Отношение между психологией и экологией 1 страница

Предисловие

Вы раскрыли необычную книгу. Она представ­ляет собой не научную или научно-популярную пуб­ликацию, как можно судить по ее названию. Психо­логии окружающей среды, или экологической пси­хологии, как отрасли науки с четко выраженными чертами до сих пор нет. Не выработана еще система, которая помогла бы объяснить экологию с социаль­но-психологической точки зрения, и в рамках психо­логии нет еще четко очерченной сферы ее применения в области экологии. Но психологию можно исполь­зовать для углубления и расширения изучения эко­логии, науки об окружающей среде, особенно с практической точки зрения, при выработке необхо­димых параметров окружающей среды. Психология накопила определенный запас знаний, касающихся проблем не только человеческой психики, но и окру­жающей среды, в которой каждый из нас существу­ет, работает, творит, отдыхает, перемещается в про­странстве. Например, данные о психологии труда или социальной психологии можно использовать при создании жизненной среды, что во многих случаях и происходит: при решении вопроса о правильном освещении, при поиске оптимального дизайна, при расчете коммуникаций или при использовании соот­ветствующих надписей, позволяющих ориентиро­ваться в метро. Психология развития, целью которой является познание закономерности развития психи­ки человека с момента его рождения, концентриру­ет внимание на роли окружающей среды в развитии личности.

Экология как наука об окружающей среде в ши­роком понимании часто, а может быть и всегда, свя­зывается с применением естественных наук при изу­чении и решении отдельных проблем. Но экология есть не только знание о процессах, происходящих в природе, она имеет одновременно и гуманитарное со­держание, так как рассматривает взаимодействие человека с окружающей средой. Последующие страницы книги предназначены тому читателю, который воспринимает экологию скорее как естествоведчес­кую дисциплину. Поскольку человек является не только пользователем, но и создателем окружаю­щей среды (иногда в ущерб себе), он психологически оценивает ее и придает ей гуманистические харак­теристики, даже если правильно решает проблему внесения удобрений или определяет состав химиче­ских элементов в воздухе. И все это происходит по очень простой причине: человек без данной окру­жающей среды существовать не может.

Я попытался в форме эссе показать широкий спектр психологических характеристик окружающей среды. Хочу еще раз подчеркнуть, что эта книга яв­ляется не популяризацией результатов научных ис­следований, а своеобразной коллекцией наблюдений, размышлений, идей, эссе по вопросу о том, как соединить экологию с психологией. Первоначально слово «эссе» означало попытку, опыт. Данная книга, как мне представляется, должна побудить к даль­нейшим исследованиям не только профессиональных экологов и психологов, но и всех тех, кто более углуб­ленно занимается проблемами окружающей среды. Моя работа не является систематическим изложени­ем исчерпывающей информации. Она не лишена ряда недостатков. Содержание следует воспринимать не только как побуждение к размышлению и дискусси­ям, но и как информацию divertimento из области человеческой деятельности, которая не может быть ни для кого из нас безразличной.

I Введение

О необходимости экологии

Мы живем в такое время, когда слово «экология» приобрело жизненно важное значение. О ней еже­дневно говорят все средства информации, слово «эко­логия» многократно употребляется в дискуссиях про­фессионалов и непрофессионалов. Этимология его (с греческого oikos) говорит о том, что речь идет о науке, описывающей наш дом в самом широком смысле этого слова. Это вызвано не только заботой о нашем доме, но и необходимостью более глубо­кого познания закономерностей его существования.

В центре экологии находится человек, создатель этого дома, его позитивная и негативная деятель­ность. В обычном понимании слова «экология» этот факт не выступает на первый план. Под этим терми­ном скрывается многослойное, в значительной сте­пени расплывчатое содержание, уводящее к окру» жающей действительности, существующей как бы без человека, к процессам, происходящим в природе. На­пример, очень часто говорится об отношениях между отдельными экосистемами или об отношениях внутри данных экосистем. В этом смысле экология является в первую очередь дисциплиной природоведческой, за­дачей которой является изучение отношений и зако­номерных процессов между неживой природой и жи­выми системами и их жизненно необходимой взаимо­связи, их экологических связей. Отдельные детали природоведческого познания, которые можно охарак­теризовать как экологические, поднимаются в пирами­де знания на головокружительную высоту.

Нас удивляют ранее неизвестные взаимосвязи и факты, например обнаружение необычайно большо­го количества определенного вида бактерий, появле­ние которых вызвано всего лишь административным решением, принятым в сфере производства консерви­рованных продуктов. Волосы встают дыбом, когда мы читаем научные и научно-популярные описания экологического загрязнения или разрушения приро­ды. Экологические катастрофы, нарушающие ритм природных процессов, происходят довольно часто. Крупные катастрофы: гибель большого танкера в море, когда разлившаяся нефть губит огромное коли­чество кубических метров морской воды и тысячи квадратных метров побережья; меньшие катастро­фы: промышленное предприятие «по ошибке» сбра­сывает в реки ядовитые соединения, губящие вод­ную флору и фауну; относительно малые: срублен­ное понапрасну дерево, сожженная трава, в резуль­тате чего уничтожено естественное местообитание множества насекомых. Все эти катастрофы в конеч­ном итоге являются результатом деятельности чело­века, который поднялся очень высоко в процессе раз­вития цивилизации и создал много ценностей поло­жительного порядка; в то же время он очень часто не в состоянии предотвратить отрицательные последст­вия своего воздействия на природу.

Противостояние «человек — природа» является результатом исторического развития и прогресса ци­вилизации. Но здесь нужно сказать о действительных причинах, которые объясняют возникновение эколо­гии как межотраслевой научной дисциплины, синте­зирующей в глобальную картину отдельные сведения о взаимных связях живых и неживых систем на зем­ном шаре. В результате научно-технического прогрес­са, нарастающего в геометрической прогрессии, чело­вечество начало не только интенсивно эксплуатиро­вать природу, но в конечном итоге и преобразовы­вать ее практически в искусственную среду, т. е. сре­ду, созданную человеческими руками. Самым на­глядным примером этого процесса является крупный город. Следующий пример — промышленные ком­плексы в местах, где раньше были только поля и ред­кие села. Еще одним примером является интенсивное внедрение техники в сельское хозяйство, главным образом в животноводство. В местах отдыха чело­век оставляет такие следы своего пребывания, что иногда эти места весьма отдаленно напоминают пер­возданную природу. Таким образом, человек оставля­ет в природе неустранимый отпечаток своей рацио­налистической деятельности, направляемой идеей овладения природой.

Когда французский философ Рене Декарт (1596—

1650) говорил о человеке как о существе, стремя­щемся покорить природу и стать ее властелином, он не мог и подозревать, какие сложные проблемы при­несет с собой развитие цивилизации. Наряду с несом­ненными выгодами прогресс имеет и свои невыгоды, наряду с активным балансом имеет и пассивный. До­статочно лишь на минуту задуматься над негативны­ми для окружающей среды последствиями создания крупных городов, чтобы затем всерьез оценить дей­ствительные выгоды жизни в них. В этом предвари­тельном замечании мы принимаем во внимание толь­ко влияние искусственно созданной среды на физико-химические детерминанты окружающей среды как целого.

Наряду с этими более или менее изменчивыми факторами в создании общей картины участвуют и факторы, трудно математизируемые, факторы куль­турного, социального и психологического порядка. Человечество является неотделимой составной частью природы и должно соблюдать ее законы. И если в ходе сложного исторического развития на Земле воз­никла весьма сложная структура искусственной сре­ды, созданной трудом человека и названной некото­рыми исследователями антропоценозом, то она долж­на быть приведена по возможности в соответствие с ритмом природы в пространстве и времени. Именно экологическое познание должно служить основой для принятия ответственных решений о будущих дей­ствиях человека, который должен преобразовывать окружающую среду для своей пользы, а не себе во вред.

Из этого следует, что центром экологии действи­тельно является человек, который основал экологию как науку и который должен был бы развивать ее с той целью, чтобы в дальнейшем избежать таких ша­гов, о которых было бы заранее известно, что желае­мых результатов они не дадут. Экология как науч­ная дисциплина возникла совсем недавно, когда рез­ко возросли темпы научно-технического развития и человек стал понимать свою теснейшую связь с при­родой как целым. Человек осознал, что он не может быть повелителем всего живого и природы, что он есть только часть ее, притом, возможно, даже не са­мая необходимая. Эволюционная биология, напри­мер, свидетельствует о том, что природа и богатей-шее разнообразие жизни существовали задолго до я того, как на земном шаре появилось существо, кото- 1 рому только современный человек дал название го- | минид и который, как предполагается, мог быть его | далеким предком. Процессы природы, регулирующие '; связи в экосистеме, гораздо древнее, чем существо, \ называемое человеком, поэтому он не может ими пренебрегать.

Однако развитая цивилизация часто пренебрега­ет этим фактом, о чем свидетельствует рост так на­зываемых экологических проблем. Ведь история че­ловечества не знает примеров такого уничтожения окружающей среды, как в XIX и XX вв. Древний зем­леделец, теснейшим образом связанный с землей-кормилицей, был собственно интуитивным эколо­гом: ему никогда в голову не приходило уничтожать природу путем грубого вмешательства в окружающую среду, от равновесия с которой зависела его жизнь. Невозможно представить, чтобы он посыпал свое поле какими-то ядовитыми веществами. Ликвидация отхо­дов находилась в полной гармонии с общим процес­сом в природе, притом не только потому, что еще не существовало неуничтожаемых искусственных мате­риалов (будущий археолог спустя 500 тыс. лет будет размышлять, для какой цели они служили, а нашу эпоху назовет «эпохой искусственных материалов»), но и потому, что в мире жило неизмеримо меньше индивидов вида Homo sapiens, который является наибольшим производителем отходов.

Таким образом, экология выступает как комплекс сведений о взаимной связи всего со всем в природо­ведении. В первую очередь она является предметом (не только отраслью) человеческого осмысления и действия и должна объективно и по возможности точно и ответственно раскрывать отношение челове­ка к окружающей среде, показывать, как влияет сре­да на формирование человека и, наоборот, как чело­век формирует среду. Об этом факте часто забывают. Экология есть наука о процессах природы в окру­жающей среде. При таком понимании природа как бы объективировалась в мышлении человека и от­странялась от его бытия. Но и обратное есть истина, и мы должны характеризовать экологию как дис­циплину обществоведческую.

В последнее время наряду с такими известными

направлениями, как антропоэкология, гуманная гео­графия, социальная экология, можно указать и на психологический аспект экологии. Следовательно, психология окружающей среды касается взаимных отношений человека и среды. Можно было бы гово­рить об «экологической психологии», но такая спе­циальная отрасль находится еще в стадии рождения. Мы имеем в виду прежде всего психологические ас­пекты экологии.

Психология и экология

При наблюдении за какими-либо животными в их природном окружении можно установить, что сво­ей деятельностью они пытаются если и не изменить, то хотя бы дооформить среду своего существования. Муравьи строят муравейник, птицы — гнезда, пау­ки плетут паутину, обезьяны пользуются различны­ми предметами, которые им попадаются и пригодны для манипуляций. Считалось, что животные в своем поведении подчинены неизменяющимся инстинктам, теперь же доказано, что «запрограммированные» формулы их поведения свидетельствуют о высокой вариабельности и пластичности, зависящих от струк­туры окружающей среды. И насекомые могут моди­фицировать свою на первый взгляд автоматическую инстинктивную деятельность в соответствии с физи­ко-химическими свойствами среды. Экология под­твердила невероятно богатую взаимосвязь живых организмов с окружающей средой на множестве кон­кретных примеров.

Участие человека во взаимном обмене между жи­вой и неживой природой в качественном и количест­венном отношениях совершенно иное, чем других ви­дов животных. Существуют три характерные черты, присущие только человеку и человечеству вообще в отношении к окружающей среде: масштаб, ком­плексность и осознанность выполняемых действий. Способность человека изменять среду, чтобы она служила только для удовлетворения его потребно­стей, огромна. В ретроспективе биологической эво­люции именно взаимодействие с окружающей средой явилось самым значительным аспектом человеческой деятельности. Человек сделал свою среду обитания неузнаваемой. Изобрел для этого самые совершен­ные инструменты и механизмы. Технический прогресс ускорялся и достиг такой формы, какую мы видим сейчас, когда можно констатировать, что этот про­цесс в некоторых случаях (так же как бюрократия) оборачивается против своего изобретателя неисчис­лимыми негативными последствиями. Иногда ка­жется, что современная техника живет своей неза­висимой жизнью, а человек стал чуть ли не ее ра­бом.

Современный человек в некоторых сторонах своего бытия дегуманизировал свою активность в связи с техническим прогрессом и отвернулся от природы. Люди, живущие, например, в городе, не производят сами продуктов питания. Многие не могут предста­вить себе отпуск без автомобиля, и очень скоро мо­жет наступить момент, когда человек перестанет на­прягать мозговые извилины по поводу обычной ма­тематической задачки, так как и простое сложение нескольких цифр за него выполнит вычислительная машина. В Америке психологи провели в больших го­родах исследования и установили, что некоторые школьники не знают домашних животных и не пред­ставляют, откуда берется молоко.

Экологическая психология изучает воздействие резкого ускорения развития техники, которое рази­тельно изменяет окружающую среду, психику людей. Не изменила ли научно-техническая революция что-нибудь в психике современного человека? Не по­лучилось ли так, что, несмотря на все положитель­ные стороны технического развития, человек иско­веркан именно им? С изменением окружающей сре­ды изменяется и человек, его психология, поведение, переживания, реакция и восприятие. Один и тот же человек ведет себя совершенно по-разному в церкви или в воротах футбольного поля, в общественных приемных или в тиши лесного массива, на экскурсии в пещерах или на многолюдных городских проспек­тах. И везде это тот самый человек, который чувст­вует свою идентичность со временем и пространст­вом. Именно потому он изменяет свое поведение в зависимости от физических и пространственных структур различной среды.

В предыдущих абзацах мы констатировали баналь­ную истину. Однако она приоткрывает дверь к по-

знанию более глубоких закономерностей психологии человека в его взаимодействии с жизненной средой, показывает, например, что человек не такой уж абсо­лютный господин своего Я, так как окружающая среда оказывает значительное влияние на его реше­ния и поведение.

Ежедневно человек находится в состоянии кон« фронтации с различными типами среды. Имеется в виду среда не только социальная, в которой закреп* лены отношения между людьми. Это прежде всего окружающая среда с множеством факторов: произ­водственная среда, среда, в которой человек нахо­дится во время переезда от дома на работу (в XX в. весьма редко местом работы является дом), среда отдыха, домашняя среда. Часто можно услышать, что наибольшее влияние на человека оказывает социаль­ная среда, созданная отношениями между людьми, производственными связями, влиянием различных институтов. Это не совсем так, поскольку эта соци­альная среда включена в структуру искусственно соз­данной человеком среды, имеющей свои закономер­ности, которые в случае необходимости можно опи­сать даже языком физики.

Ярким свидетельством этого является архитекту­ра, ее внутреннее и внешнее пространства. Напри­мер, готический собор вызывает у человека не толь­ко эстетическое чувство, одновременно он действует и на другие чувства. На зрение: преобладание вер­тикальных линий вызывает чувства величия и смире­ния, соотносимые с малостью человека; на слух: аку­стика пространства решена с учетом оптимального распределения звука во всем пространстве храма, и не случайно созданная таким образом композиция пространства заставляет человека говорить шепо­том (что подчеркнуто традиционным правилом пове­дения культурного человека в соборе); на обоня­ние: монументальность подчеркивается не только ароматом кадила, но и холодным, как бы отдален-' ным, летучим ароматом мрамора; на осязание: все внутреннее пространство скомпоновано так, чтобы свести к минимуму побуждения к осязанию, а деко­ративное убранство прямо внушает табу прикосно­вения. Все это пространство воздействует на эсте­тическое восприятие человека не только как сумма отдельных импульсов, но и как единое целое, затавляет его действовать в соответствии со строгоЩ определенной культурной традицией. Ш

Сравним готический собор с другим архитектур-.^ ным творением, которое тоже уходит ввысь, — с covi временным многоэтажным домом. Высота можетя быть идентичной, площадь — тоже. А форма и мате-риал определяют совершенно иное поведение в про-странстве. Внутренняя структура пространства остав-ляет для общественного движения коридоры и лест-ницы, по которым мы спешим не только потому, что здесь нет никаких отвлекающих импульсов, но и по-тому, чтобы избежать анонимных встреч со «зна-комыми незнакомыми». Лестницы, лифты, коридоры лишены декора и вызывают у нас совершенно иную эстетическую реакцию, которая неизбежно отража- ется на нашем поведении. В этой абсолютной ано« нимности бетонных панелей размещены наши квар- тиры, в которых мы создаем свое личное простран- ство, свою защищенную территорию. Здесь разница между внутренним и внешним пространством огром- на. Оба примера свидетельствуют о том, что no-раз-ному скомпонованная и созданная человеком среда | неизбежно влияет на психику, поведение, принятие решения, восприятие, движение и понимание про- странства. |

Путем наблюдения можно доказать и такой факт, I на котором основывается один из основных постула- 1 тов применения психологии в экологии. В действиях ■ разных людей в одной и той же среде есть очень много сходства. Иными словами, можно констатиро­вать только минимальную индивидуальную разницу в реакции на идентичную среду. Структура среды воздействует на психику и поведение людей консер­вативно: действие продолжается длительное время, а индивидуальность отдельных действующих лиц иногда даже может заметно не проявляться. Одна и та же среда характером своей структуры как бы предписывает нормы, образ поведения, сходную ре­акцию. Культурное наследие общества и влияние общественных факторов вписываются в физические координаты созданной человеком искусственной сре­ды и определяют поведение людей независимо от психического развития индивидов.

Окружающая среда влияет на психику человека своим химическим составом и физической конфигу-

рацией. Созданная человеком среда настолько ог­ромна и разнородна, что неизбежно вызывает целый комплекс реакций — физическую и биологическую, а также психологическую, — посредством которых чело­век объясняет среду, наделяет ее многослойным зна­чением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием. В то время как физичес­кое, химическое и биологическое влияние окружаю­щей среды на человека сравнительно хорошо изу­чено и зафиксировано, о психологическом влиянии сре,гш на ее создателя — человека мы знаем значи­тельно меньше. Тем не менее психологическое влия­ние на человека созданной им среды является очень значительным. Мы часто этого даже не сознаем. В перспективе это представляется ключевой проблемой всей экологии, так как историческое развитие только в XX в. достаточно наглядно показало, что создан­ное человеком однажды может обернуться против него и подчинить его себе. В конечном итоге все за­висит от того, сумеет ли человек управлять тем, что привел в действие.

В связи с этим необходимо более глубокое осмыс­ление собственной реакции и интерпретации своего отношения к среде в индивидуальном и социальном плане. Только в этом случае человек может созна­тельно и ответственно изменять эту обширную сеть взаимных отношений между ним и средой в свою пользу. В этом выражается взаимосвязь психологии с экологией. В одной притче говорится, что рыба яв­ляется последним видом животного мира, который открывает для себя существование воды только в том случае, когда оказывается на суше и ищет свою естественную среду. Важно, чтобы человек не ока­зался в подобной ситуации в отношении своей жиз­ненной среды.

Во взаимодействии с окружающей средой человек находится под влиянием структуры среды, ее про­странственного устройства и психологического значе­ния. Человек преобразовал, построил свое про­странство, свою жизненную среду и вложил в нее па­раметры своего бытия. Простейшим свидетельством зависимости человека от того, что в ходе историче­ского развития он создал своим трудом, является обычный предмет, например стул, составляющий не­обходимую часть окружающей среды человека, От-влечемся на минуту от общих рассуждений и тео->'

рий. Поразмышляем о психологической роли стула,

о том, как стул влияет на поведение человека, а ино^ гда и непосредственно определяет его.

Как ведут себя стулья. Хороший стул — это почти совершенное изделие. Это не должно нас удивлять, ибо на его сиденье мы проводим значительную, мо­жет быть даже большую, часть нашей жизни. С по­мощью стула мы выполняем целый ряд необходи­мых в жизни действий — сидим во время еды, рабо­ты, при чтении, во время развлечения, отдыха. Как нам хочется посидеть после длительной прогулки! Необходимость стула очевидна, и часто он бывает бо« лее необходим, чем, скажем, кровать. Стул появился на заре истории, так как у человека возникла по­требность посидеть, и выполнял роль протеза для уставшего тела. Изобретателя стула, как и колеса, никто не знает. В отличие от колеса стулу предшест­вовали разные естественные «сиденья»: камни, пни, неровности ландшафта. Однако их нельзя было пе­реносить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать.

Психологическая функция стула многогранна.. Стул может оформлять угол помещения, организовы­вать пространство для работы и отдыха. Может дейст­вовать успокаивающе, но может возбуждать и страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привле­кать и угрожать: стулья для гостей, стулья на ковре; у начальника. Существует, наконец, стул смерти —■ электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состояние — от удобного отдыха до дли-: тельного и утомительного сидения. Конечно, стул мо­жет служить не только для сидения на нем. С его по­мощью делают физические упражнения, на него вста­ют, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться. Существуют стулья, олицетворяющие строго определенные символы: ко­ролевский трон, стул в президиуме, стул для подслед­ственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют простран­ство, но и «говорят» с нами на четком языке симво­лов.

Символическим является не только соответству­ющий дизайн стула. Не менее важным является и

собственно процесс сидения. Уже наш школьный опыт подсказывает, что сидение является не таким уж простым делом, особенно правильное сидение. Часто это утомительное занятие, точная, до подроб­ностей рассчитанная работа мышц, имеющая свои закономерности, правила, эстетику в зависимости от характера пространства. В способе сидения человек часто самовыражается, раскрывая свои побужде­ния, общественное и служебное положение, уста­лость или хорошее расположение, настроение.

Если задуматься над проблемой сидения на стуль­ях, то неизбежно возникает вопрос: намеренно ли некоторые стулья сконструированы таким образом, что заставляют людей сидеть в определенной позе, или, наоборот, их конструкция разработана в соответ­ствии с оптимальными параметрами естественного, удобного сидения на них большинства людей? Ре­шающим фактором здесь является размер, форма, расположение опорных частей. Нам кажется, что именно характер стула создает, определяет позу си­дения на нем человека. В этом проявляется неиз­бежное давление физически скомпонованной среды на физическую и психическую активность пользую­щегося этой средой. Мы воегда сталкиваемся с этой проблемой, когда садимся на неудачно сконструиро­ванный стул (а их бывает много), на котором и си­деть невозможно. Недавно я увидел в одном кафе на углу Водичковой улицы в Праге такие псевдо­стулья, которые как будто рассчитаны на гномов, умеющих прыгать на высоту одного метра.

Стулья возбуждают и чувство собственности. Вспомните детскую сказку: медведи, придя домой, сразу же заподозрили, что на их стульях кто-то си­дел. У каждого из нас есть любимый стул; сначала, с детства, мы облюбуем его дома, а затем и на ра­боте. Есть также большое количество «переходных» стульев, временных опор, за которые мы соглашаем­ся платить: в кино, в поезде, в автобусе. К своему ме­сту для сидения, своему стулу, мы очень привязаны, часто отождествляем себя с ним, а иногда готовы за него и бороться. Достаточно посмотреть на группы людей, ожидающих автобус, и мы увидим, как они занимают выгодные «позиции», чтобы успеть захва­тить в автобусе «свое» место. А очереди желающих купить плацкартный билет! Мы защищаем свои места для сидения столь же упорно, как животные свою территорию в природе. Захват кем-то чужим нашего стула часто восприни­мается как покушение на нашу личную собствен­ность, а к этому мы очень чувствительны. Чувство собственности проявляется в отношении не только личных, домашних стульев, но и общественных мест. В городском транспорте пассажиры спешат занять место с помощью сумок, в ресторане или кафе может возникнуть даже конфликт, если «чужаки» сели за стол завсегдатаев. Однажды утром я присел на ска­мейку в сквере. Вскоре появилась какая-то дама и набросилась на меня, потому что я занял «ее» ска­мейку, хотя рядом было полно свободных скамеек.

Стул необходим и во время игр. Расположенные в определенном порядке, стулья ограничивают аре­ну игр и помогают соблюдать правила игры в шах­маты, карточной игры, всех настольных игр.

Зрителям также нужны места для сидения, они предпочитают сидеть, а не стоять. Даже будучи в какой-то компании, мы чувствуем себя дискомфортно, если вынуждены долго стоять. Устраивая вечеринку, сфотографируйте помещение до ее начала, а затем после того, как разойдутся гости. Перемещенные стулья много расскажут вам о гостях. Предложение сесть на стул имеет очень большое психологическое значение — с этого момента мы становимся доверен­ным лицом, уважаемым гостем, а не только тем, кто кому-то мешает или надоедает. Особенно значите-i лен этот момент в учреждениях. Как правило, мы уходим оттуда с более приятным чувством, если нам предложили сесть.

Каждый из нас, наверное, неоднократно ощущал, как разграничивает людей расположение стульев в помещении. Например, во время беседы люди выде­ляются не по тому, что и как они говорят, а по тому, как и где они сидят. Социальная роль места для си­дения четко просматривается в зале заседания суда —• здесь строго определены места для судей, защиты, свидетелей, истцов, обвиняемых.

Как видно из сказанного, размещение стульев и других приспособлений для сидения не случайно, оно имеет глубокие корни в старых традициях членения пространства, и именно это членение определяет пси­хологическое состояние людей. Во многих случаях

наше поведение детерминируется функцией про­странства, которая нас к чему-то обязывает. В на­стоящее время таким организующим фактором чле­нения пространства является телевизор. До появле­ния телевидения в домах и квартирах редко было какое-либо направленное сидение. Более того, стулья, кресла, диваны создавали закрытое пространство, ко­торое помогало людям общаться между собой и при этом смотреть друг на друга. Телевизор же превра­тил жилую комнату в просмотровый зал. Места для сидения как будто потеряли свое первоначальное значение, они уже используются не столько для письма и размышлений, для чтения, сколько для на­блюдения за современным электронным чудом. На­верное, нас уже не удивило бы появление в продаже кресел из нескольких мест, предназначенных исключи­тельно для просмотра телевизионных программ.

Создать хороший, удобный и функционально на­правленный стул — дело не такое простое. Чтобы он выполнял свою психологическую функцию и тем са­мым занимал четкое место в пространстве, он должен быть сконструирован для определенной цели — для письма, отдыха, беседы, развлечения, принятия пи­щи. Некоторые стулья копируют конфигурацию тела, но это неправильно. Подобными вопросами занима­ется наука эргономика, ее основной принцип — соз­дание такого изделия, чтобы в нем учитывались фи­зические характеристики человека, который им будет пользоваться. Эргономика должна обеспечивать оп­тимальное распределение рабочего и нерабочего про­странства. Первым представителем эргономики был не тот наш предок, который сел на валун, а тот, ко­торый этот валун поворачивал до тех пор, пока не нашел самое удобное место для сидения. С того мо­мента утекло много воды, но, увы, и сегодня нельзя однозначно утверждать, что этот первый эргономи­ческий принцип неукоснительно соблюдается произ­водителями стульев. Каждый может в этом убедить­ся в своей повседневной практике.

Наши рекомендации