Урок 31. Стратегия выбора профессии

Если вы хотите добиться от жизни чего-то зна­чительного, недостаточно просто действовать — надо еще и мечтать; недостаточно просто плани­ровать — надо еще и верить. (А. Франс)

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех ок­ружностей.

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это озна­чает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пе­ресекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной ус­пешности реально. По мере освоения профессии может расти инте­рес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рын­ке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и же­ланий человека — самый редкий вариант, дающий возможность полу­чать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое "хочу" должно обрести скульптур­ные формы. Цели должны быть:

§ конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать са­мым крутым бизнесменом в нашем подъезде и т. д.);

§ реалистичными, то есть соотнесенными с собственными воз­можностями: физическими, интеллектуальными, финансовы­ми, возрастными и т. д.;

§ позитивными (идти не от чего-то — "не хочу прозябать в ни­щете и безвестности", а к чему-то — "хочу денег и славы");

§ ограниченными во времени (цель — это мечта, которая долж­на осуществиться точно к назначенному сроку).

Урок 31. Стратегия выбора профессии - student2.ru

Задание 1. Машина времени

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Ка­ким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились у вас с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препят­ствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реали­зовать свои профессиональные планы?

Если вам удалось, хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:

1. Осуществим ли этот образ будущего?

2. Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?

3. Действительно ли я хочу его осуществить?

Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное бу­дущее — конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сро­ку (от шести месяцев до пяти лет):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 32. Обобщающий

—Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. - Мне все равно... — сказала Алиса. - Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот. Л. Кэрролл. "Алиса в Стране чудес"

В бизнесе используется метод, который называется "аудит ис­ходного состояния", или SWOT-анализ — по начальным буквам анг­лийских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Попробуем применить этот метод для обобщения и анализа полученной информации для планирования профессиональной карьеры.

Задание 1. "За" и "против"

Заполните таблицу, учитывая, что достоинстваинедостат­ки — это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возмож­ностиипрепятствия — внешние, которые от вас не зависят.

Достоинства — это личностные качества, склонности, способ­ности, знания и умения, которые помогут вам в достижении постав­ленных целей.

Недостатки — это вредные привычки, отсутствие опыта, зна­ний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые — например, молодость и зрелость, авантюризм и осто­рожность.

Возможности— это благоприятные внешние условия.

Препятствия— неблагоприятные внешние условия.

Урок 31. Стратегия выбора профессии - student2.ru К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомыш­ленников и т.д.

Проанализируйте свои записи, взвесьте все "за" и "против", чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.

Теперь у вас появился шанс вступить в Клуб двух процентов, о которых говорил Н. Хилл:

1. Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энер­гии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.

2. Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страст­ные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ни­чего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.

3. Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я счи­таю, таких людей примерно 8%.

4. Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют группу в 6%.

5. Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их при­мерно 4%.

6. И наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.

Задание 2. (домашнее) Защита профессионального проекта

Подготовьте десятиминутное выступление на тему "Моя буду­щая профессия". В докладе должна быть отражена информация, по­лученная в ходе самодиагностики, изучения профессий, требований рынка труда и возможностей получения профессионального образо­вания. Постарайтесь сделать свой рассказ эмоциональным и образ­ным.

Наши рекомендации