Неконструктивные стратегии выбора профессии
Настоящий успех – это найти
дело своей жизни в работе,
которую ты любишь.
Д. Маккаллоу
Существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислим наиболее типичные из них.
Ошибка 1. Взгляд на выбор профессии как на выбор постоянного и пожизненного пристанища, островка в океане жизни, без учета того, что Вы постепенно накапливаете специальные знания и квалификационные навыки в любой области деятельности. Лучшим инженером, например, будет тот, кто прошел ступени мастерства рабочего, бригадира, мастера и т.д., а лучшим управляющим коммерческим банком тот, кто начал с контролера, кассира, бухгалтера.
Ошибка 2. Предрассудок, что некоторые профессии «неприличны», «недостойны», хотя на самом деле они очень нужны и важны в жизни общества. Например, работа в канцелярии типа «кто куда пошлет» считается «приличнее» работы за прилавком или у станка. Такое пренебрежительное деление профессий на «высшие» и «низшие», на «интересные» и «неинтересные», «легкие» и «трудные» поддерживается в некоторых семьях.
Ошибка 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, «за компанию» с ними, чтобы «не отставать» от друзей и т.д.
Ошибка 4. Перенос своего отношения к конкретному человеку (учителю или герою произведения) на профессию, которую он представляет, забывая при этом, что личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии.
Ошибка 5. Увлечение внешней или какой-то одной стороной профессии без учета всего многообразия работы. Например, геолога нередко ценят за романтику, подвижность его работы, врача — за белизну халата, актера — за известность, педагога — за возможность ставить отметки и т.п.
Ошибка 6. Отождествление любимого учебного предмета с профессией, когда школьники не представляют, что нет, например, «литератора вообще» или «математика вообще», а есть прямо либо косвенно связанные с этими предметами группы профессий. Мир профессий (их тысячи!) значительно шире, чем круг учебных предметов (12-15), которые поэтому не могут служить для ориентировки в мире труда.
Ошибка 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом, передовыми технологиями.
Ошибка 8. Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях и мотивах (причинах) поступков.
Ошибка 9. Незнание или недооценка своих физических возможностей, своего состояния здоровья. Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои медицинские противопоказания, которые известны лишь профконсультанту и психологу.
Ошибка 10. Незнание основных действий (операций) правильного выбора профессий и их порядка, последовательности при решении задач профессионального самоопределения. Знание последовательности действий выбора профессии освободит от лишних или неверных шагов, сэкономит время для верного решения. Лишь в будущей жизни по окончании школы (и не через один год, а примерно через 5 и более лет!), человек узнает, насколько правильными были его действия — первые шаги при выборе профессии в школе [29].
Также хотелось охарактеризовать негативное влияние на психическое состояние человека занятием «нелюбимым делом».
По данным опроса, проведённого в Великобритании, 400 человек из 1000 при первой же возможности готовы уйти с нелюбимой работы. В нашей стране ситуация, увы, не лучше [30].
К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравится. Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. Например, девушка, закончившая педагогический вуз и работающая в начальных классах, понимает, что её раздражает шумная и беспокойная школьная жизнь. Нередко бывает и так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. Скажем, организация производственного процесса противоречит представлениям, сложившимся у данного специалиста. Кроме того, на негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять ордера, накладные и т.д. В жизни любого человека бывают ситуации, когда есть любимое дело, но он вынужден заниматься чем-то другим, тем, что не очень нравится. Педагог получает огромную радость от работы в школе. Но учительской зарплаты еле-еле хватает на жизнь, и приходится искать другую сферу деятельности. Конечно, жаль покидать школу, но учитель всё же идёт на компромисс с собственными желаниями. Что получается в итоге? Прирождённый педагог страдает оттого, что занимается нелюбимым делом, скучает по школе, а дети потеряли талантливого учителя.
Возможна и другая ситуация. Молодой человек увлечён музыкой и хочет связать с ней свою жизнь. Однако родители против такого выбора: «Что за профессия — на гитаре бренчать, вот врач — совсем другое дело». Под их давлением юноша сдаётся и поступает в медицинский институт. В свободное время он продолжает «бренчать на гитаре», и у него неплохо получается. А врачевание не по душе, да и результаты работы весьма посредственные, что и неудивительно. Вообще нелюбимое дело вызывает в основном негативные эмоции. Выполняя работу по необходимости, человек разъединён с ней; он и работа не являются единым целым, они отчуждены друг от друга. Такой человек не может реализовать себя в своей деятельности и, как правило, страдает от этого.
Нелюбимое дело едва ли будет получаться хорошо. Ему невозможно отдавать всё время и силы. Находясь на работе, человек «отбывает наказание», считает часы до того момента, когда можно идти домой. Чтобы как-то скрасить время, он с удовольствием отвлекается на посторонние занятия.
Но неприятности начинаются ещё до начала трудового дня. На работу идти совершенно не хочется, и каждое утро над собой совершаются титанические усилия, чтобы дотащиться до дверей конторы. Уже с самого утра появляется мысль — скорей бы вечер. Редкие события, которые радуют в течение дня, - это обеденный перерыв и перекуры (при этом совсем не обязательно, что человек действительно курит). А ожидание выходных начинается уже с понедельника. Ну почему сегодня не суббота, не праздник?
Весь день страдалец проводит за нелюбимым делом, а вечером, обессиленный, возвращается домой. Как это ни парадоксально, нелюбимая работа отнимает гораздо больше энергии, чем та, которая нравится. Человек практически всё время чувствует опустошённость. И при этом далеко не всегда понимает, что с ним происходит. Жизнь становится какой-то серой, безрадостной. Работа не приносит ничего, кроме раздражения и усталости, а настроение такое, что окружающие начинают его сторониться или интересоваться состоянием здоровья. И не напрасно. Постоянное недовольство работой, нервное напряжение ведут к стрессу, который истощает человека и способен спровоцировать ряд заболеваний. Казалось бы, он совершенно здоров и нет повода, не работать. Но появляются головные боли, снижается иммунитет, мучает бессонница. Во время отпуска симптомы таинственно исчезают, а в первый рабочий день возвращаются вновь. Американские учёные обнаружили, что у людей, десять лет проработавших в стрессовых условиях, риск заболевания раком намного выше, чем у тех, кто получает удовольствие от своей работы.
Постоянно недовольный работой человек нередко отлынивает от выполнения своих профессиональных обязанностей. Возможно и «непроизвольное забывание» о работе: вроде бы и помнил о задании, но вдруг всё из головы вылетело. В таком случае не исключено возникновение сомнений в собственной компетенции, способности ориентироваться в профессиональном мире. Подобные сомнения могут возникнуть и у руководства, что создаст дополнительное напряжение и проблемы.
В наши дни не каждый способен честно признаться, что занимается не своим делом. К тому же в зависимости от возраста и общей удовлетворённости жизнью подобное осознание может быть весьма драматичным. Да, человек делает то, что не нравится, но с годами всё сложнее пойти на радикальные перемены. Привычка и стабильность (реальная или мнимая) привязывают его к месту. Например, исследования, проведённые в Великобритании, показали, что главный фактор, удерживающий людей на нелюбимой работе, — это опасение потерять в зарплате. Очень сложно побороть в себе страх неудачи и решиться изменить ситуацию. Этому противостоят и боязнь не найти другое занятие, и нежелание учиться чему-то новому, и неуверенность в своих силах. К тому же материальное положение не всегда позволяет оставить работу, да и обучение новой профессии может потребовать немалых денег.
Для выхода из подобной ситуации есть несколько путей. Кто-то оставит все, как есть, махнёт на себя рукой, и будет продолжать заниматься нелюбимым делом. Кто-то будет искать спасение на дне бутылки: выпил и забыл о проблемах. А кто-то найдёт смелость признаться себе, что выбранная профессия не приносит ни радости, ни пользы, и отважится на освоение новой деятельности. И пусть только во второй половине жизни, но обретёт себя в любимом деле. Возможно, такой человек вернётся к увлечению далёкой юности и тогда, наконец, почувствует, что счастлив, что его жизнь наполняется смыслом.
Вывод. Итак, можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним, прежде всего, относятся:
· рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии;
· представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах;
· рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора;
· неадекватная самооценка.
Решение любых психологических проблем при профессиональном выборе связано, прежде всего, с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека.