Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323



Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru надлежность ее к роду homo sapiens, аспособность познавать, стра­дать, переживать эмоциональное состояние счастья. Запрет на эвта­назию, по его мнению, связан с личностью как самосознающим, ра­циональным существом, имеющим прошлое и будущее. В ситуации с новорожденным все складывается иначе: здесь различие между новорожденным с серьезными дефектами инормальным младен­цем заключается не в предполагаемом праве на жизнь, которое пос­ледний имеет, апервый нет. Здесь действует, по Зингеру, принцип равного учета интересов всех: не только самого ребенка, но иего родителей, возможно, их следующего ребенка, ближайшего окруже­ния и общества в целом. И если ребенку предстоит бедная, убогая жизнь неполноценного человека, не имеющая никакой ценности ни для него самого, ни для других (родители, общество), то его лучше умертвить. Если же младенец имеет жизненные перспективы, пусть и не такие обширные, как нормальные дети, то нет необходимости прибегать к эвтаназии. При этом в оценку жизненных перспектив Зингер включает не только тяжесть заболевания, которым страдает младенец, но также готовность испособность общества оказать по­мощь таким людям, создать им условия для жизни.

Несмотря на всю жесткость отношения к судьбе «неполноценного» мла­денца, предлагаемый утилитаристами комплексный подход оказывается весьма гуманным в плане моральной поддержки родителей и ребенка. Их страдания не должны быть замкнуты внутри семьи. Напротив, они должны ощущать внимание и заботу, сострадание к ним со стороны об­щества. Врачи должны познакомить родителей такого ребенка с различ­ными точками зрения на данную проблему для того, чтобы, приняв ре­шение, они чувствовали себя неодинокими в такой ситуации.

Согласно другой, биоэтической точке зрения, морально и юри­дически пассивная эвтаназия может быть оправдана только тогда, когда нет серьезной надежды на то, что последующая жизнь ребенка не сведется к бессмысленному существованию. Она допустима лишь в том случае, если совершается «в интересах ребенка», и только его одного, а такие прбочные факторы, как расходы или неудобства се­мьи, не должны влиять на характер принимаемого решения. Поэто­му с ребенком, у которого при появлении на свет выявлены серьез­ные дефекты развития, следует обращаться так же, как с «обычным» ребенком, поскольку любой новорожденный представляет собой лич­ность, имеющую право на жизнь. При этом сущность этических ар-

гументов сводится к следующему: 1) право новорожденного на жизнь тем «сильнее», чем выше его потенциальная возможность стать лич­ностью; 2) появление младенца на свет — обычно большая радость для его родителей, поэтому его смерть наносит им заметный ущерб; 3) даже нежеланный ребенок может принести радость другим ли­цам, которые усыновят его; 4) хотя право дефектного новорожден­ного ставится под сомнение, это не означает, что он вообще не обла­дает никакими правами, и нам следует уважать эти права. Эти аргументы призваны напомнить нам прежде всего о святости чело­веческой жизни, о ее бесконечно большой ценности, о равных пра­вах на жизнь всех без исключения людей. Таким образом, речь должна идти о недопустимости любых форм дискриминации инди­видов с дефектами развития, о равной ценности жизнилюбого че­ловеческого существа.

Позитивное решение данной проблемы должно лежать в сфере профи­лактики, предупреждающей рождение детей с явными признаками непол­ноценности. Это открытие кабинетов генетического консультирования и законодательное требование их посещения перед вступлением в брак. Это обязательное генетическое обследование беременных женщин. В слу­чаях рождения детей с серьезными дефектами, особенно обусловленными экологическими причинами, государство должно взять на себя ответствен­ность за обеспечение достойной жизни таких детей и их семей.

14.3. Биоэтика и современные биотехнологии

Достижения научно-технического прогресса, безусловно, откры­ли новые перспективы в развитии биологии и медицины. С одной стороны, расширение экспериментальных исследований в тех сфе­рах, которые имеют непосредственный выход на медицинскую прак­тику, породило новые возможности — генетическое манипулирова­ние, эмбриональную хирургию, новые технологии деторождения, транс­плантацию органов, поддержание больного в бессознательном — «вегетативном» состоянии в течение долгого времени и т.д. С другой стороны, эти исследования и успехи создали, как мы уже говорили, нестандартные ситуации, усилившие остроту морально-этических и правовых проблем, существовавших ранее и вновь возникших: необ­ходимость контроля за развитием генной инженерии и биотехноло­гий с целью предотвращения их катастрофических для человеческо-

Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru 324 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы



Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 323 - student2.ru го вида последствий, определение правового статуса эмбриона и ос­нований для распределения донорских ресурсов при транспланта­ции, разработка новых подходов к определению критериев смерти и т.д. Эта необходимость серьезного решения нравственных, психоло­гических, правовых аспектов данных проблем требует привлечения специалистов из разных сфер знаний (медиков, этиков, юристов, пси­хологов, философов) и широкой общественности.

Наши рекомендации