Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Вопросы к зачету по дисциплине
Вопросы к зачету по дисциплине
1. Определение понятия «деловые отношения». Соотношение понятий: «этика», «профессиональная этика», «деловая этика». Специфика деловой этики, ее значение в современном мире.
2. Нормы цивилизованных деловых отношений: стандарты предпринимательской деятельности (образцы поведения в деловой инфраструктуре).
3. Нормы цивилизованных отношений: стереотипы делового человека (совокупность профессиональных, нравственных, психологических, физических качеств личности).
4. Принципы этики международного бизнеса: декларация «Принципы бизнеса», принятая в 1994 году.
5. Российский кодекс предпринимательской этики «12 принципов ведения дел в России» (1998, Торгово-промышленная палата России).
6. Факторы, делающие современный бизнес ущербным.
7. Общие формы нарушения норм цивилизованного предпринимательства.
8. Актуальность вопросов деловой этики для российских компаний.
9. Этические традиции предпринимательства в России.
10. Российские факторы, влияющие на внедрение этики в деловую среду.
11. Суть универсальных принципов деловой этики: честность, порядочность и надежность деловых отношений; уважение прав собственности; коллегиальность.
12. Суть универсальных принципов деловой этики: критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность.
13. Суть универсальных принципов деловой этики: экологический принцип; гедонистический принцип; благотворительность; социальная ответственность; профессионализм, компетентность и информированность.
14. Информированное согласие, раскрытие информации, конфиденциальность и профессиональная тайна как принципы деловой этики.
15. Защита и надлежащее использование активов корпорации как принципы деловой этики.
16. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм, направление информации о незаконном и неэтичном поведении в государственные органы как принципы деловой этики.
17. Борьба с коррупцией как принцип деловой этики.
18. Рекомендации по составлению документов деловой этики: функции документов, типы, принципы оформления.
19. Особенности корпоративной этики.
20. Особенности административной этики.
21. Понятие о производственной этике.
22. Специфика деловой коммуникации.
23. Имидж делового человека.
24. Вербальные и невербальные средства осуществления деловой коммуникации.
25. Структура деловой беседы. Факторы эффективности деловой беседы.
26. Поведение во время деловых переговоров. Участие в деловых переговорах по телефону.
27. Особенности поведения на собеседовании.
28. Действия при конфликте интересов (особенности поведения в конфликтных ситуациях).
29. Публичная речь как форма деловой коммуникации.
30. Нормы этикета в устной деловой коммуникации.
31. Нормы этикета в письменной деловой коммуникации.
32. Организация деловых приемов, проведение банкетов.
33. Российская этика делового общения: национальные особенности, проблемы.
34. Особенности деловой этики иностранных партнеров.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М.: Альфа-М, 2014.
2. Русский язык и культура речи: учебник/ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003.
3. НЦР «РУКОНТ». - http://rucont.ru Логин: refactor Пароль: 111111
4. ЭБС «ЛАНЬ». - http://www.e.lanbook.com/ Логин: urao Пароль: urao271113
5. Эл. библиотека издательства «Инфра-М». - http://znanium.com Абонент № 2524 Логин: urao0467 Пароль: 2a1RGqcN
6. Эл. библиотека «Библиоклуб.ру». - http://biblioclub.ru
б) дополнительная литература:
1. Асадов А.Н., Косалимова О.А., Покровская Н.Н. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
2. Басаков М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебное пособие/ М.И.Басаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 2010.
4. Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И., Тумина Л.Е., Петрунин Ю.Ю. Этика деловых отношений. – М.: Изд-во «Форум», 2010.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
6. Гравицкий А. Основы деловой этики / А.Гравицкий – Ростов н/Д : Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2007.
7. Деловая этика: методические рекомендации для российских компаний. – М., 2004.
8. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов/ В.В. Галахов, И.К.Корнеев и др; под ред. И.К.Корнеева. – М.: Проспект, 2009.
9. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.
10. Капто А.С. Профессиональная этика / А.С.Капто. – М.; Ростов н/Д: СКАГС, 2006.
11. Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций. – СПб.: СПбГУАП, 2001.
12. Кузнецов И.Н. Бизнес-этика / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2007.
13. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
14. Менеджмент /Под ред. М.Л. Разу.- М.: КноРус, 2009.
15. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2004.
16. Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - http://www.aup.ru/books/m243/7_5.htm
17. Психология и этика делового общения/ Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2005, 2008.
18. Семенов А.К. Этика менеджмента : учеб. пособие / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – М.: Дашков и Ко, 2006.
19. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. спец. / Г.Н. Смирнов. – М.: Проспект, 2006.
20. Табекин В.А. Менеджмент организации: Электронный учебник.- М.: КноРус, 2008.
21. Федорова Л.Ф. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2014.
22. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: учебное пособие/ Г.Г.Хазагеров, Е.Е.Корнилова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008.
23. Этика делового общения: учебное пособие/ Сост. М.С.Узерина. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
MICROSOFT OFFICE
INTERNET EXPLORER
www.google.ru
www.wikipedia.org
www.kadrovik.ru
www.hr-journal.ru
www.hrm.ru
Библиотеки:
1. «Библиоклуб.ру». - http://biblioclub.ru
2. НЦР «РУКОНТ». - http://rucont.ru Логин: refactor Пароль: 111111
3. ЭБС «ЛАНЬ». - http://www.e.lanbook.com/ Логин: urao Пароль: urao271113
4. Эл. библиотека издательства «Инфра-М». - http://znanium.com Абонент № 2524 Логин: urao0467 Пароль: 2a1RGqcN
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Административная этика - правила и принципы нравственного поведения руководителя или лиц, участвующих в управлении.
Визитная карточка - небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
Деловая беседа - передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам и проблемам. Деловая беседа выполняет ряд функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение или разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование деловых мероприятий. Она может быть непосредственной или опосредованной, чаще всего, по телефону. Данная форма деловых коммуникаций может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.
Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информационного сообщения.
Деловые отношения – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Деловые отношения направлены на результат. Главной их мотивацией выступает не сам процесс общения, а конечная цель.
Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п. Деловая этика в узком смысле - предпринимательская этика (требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности).
Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.
Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда целенаправленны и предполагают заключение сделок, подписание соглашений и контрактов.
Дресс-код - это набор требований к одежде и одно из внешних проявлений корпоративной культуры организации. Применительно к деловой среде дресс-код понимается как стиль одежды, рекомендованный и обязательный не только для ношения в офисе и во время проведения деловых переговоров, но для неформального общения с коллегами.
Имидж - совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами; 2) целенаправленный формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на к.-л. в целях популяризации, рекламы и т.п.
Корпоративная социальная ответственности (КСО) - этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу. КСО – это, во-первых, выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.
Корпоративная этика - культура поведения сотрудников компании, их убеждения и ценности, традиции, уровень взаимоотношений между руководителями среднего звена (менеджерами) и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами.
Мораль - существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
Нравственность - сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.
Презентация - первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции, фирмы и ее создателей. С помощью презентации информируют и убеждают потенциальных клиентов и партнеров в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги.
Пресс-конференция - мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.
Производственная этика - поведение людей непосредственно в процессе производства материальных и духовных благ безотносительно к ранговым и статусным параметрам.
Профессиональная этика - это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.
Репутационная функция деловой этики заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.). Наличие у компании документа деловой этики уже становится своеобразным брендом, признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения документа деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.
Собеседование - используется при решении кадровых вопросов: при приеме на работу, увольнении.
Спор - столкновение мнений, разногласие по какому-либо вопросу, борьба за отстаивание собственных позиций. Спор может быть реализован через полемику, дебаты, дискуссии и т.д.
Торги - это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные условия.
Управленческая функция документов деловой этики состоит в регламентации и упорядочивании корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добросовестности.
Этика - 1) философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; 2) совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.
Этика бизнеса - это деловая этика, основанная на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями.
Этикет - система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми. Слово «этикет» (от фр. etiquette) произошло от названия карточек - «этикеток», которые во Франции при Людовике XIV раздавали на светских приемах. На них были изложены правила поведения, за соблюдением которых следили церемониймейстеры.
Этикет приветствий и представлений - совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
См.: Коробкова С.Н. Этика делового общения: текст лекций. – СПб.: СПбГУАП, 2001; Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - http://www.aup.ru/books/m243/7_5.htm; Этика делового общения: учебное пособие/ Сост. М.С.Узерина. – Ульяновск: УлГТУ, 2004; Новый словарь иностранных слов/ Гл. ред. В.В.Адамчик. – Мн.: Современный литератор, 2006.