служит для выражения повторения ряда актов однородного действия. В речи детей окказиональные образования этого типа распространены необычайно широко. Круг производящих глаголов значительно расширен по сравнению с тем, который имеется в нормативном языке. Это и глаголы звучания, и глаголы движения, и глаголы, обозначающие самые разнообразные физические и даже психические действия: Бутылка –грох и разбилась!; Воробей –парх и улетел; Налепили мне горчичников, а они: щип‑щип… Расщипались; Мартин пробегал илиз меня в ногу; Я ключиком – верть, а пружина –лоп и сломалась; Я леплю – лип, лип… Интересен и несколько необычен пример: Я такая зоркая:зор – и нашла гриб! Очевидно, имеет место двухступенчатое словообразование. Реконструируется путем обратной деривации глагол «зреть» и от него образуется глагольное междометие: зоркий → зреть → зор. Приверженность детей к глагольным междометиям, очевидно, связана с тем, что они (при своей очень низкой частотности по отношению к речи в целом) довольно часто используются взрослыми в речи, обращенной к детям (прыг‑скок, топ‑топ и т. п.)[155]. Наличие таких слов в ближайшем контексте может вызывать эффект своего род естественного прайминга: девочка 4–5 лет в ожидании автобуса прыгает на одной ножке и приговаривает: Прыг‑прыг‑прыг, потом на другой: Скок‑скок‑скок, потом начинает бегать и кричит: Бег‑бег‑бег.
Отадъективная деривация
От прилагательных образуются существительные (как синтаксические, так и лексические дериваты), глаголы, прилагательные и наречия, т. е. дериваты адъективно‑субстантивного, адъективно‑глагольного, адъективно‑адъективного[156]и адъективно‑адвербиального классов.
Деривационный потенциал прилагательных определяется прежде всего тем, статичным или динамичным является обозначаемый ими признак: потенциал качественных и относительных прилагательных существенным образом различается.
Известно (см. [Ермакова 1984]), что относительные прилагательные могут лишь в формальном отношении коррелировать с производными, в роли семантически производящих выступают в этих случаях те существительные или глаголы, к которым восходят относительные прилагательные.