Стили руководства - устойчивая система способов и форм, использования в практической деятельности конкретным руководителем
Общий стиль руководств(формальный)- проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам в высокой требовательности, непримиримости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теории управления, использование стандартов по управлению.
Индивидуальный стиль(неформ.) зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не м.б. присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации принимаются различные стили в определенных сочетаниях.
Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства- манеры поведения с подчиненными- в континууме от автократического до либерального стиля. В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию
Предположения автократа, к-е Мак Грегор назвал теорией «Х», не принимают во внимание способностей исполнителей. Когда автократ избегает принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Руководитель демократичный, позволяет подчиненным принимать участие в принятии решений, чью предположения Мак Грегор назвал теорией «Y», предпочитает оказывать влияния с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Организации где доминирует демократический стиль характеризуются высокой степенью децентрализацией полномочий. Либеральный руководитель дает своим подчиненным практически полную свободу и в контроле за собственной работой.
Лайкерт делит руководителей на тех кто ориентирован на работу и тех кто ориентирован на человек. Рук-ль ориент-й на работу, заботиться о том, чтобы спроектировать задачу на максим-ю пр-ть и разр-ть систему возн-я для стим-я желания работать усерднее. Руководитель, ориентированный на человека, старается оказывать влияние путем улучшения человеческих отношений.
Лайкерт континуум четырех стилей лидерства: 1) экспл-ко-авторитарная система (рук-ли имеют хар-ки автократа); 2) система благосклонно-авторитарная- рук-ли соответствуют типу благосклонного автокрота;3) система консультативно-демокр-я- рук-ли проявл-т значительное ,но не полное доверие к подч-м. Имеется двухстороннее общение; 4) система, осн-я на участии- подразумевается групповое решение и участие работников в принятии решения. Группа в университете штата Огайо разработала двумерную модель пов-я рук-ля. Исс-е классиф-ли рук-й по уровню внимания к подчиненным и к структуре, считая, что самое эффективное- это сочетать оба аспекта. На основе этой концепции Блейк и Мутон применили управленческую решетку. Они обнаружили, что самым эффективным «лидером команды» будет тот, в чьем стиле проявиться большая забота о людях и не меньшая –о производительности.
З осн стиля:
1)автократический (директ-й стиль)-хара-ся максимальной центра-й власти рук-лем в своих руках. Руководитель- автократ единолично принимает решение какие-либо решение без его санкций, не терпит возражений и замечаний в своей адрес, требует строго выполнения приказов, инструкций. Обычно не информ. коллектив о действительности состоянии дел на руководимом объекте. При таком стиле руководстве снижаются активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат.
2)демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что руководитель – демократ действует как координатор управленческих задач, иргаетАктивную направляющую и вдохновляющую роль в коллективе. При выработке и принятии решения он советуется с подчиненными по наиболее сложным и актуальным проблемам, развивает у них самостоятельность, активность, инициативу, доверяет ответственную работу, помогает их профессиональному росту. Руководитель отдает методам убеждения и стимулирования. В таких коллективах наблюдается общность взглядов, отсутствуют, как правило, конфликтные ситуации, высок престиж руководителя, однако обстановка требует немедленного детективного вмешательства, демократичный стиль неприемлем.
3) Либеральный(разрешительный) стиль- хар-ся там, что руководитель –либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работ, обеспечивает необходимыми материалам и документами, предоставляя сотрудникам самостоятельность в достижении конечных рез-тов. Этот стиль рук-ва дает положительные рез-ты, если коллектив состоит из высококвалиф-х специалистов, тогда роль рук-ля сводиться к ф-и консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Минусы при возн-и конфл-й ситуации подч-е могут выйти из повиновения, тогда либеральный стиль переходит в попустительство, что ведет к дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.
Брум и Истон предложили спец. алгоритм как выбрать тот или иной стиль упр-я. Критерии разделения явл-ся та роль, кот. отводится подчиненным при принятии реш-я.
А-1 – решение индивид. на основе инфо кот. есть.
А-2 – решение индивид. на основе инфо полученного от подчиненных
С-1 – решение самостоят, но делитесь инфо с подчинен. индвид.
С-2 – проблема обсужд. коллективно, реш-е индвид.
С-3 – решение и обсуждение коллективно.