Отношение между психологией и экологией 1 страница
Предисловие
Вы раскрыли необычную книгу. Она представляет собой не научную или научно-популярную публикацию, как можно судить по ее названию. Психологии окружающей среды, или экологической психологии, как отрасли науки с четко выраженными чертами до сих пор нет. Не выработана еще система, которая помогла бы объяснить экологию с социально-психологической точки зрения, и в рамках психологии нет еще четко очерченной сферы ее применения в области экологии. Но психологию можно использовать для углубления и расширения изучения экологии, науки об окружающей среде, особенно с практической точки зрения, при выработке необходимых параметров окружающей среды. Психология накопила определенный запас знаний, касающихся проблем не только человеческой психики, но и окружающей среды, в которой каждый из нас существует, работает, творит, отдыхает, перемещается в пространстве. Например, данные о психологии труда или социальной психологии можно использовать при создании жизненной среды, что во многих случаях и происходит: при решении вопроса о правильном освещении, при поиске оптимального дизайна, при расчете коммуникаций или при использовании соответствующих надписей, позволяющих ориентироваться в метро. Психология развития, целью которой является познание закономерности развития психики человека с момента его рождения, концентрирует внимание на роли окружающей среды в развитии личности.
Экология как наука об окружающей среде в широком понимании часто, а может быть и всегда, связывается с применением естественных наук при изучении и решении отдельных проблем. Но экология есть не только знание о процессах, происходящих в природе, она имеет одновременно и гуманитарное содержание, так как рассматривает взаимодействие человека с окружающей средой. Последующие страницы книги предназначены тому читателю, который воспринимает экологию скорее как естествоведческую дисциплину. Поскольку человек является не только пользователем, но и создателем окружающей среды (иногда в ущерб себе), он психологически оценивает ее и придает ей гуманистические характеристики, даже если правильно решает проблему внесения удобрений или определяет состав химических элементов в воздухе. И все это происходит по очень простой причине: человек без данной окружающей среды существовать не может.
Я попытался в форме эссе показать широкий спектр психологических характеристик окружающей среды. Хочу еще раз подчеркнуть, что эта книга является не популяризацией результатов научных исследований, а своеобразной коллекцией наблюдений, размышлений, идей, эссе по вопросу о том, как соединить экологию с психологией. Первоначально слово «эссе» означало попытку, опыт. Данная книга, как мне представляется, должна побудить к дальнейшим исследованиям не только профессиональных экологов и психологов, но и всех тех, кто более углубленно занимается проблемами окружающей среды. Моя работа не является систематическим изложением исчерпывающей информации. Она не лишена ряда недостатков. Содержание следует воспринимать не только как побуждение к размышлению и дискуссиям, но и как информацию divertimento из области человеческой деятельности, которая не может быть ни для кого из нас безразличной.
I Введение
О необходимости экологии
Мы живем в такое время, когда слово «экология» приобрело жизненно важное значение. О ней ежедневно говорят все средства информации, слово «экология» многократно употребляется в дискуссиях профессионалов и непрофессионалов. Этимология его (с греческого oikos) говорит о том, что речь идет о науке, описывающей наш дом в самом широком смысле этого слова. Это вызвано не только заботой о нашем доме, но и необходимостью более глубокого познания закономерностей его существования.
В центре экологии находится человек, создатель этого дома, его позитивная и негативная деятельность. В обычном понимании слова «экология» этот факт не выступает на первый план. Под этим термином скрывается многослойное, в значительной степени расплывчатое содержание, уводящее к окру» жающей действительности, существующей как бы без человека, к процессам, происходящим в природе. Например, очень часто говорится об отношениях между отдельными экосистемами или об отношениях внутри данных экосистем. В этом смысле экология является в первую очередь дисциплиной природоведческой, задачей которой является изучение отношений и закономерных процессов между неживой природой и живыми системами и их жизненно необходимой взаимосвязи, их экологических связей. Отдельные детали природоведческого познания, которые можно охарактеризовать как экологические, поднимаются в пирамиде знания на головокружительную высоту.
Нас удивляют ранее неизвестные взаимосвязи и факты, например обнаружение необычайно большого количества определенного вида бактерий, появление которых вызвано всего лишь административным решением, принятым в сфере производства консервированных продуктов. Волосы встают дыбом, когда мы читаем научные и научно-популярные описания экологического загрязнения или разрушения природы. Экологические катастрофы, нарушающие ритм природных процессов, происходят довольно часто. Крупные катастрофы: гибель большого танкера в море, когда разлившаяся нефть губит огромное количество кубических метров морской воды и тысячи квадратных метров побережья; меньшие катастрофы: промышленное предприятие «по ошибке» сбрасывает в реки ядовитые соединения, губящие водную флору и фауну; относительно малые: срубленное понапрасну дерево, сожженная трава, в результате чего уничтожено естественное местообитание множества насекомых. Все эти катастрофы в конечном итоге являются результатом деятельности человека, который поднялся очень высоко в процессе развития цивилизации и создал много ценностей положительного порядка; в то же время он очень часто не в состоянии предотвратить отрицательные последствия своего воздействия на природу.
Противостояние «человек — природа» является результатом исторического развития и прогресса цивилизации. Но здесь нужно сказать о действительных причинах, которые объясняют возникновение экологии как межотраслевой научной дисциплины, синтезирующей в глобальную картину отдельные сведения о взаимных связях живых и неживых систем на земном шаре. В результате научно-технического прогресса, нарастающего в геометрической прогрессии, человечество начало не только интенсивно эксплуатировать природу, но в конечном итоге и преобразовывать ее практически в искусственную среду, т. е. среду, созданную человеческими руками. Самым наглядным примером этого процесса является крупный город. Следующий пример — промышленные комплексы в местах, где раньше были только поля и редкие села. Еще одним примером является интенсивное внедрение техники в сельское хозяйство, главным образом в животноводство. В местах отдыха человек оставляет такие следы своего пребывания, что иногда эти места весьма отдаленно напоминают первозданную природу. Таким образом, человек оставляет в природе неустранимый отпечаток своей рационалистической деятельности, направляемой идеей овладения природой.
Когда французский философ Рене Декарт (1596—
1650) говорил о человеке как о существе, стремящемся покорить природу и стать ее властелином, он не мог и подозревать, какие сложные проблемы принесет с собой развитие цивилизации. Наряду с несомненными выгодами прогресс имеет и свои невыгоды, наряду с активным балансом имеет и пассивный. Достаточно лишь на минуту задуматься над негативными для окружающей среды последствиями создания крупных городов, чтобы затем всерьез оценить действительные выгоды жизни в них. В этом предварительном замечании мы принимаем во внимание только влияние искусственно созданной среды на физико-химические детерминанты окружающей среды как целого.
Наряду с этими более или менее изменчивыми факторами в создании общей картины участвуют и факторы, трудно математизируемые, факторы культурного, социального и психологического порядка. Человечество является неотделимой составной частью природы и должно соблюдать ее законы. И если в ходе сложного исторического развития на Земле возникла весьма сложная структура искусственной среды, созданной трудом человека и названной некоторыми исследователями антропоценозом, то она должна быть приведена по возможности в соответствие с ритмом природы в пространстве и времени. Именно экологическое познание должно служить основой для принятия ответственных решений о будущих действиях человека, который должен преобразовывать окружающую среду для своей пользы, а не себе во вред.
Из этого следует, что центром экологии действительно является человек, который основал экологию как науку и который должен был бы развивать ее с той целью, чтобы в дальнейшем избежать таких шагов, о которых было бы заранее известно, что желаемых результатов они не дадут. Экология как научная дисциплина возникла совсем недавно, когда резко возросли темпы научно-технического развития и человек стал понимать свою теснейшую связь с природой как целым. Человек осознал, что он не может быть повелителем всего живого и природы, что он есть только часть ее, притом, возможно, даже не самая необходимая. Эволюционная биология, например, свидетельствует о том, что природа и богатей-шее разнообразие жизни существовали задолго до я того, как на земном шаре появилось существо, кото- 1 рому только современный человек дал название го- | минид и который, как предполагается, мог быть его | далеким предком. Процессы природы, регулирующие '; связи в экосистеме, гораздо древнее, чем существо, \ называемое человеком, поэтому он не может ими пренебрегать.
Однако развитая цивилизация часто пренебрегает этим фактом, о чем свидетельствует рост так называемых экологических проблем. Ведь история человечества не знает примеров такого уничтожения окружающей среды, как в XIX и XX вв. Древний земледелец, теснейшим образом связанный с землей-кормилицей, был собственно интуитивным экологом: ему никогда в голову не приходило уничтожать природу путем грубого вмешательства в окружающую среду, от равновесия с которой зависела его жизнь. Невозможно представить, чтобы он посыпал свое поле какими-то ядовитыми веществами. Ликвидация отходов находилась в полной гармонии с общим процессом в природе, притом не только потому, что еще не существовало неуничтожаемых искусственных материалов (будущий археолог спустя 500 тыс. лет будет размышлять, для какой цели они служили, а нашу эпоху назовет «эпохой искусственных материалов»), но и потому, что в мире жило неизмеримо меньше индивидов вида Homo sapiens, который является наибольшим производителем отходов.
Таким образом, экология выступает как комплекс сведений о взаимной связи всего со всем в природоведении. В первую очередь она является предметом (не только отраслью) человеческого осмысления и действия и должна объективно и по возможности точно и ответственно раскрывать отношение человека к окружающей среде, показывать, как влияет среда на формирование человека и, наоборот, как человек формирует среду. Об этом факте часто забывают. Экология есть наука о процессах природы в окружающей среде. При таком понимании природа как бы объективировалась в мышлении человека и отстранялась от его бытия. Но и обратное есть истина, и мы должны характеризовать экологию как дисциплину обществоведческую.
В последнее время наряду с такими известными
направлениями, как антропоэкология, гуманная география, социальная экология, можно указать и на психологический аспект экологии. Следовательно, психология окружающей среды касается взаимных отношений человека и среды. Можно было бы говорить об «экологической психологии», но такая специальная отрасль находится еще в стадии рождения. Мы имеем в виду прежде всего психологические аспекты экологии.
Психология и экология
При наблюдении за какими-либо животными в их природном окружении можно установить, что своей деятельностью они пытаются если и не изменить, то хотя бы дооформить среду своего существования. Муравьи строят муравейник, птицы — гнезда, пауки плетут паутину, обезьяны пользуются различными предметами, которые им попадаются и пригодны для манипуляций. Считалось, что животные в своем поведении подчинены неизменяющимся инстинктам, теперь же доказано, что «запрограммированные» формулы их поведения свидетельствуют о высокой вариабельности и пластичности, зависящих от структуры окружающей среды. И насекомые могут модифицировать свою на первый взгляд автоматическую инстинктивную деятельность в соответствии с физико-химическими свойствами среды. Экология подтвердила невероятно богатую взаимосвязь живых организмов с окружающей средой на множестве конкретных примеров.
Участие человека во взаимном обмене между живой и неживой природой в качественном и количественном отношениях совершенно иное, чем других видов животных. Существуют три характерные черты, присущие только человеку и человечеству вообще в отношении к окружающей среде: масштаб, комплексность и осознанность выполняемых действий. Способность человека изменять среду, чтобы она служила только для удовлетворения его потребностей, огромна. В ретроспективе биологической эволюции именно взаимодействие с окружающей средой явилось самым значительным аспектом человеческой деятельности. Человек сделал свою среду обитания неузнаваемой. Изобрел для этого самые совершенные инструменты и механизмы. Технический прогресс ускорялся и достиг такой формы, какую мы видим сейчас, когда можно констатировать, что этот процесс в некоторых случаях (так же как бюрократия) оборачивается против своего изобретателя неисчислимыми негативными последствиями. Иногда кажется, что современная техника живет своей независимой жизнью, а человек стал чуть ли не ее рабом.
Современный человек в некоторых сторонах своего бытия дегуманизировал свою активность в связи с техническим прогрессом и отвернулся от природы. Люди, живущие, например, в городе, не производят сами продуктов питания. Многие не могут представить себе отпуск без автомобиля, и очень скоро может наступить момент, когда человек перестанет напрягать мозговые извилины по поводу обычной математической задачки, так как и простое сложение нескольких цифр за него выполнит вычислительная машина. В Америке психологи провели в больших городах исследования и установили, что некоторые школьники не знают домашних животных и не представляют, откуда берется молоко.
Экологическая психология изучает воздействие резкого ускорения развития техники, которое разительно изменяет окружающую среду, психику людей. Не изменила ли научно-техническая революция что-нибудь в психике современного человека? Не получилось ли так, что, несмотря на все положительные стороны технического развития, человек исковеркан именно им? С изменением окружающей среды изменяется и человек, его психология, поведение, переживания, реакция и восприятие. Один и тот же человек ведет себя совершенно по-разному в церкви или в воротах футбольного поля, в общественных приемных или в тиши лесного массива, на экскурсии в пещерах или на многолюдных городских проспектах. И везде это тот самый человек, который чувствует свою идентичность со временем и пространством. Именно потому он изменяет свое поведение в зависимости от физических и пространственных структур различной среды.
В предыдущих абзацах мы констатировали банальную истину. Однако она приоткрывает дверь к по-
знанию более глубоких закономерностей психологии человека в его взаимодействии с жизненной средой, показывает, например, что человек не такой уж абсолютный господин своего Я, так как окружающая среда оказывает значительное влияние на его решения и поведение.
Ежедневно человек находится в состоянии кон« фронтации с различными типами среды. Имеется в виду среда не только социальная, в которой закреп* лены отношения между людьми. Это прежде всего окружающая среда с множеством факторов: производственная среда, среда, в которой человек находится во время переезда от дома на работу (в XX в. весьма редко местом работы является дом), среда отдыха, домашняя среда. Часто можно услышать, что наибольшее влияние на человека оказывает социальная среда, созданная отношениями между людьми, производственными связями, влиянием различных институтов. Это не совсем так, поскольку эта социальная среда включена в структуру искусственно созданной человеком среды, имеющей свои закономерности, которые в случае необходимости можно описать даже языком физики.
Ярким свидетельством этого является архитектура, ее внутреннее и внешнее пространства. Например, готический собор вызывает у человека не только эстетическое чувство, одновременно он действует и на другие чувства. На зрение: преобладание вертикальных линий вызывает чувства величия и смирения, соотносимые с малостью человека; на слух: акустика пространства решена с учетом оптимального распределения звука во всем пространстве храма, и не случайно созданная таким образом композиция пространства заставляет человека говорить шепотом (что подчеркнуто традиционным правилом поведения культурного человека в соборе); на обоняние: монументальность подчеркивается не только ароматом кадила, но и холодным, как бы отдален-' ным, летучим ароматом мрамора; на осязание: все внутреннее пространство скомпоновано так, чтобы свести к минимуму побуждения к осязанию, а декоративное убранство прямо внушает табу прикосновения. Все это пространство воздействует на эстетическое восприятие человека не только как сумма отдельных импульсов, но и как единое целое, затавляет его действовать в соответствии со строгоЩ определенной культурной традицией. Ш
Сравним готический собор с другим архитектур-.^ ным творением, которое тоже уходит ввысь, — с covi временным многоэтажным домом. Высота можетя быть идентичной, площадь — тоже. А форма и мате-риал определяют совершенно иное поведение в про-странстве. Внутренняя структура пространства остав-ляет для общественного движения коридоры и лест-ницы, по которым мы спешим не только потому, что здесь нет никаких отвлекающих импульсов, но и по-тому, чтобы избежать анонимных встреч со «зна-комыми незнакомыми». Лестницы, лифты, коридоры лишены декора и вызывают у нас совершенно иную эстетическую реакцию, которая неизбежно отража- ется на нашем поведении. В этой абсолютной ано« нимности бетонных панелей размещены наши квар- тиры, в которых мы создаем свое личное простран- ство, свою защищенную территорию. Здесь разница между внутренним и внешним пространством огром- на. Оба примера свидетельствуют о том, что no-раз-ному скомпонованная и созданная человеком среда | неизбежно влияет на психику, поведение, принятие решения, восприятие, движение и понимание про- странства. |
Путем наблюдения можно доказать и такой факт, I на котором основывается один из основных постула- 1 тов применения психологии в экологии. В действиях ■ разных людей в одной и той же среде есть очень много сходства. Иными словами, можно констатировать только минимальную индивидуальную разницу в реакции на идентичную среду. Структура среды воздействует на психику и поведение людей консервативно: действие продолжается длительное время, а индивидуальность отдельных действующих лиц иногда даже может заметно не проявляться. Одна и та же среда характером своей структуры как бы предписывает нормы, образ поведения, сходную реакцию. Культурное наследие общества и влияние общественных факторов вписываются в физические координаты созданной человеком искусственной среды и определяют поведение людей независимо от психического развития индивидов.
Окружающая среда влияет на психику человека своим химическим составом и физической конфигу-
рацией. Созданная человеком среда настолько огромна и разнородна, что неизбежно вызывает целый комплекс реакций — физическую и биологическую, а также психологическую, — посредством которых человек объясняет среду, наделяет ее многослойным значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием. В то время как физическое, химическое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии сре,гш на ее создателя — человека мы знаем значительно меньше. Тем не менее психологическое влияние на человека созданной им среды является очень значительным. Мы часто этого даже не сознаем. В перспективе это представляется ключевой проблемой всей экологии, так как историческое развитие только в XX в. достаточно наглядно показало, что созданное человеком однажды может обернуться против него и подчинить его себе. В конечном итоге все зависит от того, сумеет ли человек управлять тем, что привел в действие.
В связи с этим необходимо более глубокое осмысление собственной реакции и интерпретации своего отношения к среде в индивидуальном и социальном плане. Только в этом случае человек может сознательно и ответственно изменять эту обширную сеть взаимных отношений между ним и средой в свою пользу. В этом выражается взаимосвязь психологии с экологией. В одной притче говорится, что рыба является последним видом животного мира, который открывает для себя существование воды только в том случае, когда оказывается на суше и ищет свою естественную среду. Важно, чтобы человек не оказался в подобной ситуации в отношении своей жизненной среды.
Во взаимодействии с окружающей средой человек находится под влиянием структуры среды, ее пространственного устройства и психологического значения. Человек преобразовал, построил свое пространство, свою жизненную среду и вложил в нее параметры своего бытия. Простейшим свидетельством зависимости человека от того, что в ходе исторического развития он создал своим трудом, является обычный предмет, например стул, составляющий необходимую часть окружающей среды человека, От-влечемся на минуту от общих рассуждений и тео->'
рий. Поразмышляем о психологической роли стула,
о том, как стул влияет на поведение человека, а ино^ гда и непосредственно определяет его.
Как ведут себя стулья. Хороший стул — это почти совершенное изделие. Это не должно нас удивлять, ибо на его сиденье мы проводим значительную, может быть даже большую, часть нашей жизни. С помощью стула мы выполняем целый ряд необходимых в жизни действий — сидим во время еды, работы, при чтении, во время развлечения, отдыха. Как нам хочется посидеть после длительной прогулки! Необходимость стула очевидна, и часто он бывает бо« лее необходим, чем, скажем, кровать. Стул появился на заре истории, так как у человека возникла потребность посидеть, и выполнял роль протеза для уставшего тела. Изобретателя стула, как и колеса, никто не знает. В отличие от колеса стулу предшествовали разные естественные «сиденья»: камни, пни, неровности ландшафта. Однако их нельзя было переносить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать.
Психологическая функция стула многогранна.. Стул может оформлять угол помещения, организовывать пространство для работы и отдыха. Может действовать успокаивающе, но может возбуждать и страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привлекать и угрожать: стулья для гостей, стулья на ковре; у начальника. Существует, наконец, стул смерти —■ электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состояние — от удобного отдыха до дли-: тельного и утомительного сидения. Конечно, стул может служить не только для сидения на нем. С его помощью делают физические упражнения, на него встают, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться. Существуют стулья, олицетворяющие строго определенные символы: королевский трон, стул в президиуме, стул для подследственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют пространство, но и «говорят» с нами на четком языке символов.
Символическим является не только соответствующий дизайн стула. Не менее важным является и
собственно процесс сидения. Уже наш школьный опыт подсказывает, что сидение является не таким уж простым делом, особенно правильное сидение. Часто это утомительное занятие, точная, до подробностей рассчитанная работа мышц, имеющая свои закономерности, правила, эстетику в зависимости от характера пространства. В способе сидения человек часто самовыражается, раскрывая свои побуждения, общественное и служебное положение, усталость или хорошее расположение, настроение.
Если задуматься над проблемой сидения на стульях, то неизбежно возникает вопрос: намеренно ли некоторые стулья сконструированы таким образом, что заставляют людей сидеть в определенной позе, или, наоборот, их конструкция разработана в соответствии с оптимальными параметрами естественного, удобного сидения на них большинства людей? Решающим фактором здесь является размер, форма, расположение опорных частей. Нам кажется, что именно характер стула создает, определяет позу сидения на нем человека. В этом проявляется неизбежное давление физически скомпонованной среды на физическую и психическую активность пользующегося этой средой. Мы воегда сталкиваемся с этой проблемой, когда садимся на неудачно сконструированный стул (а их бывает много), на котором и сидеть невозможно. Недавно я увидел в одном кафе на углу Водичковой улицы в Праге такие псевдостулья, которые как будто рассчитаны на гномов, умеющих прыгать на высоту одного метра.
Стулья возбуждают и чувство собственности. Вспомните детскую сказку: медведи, придя домой, сразу же заподозрили, что на их стульях кто-то сидел. У каждого из нас есть любимый стул; сначала, с детства, мы облюбуем его дома, а затем и на работе. Есть также большое количество «переходных» стульев, временных опор, за которые мы соглашаемся платить: в кино, в поезде, в автобусе. К своему месту для сидения, своему стулу, мы очень привязаны, часто отождествляем себя с ним, а иногда готовы за него и бороться. Достаточно посмотреть на группы людей, ожидающих автобус, и мы увидим, как они занимают выгодные «позиции», чтобы успеть захватить в автобусе «свое» место. А очереди желающих купить плацкартный билет! Мы защищаем свои места для сидения столь же упорно, как животные свою территорию в природе. Захват кем-то чужим нашего стула часто воспринимается как покушение на нашу личную собственность, а к этому мы очень чувствительны. Чувство собственности проявляется в отношении не только личных, домашних стульев, но и общественных мест. В городском транспорте пассажиры спешат занять место с помощью сумок, в ресторане или кафе может возникнуть даже конфликт, если «чужаки» сели за стол завсегдатаев. Однажды утром я присел на скамейку в сквере. Вскоре появилась какая-то дама и набросилась на меня, потому что я занял «ее» скамейку, хотя рядом было полно свободных скамеек.
Стул необходим и во время игр. Расположенные в определенном порядке, стулья ограничивают арену игр и помогают соблюдать правила игры в шахматы, карточной игры, всех настольных игр.
Зрителям также нужны места для сидения, они предпочитают сидеть, а не стоять. Даже будучи в какой-то компании, мы чувствуем себя дискомфортно, если вынуждены долго стоять. Устраивая вечеринку, сфотографируйте помещение до ее начала, а затем после того, как разойдутся гости. Перемещенные стулья много расскажут вам о гостях. Предложение сесть на стул имеет очень большое психологическое значение — с этого момента мы становимся доверенным лицом, уважаемым гостем, а не только тем, кто кому-то мешает или надоедает. Особенно значите-i лен этот момент в учреждениях. Как правило, мы уходим оттуда с более приятным чувством, если нам предложили сесть.
Каждый из нас, наверное, неоднократно ощущал, как разграничивает людей расположение стульев в помещении. Например, во время беседы люди выделяются не по тому, что и как они говорят, а по тому, как и где они сидят. Социальная роль места для сидения четко просматривается в зале заседания суда —• здесь строго определены места для судей, защиты, свидетелей, истцов, обвиняемых.
Как видно из сказанного, размещение стульев и других приспособлений для сидения не случайно, оно имеет глубокие корни в старых традициях членения пространства, и именно это членение определяет психологическое состояние людей. Во многих случаях
наше поведение детерминируется функцией пространства, которая нас к чему-то обязывает. В настоящее время таким организующим фактором членения пространства является телевизор. До появления телевидения в домах и квартирах редко было какое-либо направленное сидение. Более того, стулья, кресла, диваны создавали закрытое пространство, которое помогало людям общаться между собой и при этом смотреть друг на друга. Телевизор же превратил жилую комнату в просмотровый зал. Места для сидения как будто потеряли свое первоначальное значение, они уже используются не столько для письма и размышлений, для чтения, сколько для наблюдения за современным электронным чудом. Наверное, нас уже не удивило бы появление в продаже кресел из нескольких мест, предназначенных исключительно для просмотра телевизионных программ.
Создать хороший, удобный и функционально направленный стул — дело не такое простое. Чтобы он выполнял свою психологическую функцию и тем самым занимал четкое место в пространстве, он должен быть сконструирован для определенной цели — для письма, отдыха, беседы, развлечения, принятия пищи. Некоторые стулья копируют конфигурацию тела, но это неправильно. Подобными вопросами занимается наука эргономика, ее основной принцип — создание такого изделия, чтобы в нем учитывались физические характеристики человека, который им будет пользоваться. Эргономика должна обеспечивать оптимальное распределение рабочего и нерабочего пространства. Первым представителем эргономики был не тот наш предок, который сел на валун, а тот, который этот валун поворачивал до тех пор, пока не нашел самое удобное место для сидения. С того момента утекло много воды, но, увы, и сегодня нельзя однозначно утверждать, что этот первый эргономический принцип неукоснительно соблюдается производителями стульев. Каждый может в этом убедиться в своей повседневной практике.