Влияние воображения на организменные процессы
Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных связей и их последующая актуализация(возобновление). В процессе воображения образовавшиеся в течение жизни системы связей как бы распадаются и объединяются в новые системы. Воображение является функцией коры больших полушарий. Есть основания полагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга ( гипоталамо-лимбическая система: гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб(границу) вокруг передней части ствола мозга у входа в полушарии головного мозга) . При повреждении гип-лимб.сист. У человека могут происходить характерные расстройства психики.:возникает впечатление, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит из отдельных, изолированных актов.
Воспроизводящий образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее воздействие на периферические части организма, изменяя процесс их функционирования. ( например стигматы --- кровоподтеки). Некоторые наблюдения за сильно впечатлительными людьми дают факты о влиянии воображения на протекание физиологических процессов (Вольтер ежегодно заболевал в годовщину Варфоломеевской ночи. Мысли об этом дне вызывали у него лихорадку.)
Расстройстава из-за излишней впечатлительности: ятрогенные заболевания(под влияние неосторожного слова врача пациент воображает, что заболел опасной болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы). Дидактогенные заболевания(неосторожное слово или бестактный поступок учителя может вызвать возбуждающие фантастические страхи, имеющие травмирующее воздействие).
Продуцирующий образы фантазии мозг-- это единая система; изменения одной его части сказывается и на работе других его отделов. Мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. Любой психологический процесс приводит к тем или иным сдвигам в жизнедеятельности организма. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма.
19 вопрос
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Основные характеристики мышления. Развитие мышления в фило- и онтогенезе. Связь мышления с другими психическими процессами.
Чувственные основы познания: ощущение, восприятие, представление + непроизвольное внимание и наглядно-образная память. Они дают информаци. О конкретных образах здесь и сейчас. Через них мышление связано с внешн миром.
Для мышления нужно 2 раза пережить ситуацию.
Условия мышления:
- категоризация ( это обобщенность0 зависит от соц. практики
- опосредованность ( возможность выводить закономерности по косвенным признакам)
- связи м/д предметами и явлениями ( в результате опосредованности)
- мышл. Тесно связано с речь., формируется на основе речи. Без речи-не возможно.
- Мышл носит общественный характер, т.е. только в социуме.
Мышление – познавательный процесс деятельности, кот хар-ся обощ и опосред отражением действительности, благодаря кот чел-ек раскрывает сущестаенные признаки предметов и явлений и их взаимосвязи, тесно связан с речью и носит соц характер.
Основные характеристики мышления:
*Соц. Природа мышления. Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную. общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание предполагает преемственность, а это возможно лишь в случае фиксации, закрепления, передачи от одного человека к другому. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общ-ист-го развития.
* выделение отношений связей,
* обобщение,
* опосредование(умозаключение, рассуждение – есть основная форма опосред.познания действительности).
Мышление и речь. Взаимосвязь мышления не только с чувственным познанием. Но и с речью и языком – одно из принципиальных различий между человеческой психикой и псих животных. Человеческое мышление не возможно без языка. =) становится возможным развёрнутое, последовательное и систематизированное рассуждение т.е. Четное и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. В слове, в формулировании мысли заключены важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т.е рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Большая роль уделяется внутренне речи(решение про себя).
Логика и психология мышления.Со временем возникает и возрастает совокупность зафиксированных с помощью языка основных достижений и результатов познания,ложившихся в систему науки. Это историческое развитие познания и возникающая в итоге система научных знаний составляет предмет теории познания,т.е. Гносеологии как части философии и логики. Теория познания как философская дисциплина исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.
Формы мышления:
* понятие — ф. Мышл. Отражающая существующие формы, связи и отношения предметов и явлений
* суждение – ф. Мышл. Позволяющая устанавливать простейшие связи м/д познаванием мышления как связи и отношения м/д предметами и явлениями окружающего мира, их связями и признаками (главн – отражение взаимосвязей).
Это высказывания чего-то очем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Суждения бывают общими(что-либо утверждается(отрицается) относительно всех предметов данной группы,класса), частными( утв.или отриц.относится лишь к некоторым предметам) и единичными(ут.или отр.дается только одному).
* умозаключение – ф.м.в кот. из одного или нескольких суждений выводят новое суждение. дедукция(вывод общего из частного), индукция(вывод частного из общего)
Суждения образуются двумя основными способами: 1. непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2. Опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
20.Мыслительные операции. Этапы решения мыслительных задач. Формы мышления.Психологически исследовать мышление как процесс -значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познав.результатов. Мыслительные операции - сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез. Процесс мышления- это прежде всего анализ, синтез и обобщение .Анализ-выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений .это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.(например школьник на занятиях юного техника, разбирает различные элементы чтобы понять устройство -анализирует)В ходе анализа свойства какого-то предметы являются наиболее важными -являются сильными раздражителями и потому выступают на передний план .Физиологической основой психического процесса анализа будет определенное соотношение возбуждения и торможения в головном мозге .Объединение выделенных анализом компонентов целого –есть синтез. Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Физиологическая основа синтеза –замыкание временных нервных связей в коре мозга .Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Всякое сравнение 2-х или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения, т.е. начинается с синтеза, затем происходит анализ сравниваемых явлений и выделение общего и различного.(ребенок сравнивает разные классы млекопитающих и вычленяет различия)Так сравнение ведет к обобщению. В ходе обобщения в сравн предметах в результате анализа выделяется нечто общее.!.общие как сходные признаки.2.общие как существенные признакиОбобщения которые делаются в результате неглубокого анализа не имеют большой ценности и приводят к ошибкам. Т.о.не всякое общее свойство является существенным.
Решение мыслительных задачМыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д. Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач. Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.
Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.
Решение мыслительных задач проходит несколько этапов1 этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.2й этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.3 этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами. Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение. Формальные структуры мыслей называются формами мышления.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.Чем более существенные признаки отражены в понятие, тем эффективнее организуется деятельность человека.Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером.Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. По качествуУтвердительные — S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».
Отрицательные — S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».
По объёмуОбщие — суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».Частные — суждения, которые справедливы относительно части объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения суть хвойные».
Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида. Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Мышление развивается от постоянных переходов от общего к частному, и от частного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции. Индуктивное умозаключение - по отдельным признакам некоторых явлений даётся суждение о всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных на то оснований - часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ
Существует несколько классификаций мышления. Основные:
Генетическая классификация (виды мышления представлены как этапы развития человека):
2) Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности. Лишь потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Практ. и теор. деят-сть взаимосвязаны. Первичной является практическая деятельность. По мере ее развития выделяется выделяется теоретическая деятельность. В развитии психики ребенка исходной также будет практ. Деят-ть. Внутри нее сначала и развивается детское мышление. До 3 лет мышление наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, связывает друг с другом те или иные предметы.
3) Наглядно-образное мышление. В простейшей форме возникает в 4-7 лет. Связь мышления с практическими действиями хоть и сохраняется, но не является такой тесной. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Наглядно-образное мышление детей еще полностью подчинено восприятию, и они еще не могут абстрагироваться с помощью понятий от рассматриваемого предмета.
4) Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте – сначала в простейших формах – развивается отвлеченное мышление, т.е.мышление в форме абстрактных понятий. Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук имеет огромное значение в умственном развитии детей. В конце школьного обучения у детей формируется система понятий. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или исчезает. Наоборот, все формы мыслительной деятельности продолжают совершенствоваться.
Классификация по характеру задач:
1) Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.
2) Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По характеру протекания познавательного процесса:
1) Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
2) Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Направленность мышления и связь с эмоциональной сферой:
1) Материалистическое – направленность на внешний мир, за основу берутся законы внешнего мира.
2) Аутистическое – направлено на реализацию желаний, за основу берутся законы человека.
По содержанию используемых средств:
1) Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
2) Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
Функциональная классификация:
1) Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Жесткий отбор, оценка. Существует эталон. В конце – либо правильно, либо нет.
2) Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Может быть безграничное количество идей, нет эталона. Выходит за рамки стереотипов.