Практическое задание. 1. Смотрите на себя в зеркале в течение 10 минут
1. Смотрите на себя в зеркале в течение 10 минут. Изучите каждую часть своего тела. Что Вы видите? Что Вам меньше всего в себе нравится? Преувеличивайте этот недостаток, как только можете. А теперь посмейтесь над ним, как Вы делаете, когда видите себя в кривом зеркале. Если хотите, посмотрите на себя без одежды. Сначала посмотрите в зеркало, а потом на свое тело. Какими частями тела Вы недовольны? Над чем следовало бы поработать? Какие части тела Вы бы хотели обменять? На какие?
2. Выполните упражнение «Карнавал масок». Стройте рожи самому себе в зеркале, стараясь по возможности не повторяться и задействовать в этом нелегком труде как можно больше лицевых мышц. Состроили какую-нибудь кошмарную физиономию – и задержали ее на лице на несколько секунд, чтобы всласть полюбоваться. Когда Вы привыкли к этому, что Ваше лицо в зеркале может быть отнюдь не только очаровательным и привлекательным, Вам придется продемонстрировать свои актерские навыки публике.
3. Выполните упражнение «карта тела». Закройте глаза, сядьте поудобнее и обратитесь к своему телу. Почувствуйте ту часть тела, которая Вам нравится. Затем ту часть, которая Вам меньше нравится или больше напряжена. Представьте те части тела, на которых вы сосредоточились – в виде фрагментов разного цвета, размера и форм. Изобразите это в виде рисунков. Затем соедините вместе фрагменты, чтобы получился единый образ вместо множества частей. Используйте текстуру, цвет, форму, чтобы сделать карту своего тела как можно красивее и отчетливее. Создавая образ, не забудьте любовно включить все части тела. Создайте образ, который принимает все аспекты тела.
По мнению древних арабов, человек – это Великий Правитель. У этого правителя есть три мудрых визиря – Визирь по имени Разум, Визирь по имени Чувство и Визирь по имени Тело. Когда Великому Правителю необходимо принять решение, он выслушивает всех троих – и обязательно с равным вниманием и уважением. Иногда он согласится с Визирем по имени Разум, иногда – с Визирем по имени Тело, иногда – Визирем по имени Чувство, а иногда выслушает всех и сделает по-своему.
И представьте себе, что происходит, когда мудрости на равное уважение ко всем Визирям у Великого Правителя не хватает. Мало того, что без светов одного из визирей Правитель и страной-то управляет не вполне полноценно, но ведь в любом дворце еще начинаются в таком случае дворцовые интриги, передел власти, борьба за близость к Правителю и так далее!
А теперь попробуйте вспомнить несколько своих серьезных решений или важных событий в своей жизни и постарайтесь точно определить, что в каждом случае советовали Вам Ваш личный Визирь по имени Тело, что – Визирь по имени Чувство. Каждого ли Вы выслушали? Каждому ли уделили достаточно внимания и уважения? А может, чье-то мнение просто проигнорировали или, хуже того, даже его не спросили? Кого Вы послушались? Проявили ли достаточное внимание к тем или тому, чье мнение оказалось не учтенном в решении?
Иначе говоря, если Вы решили, что мнением кого-то из визирей на этот раз можно пренебречь, сумели ли Вы его утешить и приголубить, учли ли на будущее интересы обойденного визиря?
Например, Ваш Визирь по имени Тело в какой-то момент изо всех сил пытался Вас убедить, что он отчаянно устал и предлагает немедленно прекратить работу, чтобы отдохнуть. Вы по каким-то – будем надеяться, что здравым – соображениям не вняли его мольбам и работать все же продолжали. Пообещали ли Вы ему дать больший, чем обычно, отдых в самом ближайшем будущем, а главное – выполнили ли Вы свое обещание?
Как Вам кажется, оказались ли Вы в этой ситуации действительно Великим Правителем?
Вопросы для самопроверки
1. Какие отклонения в структуре самосознания и ценностных ориентаций развиваются у наркозависимых лиц?
2. Каковы источники развития негативной Я-концепции?
3. К чему могут привести несовпадения между реальный и идеальным Я?
4. Раскройте влияние негативной Я-концепции на поведение личности.
5. Почему важно любить и уважать себя?
6. Как в недостатках можно увидеть достоинства?
7. Как могут повлиять другие люди на развитие негативной Я-концепции?
8. Что такое застенчивость?
9. Дайте определение ясности сознания.
10. Перечислите продуктивные нарушения сознания.
11. Назовите признаки помраченного сознания.
12. Что относится к выключению сознания?
13. К чему приводят правополушарные поражения головного мозга в нарушении сознания?
14. Что такое деперсонализация?
15. Раскройте содержание стадий нарушения сознания по А.А. Мегробяну?
16. Перечислите содержательные характеристики схемы тела.
17. Каковы составляющие физического Я личности?
18. Какие особенности самооценки зависят от образа телесного Я?
19. Что такое застенчивость?
20. Установите влияние застенчивости на уверенность в себе личности.
21. Дайте определение ассертивности.
Рекомендуемая литература
1. Андропова Л.О. Механизмы и функции самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов. – М., 2008
2. Бабаева Н.А. Структура и механизмы психической саморегуляции личности. – М., 2004
3. Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 282-296
4. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться. – М., 2005. – С. 16-33 (Глава 1. Понятие застенчивости), С. 35-55 ( Глава 2. Внутренний мир застенчивых), С. 153-215 (Что же делать с застенчивостью?)
5. Козлов В.В. Психотехнологии измененных остояний сознания – М., 2005
6. Коровин А.М. Пароксизмальные расстройства сознания. – Л., 1973.
7. Ленг Р. Воплощенное и невоплощенное Я // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.84-100
8. Лунц Д.Р., Морозов Н.И., Фелинская Н.И. К вопросу о судебно-психиатрической оценке расстройств сознания. // Психология сознания. Хрестоматия. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2001. – С. 439-453
9. Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания. – Ереван, 1959. – С. 169-210 (Глава VIII. Сознание и психическое отчуждение), С. 211-234 (Глава IX. Стадии нарушения сознания)
10. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989
11. Папасюн А.Ю. Состояния сознания: сущностные характеристики, классификация. // Мир психологии. 2000. №2 (22). С. 229-234.
12. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психического состояния // Мир психологии. 2006. №2 (46). С. 38-49
13. Психология сознания. Хрестоматия. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2001.
14. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. – М., 2007
15. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 447-459
16. Ромек В. Тренинг уверенности в себе. – СПб., 2005.
17. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000
18. Славнова Т.О. Развитие саморегуляции сотрудников охранных структур МВД. – М., 2001
19. Смирнова О.Б. Самоотношение в структуре Я-концепции учителя начальных классов: теория и методология. – Тула, 2008
20. Соколова Е.Т Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
21. Столин В.В. Состояние самосознания личности // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 66-83
22. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. – М., 2006
23. Шибутани Т. Деперсонализация. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 101-106