Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Вопросы для самостоятельного изучения

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Европейская промышленная революция и трансформация промышленного производства. Занятость детей, женщин, законы о труде.

2. Британские законы о бедных, деятельность работных домов.

3. Роль протестантизма в формировании социальной ответственности предпринимателей.

4. Филантропия Кэтбери - квакерское предприятие с высокой социальной ответственностью.

5. Роль профсоюзного движения в Европе.

6. Трансформация промышленного производства и структуры рабочей силы в 19 веке (отделение дома от фабрики, «годовые», влияние сменного характера работы, фабричные общежития/казармы) (исследование Дементьева).

7. Законодательство Российской империи, регулирующее социальную ответственность предприятий.

8. Особенности социальной инфраструктуры предприятий в конце 19 -начале 20 века. Социальное страхование как основа корпоративной социальной политики. Культура и быт рабочих на предприятиях в 1920-30 гг. Формирование «соцкультбыта».

9. Здравоохранение - от корпоративной к участковой медицине. Патернализм советского типа.

10. Социальная инфраструктура предприятий и социальная ответственность советского типа.

11. Монопромышленные города, рабочие поселки. Трансформация соцкультбыта в постсоветский период - приватизация и муниципализация.

12. Этапы развития в постсоветский период - сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация.

13. Коллективный договор.

14. Деятельность фондов местного развития\сообщества, СМИ, общественные организации, ассоциации менеджеров (Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности, Ассоциация Менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Деловая Россия, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественная палата Российской Федерации).

15. Социально-ответственное поведение и корпоративная культура.

16. Развитие образования, местного сообщества, культуры и экологические программы.

17. Внешняя среда социальной политики. Объекты — неимущие, незащищенные группы, культура, местное сообщество, экологическая безопасность.

18. Инструменты - социальные конкурсы, корпоративные благотворительные фонды, фонды местного развития (фонды социальных инвестиций), программы, содержание коммунальных и общественных объектов, меценатство.

19. Типы предприятий по специфике и масштабам социальной политики (крупные-малые, традиционные-новые, промышленные-сервисные).

20. Универсальные и специальные социальные гарантии для работников.

21. Институциальные особенности социальной политики предприятий (компенсационный пакет, социальный пакет, модернизированный социальный пакет (с элементами страхования), социальная инфраструктура/соцкультбыт).

22. Формальные и неформальные регуляторы трудовых отношений и социальной политики.

23. Уровень социальной защищенности работника.

24. Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий.

25. Решение проблем в социальном управлении

26. Обмен информацией по вертикали и горизонтали

27. Выявление потенциальных социальных проблем

28. Внутрикорпоративные конфликты. Фазы развития социального конфликта.

29. Влияние организационной культуры на ответственность бизнеса.

30. Мотивация и стимулирование труда как аспект социальной политики

31. Деловая этика

32. Закон возвышения потребностей

33. Коммуникативные каналы

34. Межличностные конфликты.

35. . Социальная отчетность, социальные балансы .

36. Социальный кодекс корпорации.

37. Международные стандарты качества ISO, требования по качеству рабочего места.

38. Рейтинги деловой репутаций.

39. Международные некоммерческие организации (в том числе экологические — МЭНГО: Фонд дикой природы, Гринпис) и их взаимодействие с международными корпорациями в области социальной политики. Добровольная лесная сертификация.

40. Роль Международной организации труда (МОТ) (Базовая конвенция о трудовых стандартах, Декларация о фундаментальных принципах и правах на рабочем месте, |Трицартистская декларация принципов относительно мультинациональных предприятий и социальной политики), Европейского союза (Социальная хартия, Green Paper on Promoting a European Framework for Corporate Social Responsibility), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Guidelines for Multinational Enterprises), Международной торговой палаты (Business Charter for Sustainable Development, Business in Society; Making a Positive and Responsible Contribution), Лесной попечительский совет. Международные стандарты в области корпоративной социальной политики (AccoufttAbility 1000, ISO 14000 Management System Standards, Social Accountability 8000, Sunshine Standards fbr Corporate Reporting to Stakeholders), сертификация по принципам FSC.

41. Роль государства в развитии и поддержании КСО - правовое регулирование, налоговая политика, институциальная политика.

42. Создание эффективной системы социальной ответственности

43. Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России.

44. Идеология социально-ответственного предпринимательства. Правовой контекст. Экономический контекст — налоговые регуляторы, роль конвертных зарплат.

45. Региональные органы власти — давление на предпринимателей, партнерство.

46. Мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России (традиции, модернизационный подход, прагматизм).

47. Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии.

48. Роль реципиентов социальной политики в оценке.

49. Бизнес-эффективность социальных программ.

50. Социальная программа, социальный проект. Критерии эффективности. Бенчмаркинг в сфере социальной политики.

51. Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта.

52. Влияние стратегии КСО на развитие конкурентоспособности.

53. Деловая этика.

54. Кодекс корпоративного поведения и этические кодексы.

55. Общество, корпорации и власть.

56. Социально-ориентированная кадровая политика компаний.

57. Рекрутинг.

58. Социальные составляющие кадровой политики организаций.

59. Споры по вопросам социальной ответственности корпораций.

60. Проблемы корпоративной социальной ответственности.

61. Перспективы развития корпоративной социальной ответственности.

62. Корпоративное пенсионное обеспечение.

63. Корпоративные жилищные программы.

64. Влияние организационной культуры на КСО организации.

Вопросы выходного контроля (зачета)

1 Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты.

2 Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса.

3 Социальная политика, социальные проекты предприятий.

4 Принципы, приоритеты, нормы, формальные и неформальные правила регулирующие социальную политику предприятий.

5 Понятие социального партнерства.

6 Развитие зарубежной корпоративной социальной политики.

7 Формирование социально – культурного быта в Советском Союзе.

8 Развитие КСО в России.

9 Роль государства в развитии и поддержании КСО – правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика.

10 Логика корпоративного управления (модель «группы интересов» и модель «акционеров»).

11 Бисмаркианская модель социальной политики – создание ориентированного на организации социального страхования.

12 Развитие корпоративной социальной политики в России.

13 Социальная инфраструктура организаций и социальная ответственность советского типа.

14 Корпоративная социальная ответственность (экономика, экология и социальная политика предприятия).

15 Концепция корпоративного альтруизма, «компания участников».

16 Интересы различных групп интересов (стейкхолдеров) в формулировании приоритетов корпоративной социальной политики

17 Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ в.: социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративная социальной нравственность, социальный разум.

18 Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности.

19 Человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, человеческие ресурсы как направление внутренней социальной политики.

20 Социальный капитал.

21 Учет и реализация различных групп интересов в процессе управления (концепция групп интересов П. Друкера).

22 Риски игнорирования социальной ответственности.

23 Корпоративная социальная ответственность как фактор роста стоимости компании.

24 Внешняя и внутренняя социальная политика.

25 Благотворительность и социальные инвестиции.

26 Внешняя среда социальной политики.

27 Типы предприятий по специфике и масштабам социальной политики (крупные-малые, традиционные-новые, промышленные-сервисные), универсальные и специальные социальные гарантии для работников.

28 Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций организаций.

29 Рейтинги деловой репутации.

30 Концепция развития человеческих ресурсов.

31 Корпоративная власть и социальная политика в условиях глобализации.

32 Международные некоммерческие организации и их взаимодействие с международными корпорациями в области социальной политики.

33 Международные стандарты в области корпоративной социальной политики.

34 Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России.

35 Мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России (традиции, модернизационный подход, прагматизм).

36 Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии.

37 Социально-ответственное поведение и корпоративная культура.

38 Оценка внешних и внутренних социальных программ.

39 Бизнес-эффективность социальных программ.

40 Результаты социальных проектов.

41 Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики.

42 Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература (библиотека СГАУ)

  1. Зарецкий, А.Д.Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. - КСЭИ, 2012. – 231 с. - ISBN 978-5-91276-024-2
  2. Воровщиков, С.Г. Корпоративная социальная ответственность / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. – 216 с. - ISBN: 978-5-91276-024-2
  3. Благов, Ю. Е.Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции / Ю. Е. Благов. - М.: Высшая школа менеджмента, 2011. - 272 с. - ISBN 978-5-9924-0012-0

б) дополнительная литература

  1. Семенов, А. К.Психология и этика менеджмента и бизнеса / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - М. : Дашков и К, 2010. - 276 с. - ISBN 978-5-394-00415-5
  2. Романовский, М. В.Корпоративные финансы / М. В. Романовский, А. И. Вострокнутов. - СПб.: Питер, 2013. -592 с. - ISBN 978-5-459-00427-4
  3. Олейник, П. П. Корпоративные информационные системы / П. П. Олейник. - СПб.: Питер, 2012. - 176 с. - ISBN 978-5-459-01094-7
  4. Шапкин, И. Н.Менеджмент / И. Н. Шапкин. - М.: Юрайт,2011. – 272 с.- ISBN 978-5-9916-1486-3

Наши рекомендации