Глава 3. Принципы специальной психологии. психология должна рассматривать психическое, взятое в про­цессуальном, динамическом аспекте, в плане внутренних ме­ханизмов его развития.

психология должна рассматривать психическое, взятое в про­цессуальном, динамическом аспекте, в плане внутренних ме­ханизмов его развития.

Кроме того, генетический принцип, задавая определенный исследовательский ракурс, дает возможность сущностного толкования самого феномена развития, под которым пони­мается перманентный (постоянный) процесс количественных и качественных изменений в структурной организации и фун­кциях психики. Поскольку процесс развития разворачивает­ся во времени, а время характеризуется необратимостью, то соответственно этому признается и необратимость данного процесса.

Для специальной психологии генетический принцип яв­ляется центральным в силу самого предметного содержания этой отрасли изучение того, как протекает процесс развития внеблагоприятных условиях, какие стороны формирующейся психики могут быть нарушены, к а к развиваются компенсатор­ные механизмы и т. д.

Именно поэтому без преувеличений можно констатиро­вать, что для специальной психологии категория развития предстает одной из центральных, ибо само нарушенное разви­тиепонимается как особый способ генеза психики.Несмотря на наличие определенной специфики, обозначенной понятием «особый способ»,отклоняющемуся развитию свойственно то же самое, что характерно для развития вообще: перманентное формирование количественных и качественных новообразо­ваний, необратимость и т. д. На своеобразии отклоняющего­ся развития мы подробно остановимся ниже. Сейчас важно подчеркнуть, что подобные феномены с большей или мень­шей долей условности можно отнести к сфере патологии. Ноэто отнюдь не означает равенства понятий «дизонтогенез» и «болезнь». Однако, будучи противоположными по сути, бо­лезнь и отклонения в развитии могут находиться в причинно-следственных связях. Как мы уже говорили, болезнь и ее по­следствия могут выступать в качестве причин отклонения вразвитии.

Специальная психология

Использование генетического принципа подразумевает последовательность в трактовке целого ряда феноменов от­клоняющегося развития. Некритичное заимствование специ­альной психологией из детской психопатологии таких терми­нов, как «регресс развития», «остановка в развитии», проти­воречит сущности самого понятия «развитие». Как уже указывалось, этот процесс принципиально необратим и не­прерывен, уже в силу фактора времени. Поэтому термины «регресс» и «остановка» в развитии бессодержательны, ибо они фиксируют явления, отсутствующие в природе вообще. Тем не менее, не допуская возможности обратного развития жи­вых систем в сфере биологии, мы легко признаем наличие подобного феномена в отношении психики как живой само­регулирующейся системы. Но что же тогда стоит за этими ка­тегориями? Когда говорят об «остановке» развития, речь идет очрезвычайном замедлении этого процесса в такой степени, что у исследователя объективно не хватает времени дождать­ся появления тех или иных изменений, говорящих о продви­жении вперед. Кстати сказать, довольно долго считалось, что умственная отсталость представляет собой очень медленное развитие, которое в определенный момент ж и з н и вообще пре­кращается. Потребовались многолетние исследования, чтобы доказать обратное — его непрерывность в условиях умствен­ной отсталости. Что касается феномена «регресса», то в этом случае мы имеем дело с распадом, дезорганизацией той или иной функции на фоне утраты психикой своей целостности. Хорошо известно, что распад не является однозначно нега­тивным. Это качественно иной, в отличие от развития, про­цесс. Сами по себе феномены распада не включены в предмет специальной психологии, а составляют содержание таких наук, как психопатология и патопсихология.

Необходимо коснуться также категории «преходящий ре­гресс», когда период «обратного» развития сменяется продол­жением прямого. Чаще всего подобные явления описывают­ся у детей в ситуации различных заболеваний или психотрав-мирующих обстоятельствах. При этом указывается, что

Глава 3. Принципы специальной психологии

переход на более низкий, инфантильный уровень реагирова­ния выполняет адаптационную, защитную функцию, что, по существу, противоречит идеи адаптации, предполагающей мо­билизацию и усложнение структуры деятельности. Нам пред­ставляется, что за феноменом преходящего регресса стоит вре­м е н н а я дезинтеграция, рассогласование вф у н к ц и о н и р о в а н и и отдельных элементов психики при сохранности ее целостно­сти, что только внешне напоминает распад.

Заканчивая характеристику генетического принципа и егозначения для специальной психологии, следует подчеркнуть еще одно важное положение. Отклоняющееся развитие пред­ставляет собой весьма сложное образование: одни стороны развивающейся психики могут оставаться относительно со­хранными, другие проявляют признаки нарушений. Иначе говоря, в процесс онтогенеза (нормального возрастного раз­вития) вплетается системогенез — процесспоследовательного разворачиванияв возрастном плане симптомовотклонения. Эти симптомы никогда не появляются все сразу, они имеют опре­деленную возрастную динамику. Так, например, врожденное или рано приобретенное снижение остроты слуха в свое вре­мя приведет к отставанию вречевом развитии, что неминуе­моокажет влияние на формирование мышления, произволь­ную регуляцию поведения, коммуникативные навыки. Сни­жение остроты зрения впервые месяцы жизни может никак себя непроявлять, но, начиная счетвертого, оно обнаружи­вается в особенностях ориентировочной активности. Дальней­шие эффекты системогенеза будут связаны с отставанием в развитии восприятия, моторной сферы и т. д.

Таким образом, симптомы отклонений следует рассматри­вать к а к динамическое образование — вкачестве закономер­ного процесса вгенетическом плане.

Отражательная природа психики может быть осознанна нами более глубоко при ясном понимании ее функциональ­ной принадлежности. Субъективное отражение объективной действительности, само его существование необходимо для осуществления регуляции поведения и деятельности. На этом

Специальная психология

положении базируется еще один из важнейших объяснитель-н ы х п р и н ц и п о в п с и х о л о г и и — принцип единства сознания (пси­хики) идеятельности.

В самом общем виде данный принцип сзодится к следую­щему: психика развивается и проявляется в процессе внеш­ней материальной деятельности человека, составляя ее внут­ренний план. По своей структуре (составу) внешняя и внут­ренняя (психическая) деятельность принципиально сходны; внутренняя психическая деятельность вырастает из внешней предметной. При этом осуществляются многообразные взаи­мопереходы: предметная превращается в психическую (инте-риоризация) и наоборот (экстериоризация). Предельно упро­щая характер связи психики и деятельности, можно сказать, что чем точнее и глубже сознание отражает окружающий мир, тем более гибким становится поведение человека и тем эф­фективнее его деятельность. Равно как и наоборот: чем актив­нее действует человек, тем точнее становится характер его от­ражения. Деятельностный подход предполагает и то, что сама психическая реальность рассматривается как особая форма деятельности.

Психические явления, будучи субъективными и идеальны­ми, не могут непосредственно восприниматься. Это означает, что их изучение носит не прямой, а опосредованный харак­тер. Объектом восприятия выступает не сама психика, а л и ш ь ее внешние проявления, анализируя которые мы изучаем сто­ящие за ними внутренние процессы. Правда, сложность и дра­матизм психологического познания состоит в том, что связь сознания и деятельности не носит прямого характера. Одно и то же психическое явление может иметь совершенно разные поведенческие эффекты, а один и тот же поведенческий акт может быть вызван совершенно разными внутренними фено­менами.

•Сказанное относится и к феноменам развития. Если пси­хика не воспринимаема прямо, то также невозможно непос­редственно воспринимать и процесс ее развития. Мы можем наблюдать лишь внешние его проявления. По существу, пси-40

Наши рекомендации