Становление организационного поведения как научной дисциплины.
Во все века люди понимали особую роль человеческих отношений в управлении жизнью на Земле. Почти 4000 лет назад египтянин Птаххотеп написал свое «Поучение» об управлении людьми. В начале нынешней эры выдающийся писатель, философ и государственный деятель Луций Сенека сделал попытку определить контуры науки, которая должна заниматься управлением душой человека и назвал эту науку «психаго-гикой».
Попытки понять человеческое поведение предпринимались в русле астрологии, теологии, философии, литературы.
Коренной перелом - первая половина 20 века.
Предпосылки:
1. становление психологии как самостоятельной науки; 1879 г. Вильгельм Вундт (основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений).
2. «доктрина человеческих отношений» Элтона Мэйо.
Доктрина человеческих отношений. Решающая роль в трудовой активности принадлежит психологическим факторам. Они основываются на рациональном и иррациональном, влечениях и глубинных инстинктах. Настроения, чувства работников - не только следствие развития их индивидуальной психики, но и продукт воздействия групповой, коллективной психологии, результат морально-психологического климата трудового коллектива. В центре внимания доктрины - проблемы групповых отношений, коммуникационных барьеров, конфликтов и сотрудничества. Значительную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если более полно удовлетворить социальные и психологические потребности личности.
1959 г. Гордон и Хауэл. Новая учебная дисциплина «организационное поведение». Она интегрирует соответствующие области общей, социальной, экспериментальной психологии, психологии управления, теории организации, социологии, политологии, антропологии и использует достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, морали, искусства, религиозных конфессий.
Теория организационного поведения постоянно развивается. Особенности ОП в современном мире определяют четыре группы изменений: рабочей силы, ожиданий клиентов, организаций и процессов управления.
36.Что предполагает активное слушание?
Невербальная коммуникация осуществляется с помощью жестов, интонации голоса, мимики лица, взгляда ит.д.
Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. В зависимости от обстоятельств при таком слушании можно выразить понимание собеседника, одобрение и поддержку. Делается это с помощью способов невербального общения: мимика лица, кивка головы, жеста и др.
При вербальной коммуникации для передачи информации используются слова (латинской Verbalis в переводе на русский означает «слово»). Вербальная коммуникация делится на письменную (приказы, служебные записки, электронная почта ит.д.) и устную (беседы, групповое обсуждение, доклады, совещания ит.д.)
Рефлексивный метод предполагает более активное слушание, когда слушающий использует вербальную форму для подтверждения понимания информации говорящего.
Делается это с помощью специальных приемов, которые называются: - выяснение, -перефразирование, отражение чувств, резюмирование.
Выяснение – это обращение к говорящему за уточнением, например, « не повторите ли вы еще раз?»
Перефразирование означает собственную формулировку сообщения говорящего для проверки его точности. Для начала перефразирования обычно используются фразы типа: « Кая я понял вас…», «По-вашему мнению..», «Другими словами, вы считаете…».
При отражении чувств акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а ан эмоциональное состояние говорящего. Делается это посредством таких вступительных фраз» «мне кажется, что вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены..» итд.д.
Резюмирование применяется в продолжительных беседах, где перефразирование им отражение чувств используется редко. Они уместно также в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, при завершении разговора. Вступительными фразами при резюмировании обычно бывают такие: «4как я понял, ваши основные идееи..2» или «Если подытожить сказанное вами, получается…2 ит .д. В общении важно сочетать рефлексивный и нефлективный методы слушания. Умелое их использование помогает достигать взаимопонимания между людьми