УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Вопросы для подготовки к экзамену

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие педагогической психологии, предмет, задачи.

2. Структура и взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

3. История развития и становления педагогической психологии.

4. Основные психологические теории, повлиявшие на развитие и становление педагогической психологии.

5. Понятие метода и методологии в психологической науке.

6. Методы исследования педагогической психологии.

7. Понятие «образование», взаимосвязь образования и культуры.

8. Система образования в РФ, история становления.

9. Системы образования за рубежом: отличительные характеристики и общие черты с системой образования РФ.

10. Образование как процесс и результат.

11. Понятие «научение» и основные подходы к его определению.

12. Виды и типы научения. Механизм научения.

13. Понятие «обучение» и основные подходы к его определению.

14. Соотношение обучения и развития.

15. Понятие «обучаемость», «успеваемость» и их соотношение.

16. Неуспевающие учащиеся: типология, причины, диагностика и коррекция.

17. Объяснительно-иллюстративная или когнитивная теория обучения.

18. Характеристика программированного обучения.

19. Характеристика и особенности проблемного обучения.

20. Характеристика, виды и методологическая база развивающего обучения.

21. Формы организации образовательного процесса.

22. Методы обучения.

23. Понятие «учение» и основные подходы к его определению.

24. Мотивация учения и возможности ее формирования.

25. Понятие «учебная деятельность» и основные подходы к ее определению.

26. Структура учебной деятельности.

27. Характеристика процесса усвоения материала, виды знаний.

28. Соотношение основных категорий педагогической психологии: научения, учения, обучения, воспитания и учебной деятельности.

29. Понятие «воспитание», психологические теории воспитания.

30. Виды воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания.

31. Методы и способы воспитания.

32. Психологические аспекты семейного воспитания.

33. Особенности девиантного поведения подростков, классификация причины и способы профилактики.

34. Общая характеристика психических познавательных процессов.

35. Развитие внимания, мышления, памяти и характеристика умственных действий в образовательном процессе.

36. Понятие «развитие», категориальный аппарат.

37. Закономерности и динамика психического развития личности.

38. Особенности обучения в контексте возрастных особенностей развития.

39. Психологическая готовность к обучению в школе.

40. Дети с альтернативным развитием, классификация и особенности обучения.

41. Общая характеристика педагогической деятельности.

42. Стили педагогической деятельности.

43. Структура педагогической деятельности.

44. Индивидуально-психологические особенности личности педагога.

45. Педагогические способности. Педагогическая одаренность.

46. Профессиональное развитие и деформации личности педагога.

47. Понятие педагогического общения и основные подходы к его определению

48. Цели и этапы педагогического общения.

49. Профессионально важные качества педагога необходимые для общения с аудиторией. Педагогический артистизм.

50. Барьеры педагогического общения.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

Екатеринбург

РГППУ

Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Педагогическая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. 13 с.

Настоящие задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии С.С. Котова
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

Одобрены на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О.Н. Шахматова

Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.

Председатель методической комиссии ИПс О.В. Мухлынина

     
     
     

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Котова С.С., 2013

Цели и задачи дисциплины

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса, разрабатывающая психологические основы процессов обучения и воспитания.

Педагогическая психология исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и социально значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебных групп; психологические основы самой педагогической деятельности (психология учителя).

Педагогическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19 – 20 вв. (в 1906 – 1916 гг. было проведено 5 всероссийских съездов по проблемам педагогической психологии), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике начали реализовываться значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. К.Д. Ушинский считал, что "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологии.

Педагогическая психология включает три раздела – психологию воспитания, психологию обучения и психологию педагогической деятельности. Задачи психологии воспитания: разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей); установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т.д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Психология педагогической деятельности изучает структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации.

Исследования по педагогической психологии имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной и социально-педагогической работы образовательного учреждения и применяемых в нем мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории.

Целью дисциплины является повышение профессионально-педагогической, психологической компетенции будущих специалистов-педагогов: расширение психолого-педагогической компетентности, формирование навыков проектирования и решения образовательных задач с учетом их психологических характеристик, развитие метапрофессиональных качеств специалиста.

Задачи дисциплины:

• ознакомить с предметом, проблемами и современными тенденциями в развитии педагогической психологии;

• сформировать психологические умения и качества, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

• раскрыть специфику психологии обучения и воспитания на разных воз-растных этапах учащихся;

• провести обучение навыкам профессионального самосохранения в условиях реализации профессионально-педагогической деятельности;

• сформировать психологическую готовность к реализации профессио-нально-педагогической деятельности будущих специалистов-педагогов.

Особой воспитательной целью дисциплины является развитие педагогической ответственности и активной личностной позиции обучающегося как будущего педагога.

Педагогическая психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов педагогического профиля. В связи с этим является важным привитие навыков сохранение и углубление непосредственного общения будущего педагога с учащимися, а также использование положительного потенциала их взаимоотношений. Педагоги должны хорошо разбираться не только в преподаваемом предмете, но и в педагогических ситуациях, межличностных отношениях, которые складываются у них как с учащимися, так и с другими субъектами образовательного процесса.

Задача выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогическая психология» – самостоятельная подготовка студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, нацеленная на овладение ими педагогическими умениями и знаниями психологических феноменов, встречающихся и необходимыми в профессиональной деятельности педагога.

Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Педагогическая психология» состоит из следующих элементов:

• титульного листа (приложение 1);

• трех выполненных заданий контрольной работы;

• списка использованной литературы;

• приложение.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6
2 или 7
3 или 8
4 или 9
5 или 0

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий.

Вариант 1.

Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педагогической психологии Петра Яковлевича Гальперина.

Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия развития восприятия учебного материала учащимися.

Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей памяти.

На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей памяти (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития памяти и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.

Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.

Вариант 2.

Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Лидии Ильиничны Божович.

Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития памяти как познавательного процесса.

Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей внимания.

На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей внимания (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития внимания и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.

Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.

Вариант 3.

Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Натальи Александровны Менчинской.

Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития внимания как познавательного процесса.

Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мышления.

На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей мышления (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития мышления и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.

Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.

Вариант 4.

Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Василия Васильевича Давыдова.

Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития мышления как познавательного процесса.

Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей обучаемости, общих способностей.

На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей обучаемости, общих способностей (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни обучаемости, общих способностей и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.

Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.

Вариант 5.

Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Даниила Борисовича Эльконина.

Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития творческого мышления и воображения как познавательных процессов.

Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности.

На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни сформированности мотивации учебной деятельности и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.

Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.

В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В работе должны быть использованы не менее 20 источников, при этом не более 4-7 источников – учебные пособия. Литература ранжируется по срокам издания (в списке основной литературы издания не позднее 2009-20010 гг., в списке дополнительной литературы издания старше 2005 года выпуска). В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а)Основная литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2010. – 240 с.

2. Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учеб. пособие / Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - 185 с.

3. Котова С.С., Шахматова О.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2009. - 210 с.

4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.

б) Дополнительная литература:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М.: Владос-Пресс, 2006. 208 с.

Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. 448 с.

Вальдорфская педагогика. Антология / Под ред. А.А. Пинского. М.: Просвещение, 2003. 494 с.

Волочков А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение // Образование и наука. Известия научно-обозревательного центра Российской академии образования. 2000. № 4 (6). С. 97 – 114.

Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 672 с.

Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. 240 с.

Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006, 224 с.

Детский сад Монтессори / Под ред. Ю.И. Фаусек. М.: Карапуз, 2007. 240 с.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Самара: Корпорация Федоров, 2004.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. М.: Академия, 2006. 336 с.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. 464 с.

Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 576 с.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Академкнига, 2003. 336 с.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. 222 с.

Минияров В.М. Педагогическая психология. М.: МПСИ, 2005. 320 с.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред.
И.Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.

Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007. 240 с.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.

Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. 224 с.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2001. 216 с.

Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика. М.: Академия, 2006. 384 с.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 544 с.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2006. 288 с.

Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.

Хон Р.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 736 с.

Приложение 1

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Педагогическая психология»

Вариант № ____

Студент

Группа

Преподаватель

Екатеринбург 2013

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Наши рекомендации