Человек – объект социальной работы

О

сновным объектом социальной работы служит человек. Это так же очевидно, как и то, что социальная работа изобретена самим человеком в целях разрешения собственных проблем существования в обществе. Проблем достаточно, и в зависимости от ситуации объектами могут становиться целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального работника является всё тот же человек, понимаемый как личность.

Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к социокультурному пространству, при этом «чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он представляет» . Однако не только количество усвоенной информации определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как интерпретировалась. Имеет значение и сам контекст становления личности, а именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления последней.

Кроме того, самая развитая личность может сталкиваться с внутренними проблемами. Обычно это осознаётся как ощущение потери целостности и проявляется в непоследовательном поведении, подверженности сиюминутным факторам. Желаемым состоянием любого человека является состояние гомеостазиса (внутреннего равновесия), к которому он стремится, но который он сам же периодически нарушает.

Такое идеальное состояние вполне может быть выражено следующей формулой: «адаптированность + удовлетворённость + самореализация». Личность, успешно адаптированная к социальным условиям, самореализованная и удовлетворённая жизнью, практически не является клиентом социальной работы, но данная формула должна стать конечным, желаемым результатом работы социальных служб, или, другими словами, идеальной моделью. Рассмотрим три составляющих идеальной модели. Если адаптированность означает в данном случае успешный характер взаимодействия между личностью и внешним миром, а самореализация описывается в понятиях деятельности, удовлетворённость – это психологическое состояние, или реакция психики на первые два обязательных условия. Конечно же, удовлетворённость можно рассматривать как ситуативное явление, однако в случае идеального состояния, о котором идёт речь, это – больше, чем реакция. Удовлетворённость здесь – устойчивое чувство и основа жизненной стратегии, ориентированной на успех и содержащей внутренний локус-контроль.

Если личность – динамическая система и каждая следующая минута вносит поправки в понимание своего «Я», состояния адаптированности, самореализации и удовлетворённости не могут иметь константный (постоянный) характер. Они относительны, что указывает на постоянную скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из составляющих выведенной формулы влечёт за собой необходимость изменений в других. Таким образом, человек обречён в своём стремлении к регулярному возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.

Соответственно, любые более или менее постоянные отклонения от идеальной модели могут и должны восприниматься как тревожный сигнал, как потребность в помощи. Самые большие расхождения при этом наблюдаются у социально незащищённых групп людей, где проблемы с адаптацией влекут за собой проблемы самореализации и очень часто полную неудовлетворённость жизнью. Разумеется, в данных условиях изменения внешних условий играют большую роль, но очень часто и они не приносят облегчения, так как неудовлетворённость превращается в жизненную стратегию, ориентированную на заранее предопределённую неудачу. Формируется диспозиция, состоящая из негативных установок в отношении любого изменения. Можно говорить о том, что основу такой диспозиции составляет базальный конфликт: с одной стороны, желание преодолеть невыносимую ситуацию, с другой – страх перед любым изменением. Страх неудачи, уже привычного болезненного невротического состояния, и страх удачи – так как человек не знает как ею распоряжаться дальше.

Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается личностью и приводит, с точки зрения гуманистической концепции, к утрате позитивной «Я»-концепции и изменениям в поведении. Но оптимистическая позиция гуманистической психологии возвращает нас к уважительному отношению к человеку. Основная идея, заложенная в этой позиции: проблемы разрешимы, если этого хочет сам человек, и разрешение проблемы начинается с самого человека.

Наши рекомендации