Метафора - это изложение реальной ситуации

Иносказательное настолько, чтобы, по

Возможности, исключить прямые аналогии. И

Тогда метафора, как косвенное внушение,

Оставляет достаточный простор для

Самостоятельного домысливания и додумывания,

Чтобы собственное озарение клиента опиралось на

Доступный ему опыт и потому, несомненно, ему

Подходило.

Приведенный выше пример показывает, как важно дать надежду, а лучше - уверенность, что из сложившейся ситуации человека есть гарантированный выход! Это создает мотивацию действовать, а значит, победить!

Итак, чтобы указать человеку на щекотливую проблему и подсказать выход, придумайте и расскажите историю, иллюстрирующую, как с подобной проблемой справился «один ваш знакомый» или «сегодня по телевизору вы слышали, как...» и пр. Не требуйте от вашего собеседника немедленных выводов. Наоборот, ведите себя так, будто вы просто беседуете, делитесь информацией, удивляетесь, радуетесь за главного героя рассказа, ведь ему удалось решить свои проблемы. А потом переведите разговор на другую тему. Ждите. В большинстве

случаев в течение одной — трех недель поведение вашего «подопечного» изменится в подсказанном вами направлении.

Обнаружение причин болезней и

Способов излечения

Если вас замучила какая-то болезнь и вы готовы на что угодно, лишь бы облегчить себе жизнь, то... просто представьте ее себе. Опишите, как она выглядит, на что похожа. Легко ли вы ее можете отделить от себя? Представьте (а лучше нарисуйте) свою болезнь или боль в виде предмета, символа или животного. Уделите себе пару минут, чтобы как следует рассмотреть вышедший образ.

А когда образ сформируется полностью, начните его менять. Да-да, позвольте метафоре видоизменяться, менять цвет, форму и даже содержание. Трансформируйте образ до тех пор, пока он не начнет вам нравиться.

Очень скоро вы почувствуете, как боль отступает, попросту исчезает. Если вы будете регулярно повторять эту процедуру, со временем болезнь уйдет навсегда. А если вы работали с какой-то хронической болезнью, вам, наконец, начнут помогать лекарства.

Боль и тем более болезнь - это «отчаянный крик» вашего подсознания о какой-то вашей потребности, на которую вы махнули рукой, или указание на ошибку, которую вы совершаете в отношении себя, или неверное решение, которое портит вам жизнь. Если вовремя услышать сигнал своего подсознания и откликнуться на него, то и болезнь отступит. Ей просто незачем будет вас тревожить.

Выбор направления дальнейшего

Движения

Метафоры, кроме прочего, можно с успехом применять для выбора наиболее коротких и легких путей достижения своих целей. Один из методов такого использования метафор называется «Нить Ариадны». Вот его алгоритм:

1. Подумайте о вашей цели, о том, чего вы хотите достичь.

2. Представьте себе символ, олицетворяющий это ваше будущее, метафору вашей цели. (Например, амфора, наполненная дорогим маслом.)

3. Затем подумайте о настоящем. О том, откуда вы начинаете ваше движение в ваше будущее.

4. И также найдите настоящему подходящую метафору. (Например, поле с еще не скошенной травой.)

5. «Возьмите» получившиеся символы, «расположите» их мысленно перед собой и начните раскручивать по часовой стрелке, ускоряя и ускоряя их верчение до тех пор, пока они не сольются в один крутящийся вихрь. Ждите. Наблюдайте.

6. В какой-то момент из этого вихря выйдет один новый образ - это и есть символ достижения желаемого результата.

7. Отныне до полного достижения заявленной вами цели сверяйте свои решения, действия и мысли с полученным символом. (Например, если в результате получился каравай, то ваши действия для достижения результата должны быть простыми, каждодневными, вкусными, свежими, «хрустящими», мягкими, сытными, бюджетными, как хлеб на вашем столе. Если, конечно, вы не увидели свадебный традиционный каравай, тогда эпитеты будут совсем иными.)

С детьми

Еще один важный аспект применения метафор - общение с детьми. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то озабочен по возвращении из детского сада, школы или с игровой площадки и расспросы никак не проясняют ситуацию, поговорите с ним на отвлеченную тему. Например, вы можете придумать вместе со своим ребенком сказку. Возьмите его любимую игрушку и от имени этого персонажа начните разговор: «Привет! Я зайка-выбегайка! А ты кто?» Дайте ребенку другую игрушку. Пусть между персонажами завяжется диалог. Когда ребенок втянется в игру, вы сможете определить суть проблемы или основных участников конфликта, если такой имел место быть. Кроме того, разобравшись, вы сможете тут же подсказать ребенку наилучший для него или нее выход из ситуации, развивая получающуюся сказку до счастливого завершения.

В качестве метафоры можно использовать рисунки, или создавать с ребенком мультфильмы, или ставить кукольные спектакли. Кроме того, прибегнув к метафоре, ребенку можно что-то объяснить или чему-то научить (например, чистить зубы по утрам или застилать постель).

Несколько метафор для вас

Вот несколько простых, но действенных метафор, которые вы можете использовать как для себя, так и для воздействия на подсознание собеседников.

Метафора, позволяющая заставить человека действовать, а не только планировать:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О вы, поданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». И он подвел их к огромному дверному замку, такому огромному, которого еще никто никогда не видел.

«Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь.

Одни придворные только качали головами, другие стали разгадывать замок, но вскоре признавшись, что не смогут его открыть. А раз мудрейшие потерпели неудачу, остальные придворные сразу признает, что задача им не под силу.

Но из толпы вышел один визирь. Он стал внимательно разгадывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его и вдруг одним рывком открыл замок! Оказалось, он был, просто-напросто не замкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь должность потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Расскажите ее другу, который замучил вас нескончаемыми разговорами о никогда не воплощающихся проектах, идеях и планах. Расскажите как бы невзначай, не акцентируя внимание на морали. Вы ведь уже знаете, что люди, воспринимая метафору, самостоятельно наделяют ее смыслом из своего внутреннего опыта. Не сомневайтесь, ваш приятель найдет сходство между метафорой и своими ошибками!

Следующая метафора называется «Небольшая разница» и была одной из любимых историй Н. Пезешкиана[42]. Она позволит вам улучшить атмосферу в вашей семье или коллективе, если вы расскажете ее тому, кто (из самых лучших побуждений) так и норовит всех «предупредить» и «предостеречь» от разных бед.

Один восточный властелин увидел сон - будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал. к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро вознаградил предсказателя. Придворные удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» На что последовал . ответ: «Все зависит от того, как сказать то, что сказано».

«Стакан воды» - эта история поможет вам разрешить то, что принято называть «проблемой», и вы, несомненно, облегчите жизнь себе и, возможно, кому-то другому.

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул его вперед и спросил своих учеников:

- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживленно зашептались.

- Примерно 200 граммов! Нет, 300 граммов, пожалуй! А может, все 500! – стали раздаваться ответы.

- Яне узнаю точно, пока его не взвешу. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

- Ничего!

- Действительно, ничего страшного не случится, - ответила профессор. - А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

- Ваша рука начнет болеть.

- А если целый день?

- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, придется даже ехать в больницу, - сказала один из студентов.

- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду просто держать?

- Нет... - растерянно ответили студенты.

- А что нужно сделать, чтобы все это исправить?

- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.

- Точно! – обрадовался профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнет тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ее - или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжелые камни, которые тебя парализуют.

А эта меткая фраза понятна и без объяснений:

Ставьте большие цели - в них легче попасть.

Понаблюдайте за Патриком Джейном внимательно, и вы обнаружите, как часто он использует разнообразные метафоры, чтобы вычислить убийцу, получить признание или свидетельские показания, объяснить что-то или просто развлечь и произвести впечатление. Начните замечать, как много он говорит «вторым слоем», как будто о чем-то неважном, но люди его слушаются и следуют его указаниям, не всегда осознавая, что они несамостоятельно поступают именно так.

Например, в двадцать первой серии третьего сезона у Патрика состоялся такой диалог с одним заключенным.

Патрик: «Не такой уж вы и крутой. Всегда есть рыба покрупнее!»

Заключенный: «Не в моем пруду!»

Патрик: «Ну, Волтер <убитый охранник> хотел перевести вас. Вы могли оказаться в одном пруду с огромной щукой или каймановыми черепахами»...

О чем это они, как вы думаете? Неужели и вправду о рыбах?

Некоторые расшифровки

В начале этой главы вы написали (или надиктовали) небольшой рассказ о книге, который оказался метафоричным описанием вашей жизни. Вот некоторые подсказки, чтобы вы смогли лучше осознать полученную метафору.

Выбранный жанр отражает наиболее эмоциональную сторону вашей жизни - либо очень успешную в данный момент, либо наиболее болезненную. Присмотритесь, а на какие сферы вашей жизни вы обращаете мало внимания в силу их размеренности и каждодневности? Именно они составляют основу вашей жизни, дают уверенность и спокойствие.

Время событий в книге. Если книга о настоящем времени, то вы живете сегодняшним днем, ориентированы на «здесь и сейчас», не сильно заботитесь о будущем и не печалитесь о прошлом. Если книга историческая или действия разворачиваются в прошлом, то сильное влияние на вас оказывает прошлое. Возможно, вы сожалеете о давних временах, когда все было идеально, и хотите вернуть то, что уже когда-то было. Вы склонны опираться на свой опыт и учитываете ошибки прошлого, однако вам нужно оставить в прошлом грехи и обиды и начать жить в настоящем. Если книга про будущее, то вы считаете, что у вас все еще будет и лучшее в жизни пока не произошло. Вы хорошо видите свое будущее, осознаете цели и готовы двигаться в их направлении. Пожалуй, единственное, чего не стоит делать, так это жить на черновик - «сейчас потерплю, а вот когда-нибудь у меня точно все будет».

Внешний вид книги символизирует то, как вы бы хотели, чтобы вас воспринимали окружающие, что вы выставляете напоказ. Если книга выглядит новой, то вы, скорее всего, уделяете большое внимание одежде и своему внешнему виду. Если книга выглядит неряшливо, посмотрите на себя - позволяете ли вы себе ходить в грязной обуви? давно ли обновляли гардероб? всегда ли у вас аккуратная прическа?

Если фактура обложки приятна на ощупь, это говорит о том, что вы хороший собеседник: в разговорах любите находить общие темы, договариваться и всячески обходите острые углы. Если обложка скользкая, делайте вывод сами.

Попробуйте расшифровывать свою книгу сами.

Слишком мягкая обложка означает, что_______________

Слишком тяжелая книга -___________________________________

Черно-белая -__________________________________________________

Цветная -________________________________________________________

Книга без иллюстраций может сказать вам, что вы уделяете слишком много времени работе и забросили свое хобби, мало развлекаетесь, путешествуете.

Детская книга или книга, сплошь состоящая из иллюстраций, скажет скорее об обратном - вы слишком легкомысленно относитесь к своим обязанностям, никак не повзрослеете и, возможно, не способны распределять свой бюджет, и вынуждены постоянно «перехватывать» от зарплаты до зарплаты, а возможно даже, что никак не справляетесь с кучей взятых кредитов. Если вы не возьмете, наконец, ответственность за свою жизнь в свои руки, рискуете запутаться совсем.

Название книги видно хорошо, написано большими красивыми буквами - вы гордитесь собой и своей жизнью. Если название блеклое - вывод напрашивается сам собой.

Автор книги - это человек, сыгравший в вашей жизни драматическую роль. Это кто-то, кто кардинально повлиял на вас и/или влияет до сих пор.

Если же книга не про вас, то не проходит ли ваша жизнь мимо? Насколько активно вы участвуете в событиях вашей жизни? Кто принимает решения в вашей жизни?

Попытайтесь сами расшифровать свои ответы на оставшиеся вопросы. Теперь уж точно это для вас не составит никакого труда.

Бумага, на которой напечатана книга, говорит о ________________________________

____________________________

Размер букв означает, что

____________________________

____________________________

Шрифт текста -_________

Отношение хозяина к своей книге значит _______________________________________

___________________________

Где эта книга хранится (подсказка: где вы бываете, в каких кругах

вращаетесь) ___________

___________________________

Что еще вы рассказали про свою книгу и как это можно интерпретировать?

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Итак, сфера применения метафор очень обширна. Метафоричность в принципе свойственна человеческой речи. Там, где сложно объяснить, закамуфлировать или украсить повествование, люди зачастую переходят на иносказательный язык (наполняют свою речь историями из жизни, анекдотами, притчами или баснями).

А если знать при этом еще и второй слой возможного использования метафор - внушение мыслей, мягкая критика, интерфейс с бессознательным[43], решение глубинных проблем, выяснение правды и даже самотерапия, - то вы сможете оказывать сильное влияние на эмоции и поведение людей, причем для них оно останется секретом, а вам даст дополнительные возможности в самореализации, творчестве и изменении жизни к лучшему!

[1] Не забудьте у них спросить, хотят ли этого они.

[2] Имеются в виду полезные и применяемые каждый день навыки, например, дома, с родственниками, друзьями; на работе, с клиентами, сослуживцами или начальством; на отдыхе с новыми знакомыми или обслуживающим персоналом. Для профессионального выступления на сцене рассматриваемые секреты вряд ли подойдут в силу их незаметности, скрытости для окружающих.

[3] Пробная серия сериала или программы телепередачи, предназначенная для проверки реакции потенциального зрителя. При успешном запуске проекта обычно становится первой серией.

[4] Мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна. Построен по приказу императора Великих Моголов Шах- Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

[5] Далее в книге будут даны более детальные инструкции, как это делается и куда смотреть, чтобы понять ответ без слов.

[6] В конце книги будет уделено внимание вопросу морали и этических норм, которые Патрик Джейн регулярно нарушает.

[7] В главе 4 Патрик Джейн демонстрирует профессиональное владение техниками НЛП. Вот лишь некоторые из навыков, которые он применяет: якорение, раппорт, маркирование, наведение транса, косвенные внушения, разрыв шаблона и многие другие.

[8] Простые фигуры, например прямоугольник, круг, квадрат, ромб, треугольник.

[9] Это, конечно, шутка. Простите за этот гротеск с передачей мысли от читателю к автору. Я точно знаю, что передача мыслей возможна, но это пока что уникальный навык для современного человека. Большей частью за него выдают просто умело закамуфлированные фокусы. Когда это так утрированно - от читателю к автору, - всем понятно, что это невозможно, а когда такое предлагают с экрана или при личном общении, многие попадаются.

[10] Этим приемом любят пользоваться пикаперы - они стараются с первых слов или даже еще без слов при знакомстве с девушками вызвать у объекта своего желания как можно более сильную эмоцию - любопытство, удивление, интерес. Иногда даже шокировать. Главное - эмоционально зацепить. И это неизменно срабатывает в их пользу. Если не переборщить, конечно.

[11] Психологический справочник «Психология - идея, ученые, труды» и «Психология 2000» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО.

[12] О наблюдательности как таковой, ее преимуществах и секретах подробно изложено в первой главе.

[13] «Прощайте и адью, испанские леди.

Спасибо, мерси за вашу любовь.

Уходим мы в море, ждет берег английский.

Надеемся вскоре увидеть вас вновь». (Из к/ф «Хозяин морей»).

[14] Ричард Бэндлер (Richard Wayne Bandler, родился 24 февраля 1950 г. в Нью-Джерси), американский писатель, соавтор нейролингвистического программирования (совместно с Джоном Гриндером).

[15] Т. Мужицкая, «Школа жизни». «Эгоист», № ю, 2004 г.

[16] Кусудама (в переводе с японского «лечебная трава» - это набор определенных лечебных трав, которые помещали в специальный шар, сделанный методом оригами, который подвешивали над постелью больного. Такой шар с травами тоже называли кусудамой. Этот способ лечения сохранился в Японии до сих пор. Здесь - имеется в виду очень сложная в исполнении фигура.

[17] Секрет данного фокуса прост: какое бы число ни загадал ваш собеседник, после всех подсчетов у него всегда будет 5.

[18] Вы легко распознаете признаки транса на лице миссис Оливер. Речевые обороты и так называемый «трансовый голос», которым Патрик Джейн с ней беседовал, - обо всем этом и многом другом пойдет речь в данной главе.

[19] Калифорнийское Бюро Расследований

[20] Далее в этой главе подробно перечислены все внешние признаки нахождения человека в трансе.

[21] Если вам нужно запомнить стихотворение или цитату, последнее, о чем вы должны думать и помнить, перед тем как уснуть, - этот фрагмент текста. Проговорите его вслух или про себя, и вы удивитесь, с какой легкостью вспомните его наутро.

[22] В первой главе уже было выделено три сенсорные системы человека: визуальная (что видим), аудиальная (что слышим) и кинестетическая (что чувствуем).

[23] Тут ошибка сценария - якорь можно активировать только в том самом месте и точно таким же воздействием, каким он был установлен. Возможно, в фильме это сделано лишь для привлечения внимания. Но тогда зачем расставлять такие акценты - крупный план на похлопывание по колену, по плечу. Скорее всего, хотели показать чудо якорения (которое, несомненно, реально), но немного промахнулись.

[24] Триггер (от англ. trigger - спусковой крючок, кнопка спускового механизма) - термин в НЛП. Означает действие, слово или чувство, запускающее автоматическое неосознаваемое поведение человека или группы людей (паттерн). От Патрика Джейна мы слышим это слово, и как он его понимает в восемнадцатой серии первого сезона.

[25] Карт-бланш (фр. carteblanche) - букв. «белая/пустая карта». Неограниченные полномочия, предоставленные доверителем доверенному лицу при осуществлении деловой операции от имени доверителя.

[26] Бит, выражаясь простым языком, - это ответ на закрытый вопрос. То есть вопрос, на который можно дать ответы только «да» или «нет». Например, «В этой комнате светло?», «Этот человек приятен мне?», «Я иду в правильном направлении?», «Я хорошо выгляжу?» и т. д.

[27] Интересное слово: транс и порт. Наводит на размышления.

[28] Привычнее сказать «не забыть это сделать». Однако, с точки зрения самопрограммирования, такая команда сработает как раз наоборот - человек забудет сделать то, что хотел «не забыть». Дело в том, что частица «не» не воспринимается человеческим мозгом. «Не забудь», «не упади», «не ошибись», «не простудись» - все эти и многие другие команды работают против человека, ведь, прежде чем отменить действие, его себе нужно представить: как это - «забыть», «упасть», «ошибиться», «простудиться» и т. д. Попробуйте прямо сейчас не думать о красном цвете, не представляйте себе красный, ни в коем случае не думайте о красном, только не о красном!.. А вот предложения «только не смейся» или «только не думайте об этом серьезно» могут спровоцировать вашего собеседника как раз рассмеяться, что бы вы ни сказали, или обдумать ваши слова со всей серьезностью...

[29] Милтон Эриксон (Milton Erickson) - американский психиатр, специализировавшийся на медицинском гипнозе. Получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик. Его подход к измененным состояниям сознания лег в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз и психотерапия, дающие быстрый стратегический результат.

[30] Серия № 1 первого сезона.

[31] Термин «экология», «экологическая проверка» распространен в НЛП в понимании Грегори Бейтсона, одного из основателей кибернетики и наставника Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, который он ввел в своей книге «Шаги в направлении экологии разума» (Stepstoanecologyofmind, 1972).

[32] Интересно, что род и число здесь не имеют значения для восприятия окружающими, а вот для усвоения команды важно. Даже если «пена» - это женский род, а утихомирить нужно мужчину, используйте род настоящего объекта воздействия, то есть в данном случае мужской.

[33] Другое название - «Тройная спираль Мил тона-Эриксона».

[34] Так называл С. Шерешевского А.Р. Лурия в своей книге «Маленькая книжка о большой памяти».

[35] Мнемонист - человек, использующий различные мнемонические приемы. Большинство мнемонистов долго развивали свои умения в использовании мнемонических приемов, однако известны отдельные случаи врожденных способностей.

[36] Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти».

[37] Синестезия (в психологии) - явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

[38] Подробнее о навыке читайте далее в этой главе.

[39] О силе интереса и его применении для управления людьми говорится во второй главе.

[40] Серия № 11.

[41] Семантическое пространство для метафоры, кроме перечисленных, может быть самым разным, например лесные жители, скотный двор, цветник, сад, огород, муравейник, сказка, история про «одного друга» и т. д.

[42] Пезешкиан (Peseschkian) Носсрат (1933—2010) - немецкий психолог иранского происхождения. Специалист в области психиатрии, невропатологии, психотерапии. Основатель Позитивной психотерапии.

[43] Интерфейс (от англ. interface - «поверхность раздела, перегородка») - совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т. д.) между элементами системы. Так как взаимодействие сознательного и бессознательного мышления напрямую представляется затруднительным, для связи этих двух «элементов системы» принято использовать в том числе трансовые состояния и метафоры (темы третьей и седьмой глав настоящей

Наши рекомендации