Понятие конфликта, причины, структура и их виды

Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Конфликт - это противоречие (столкновение) в отношениях людей, в процессе их совместной деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия м/у ними.

Виды конфликтов:

1.Зооконфликты – возникают м/у индивидами и группами в процессе удовлетворения биологических потребностей, а именно на уровне инстинкта самосохранения, инстинкта сохранения вида, борьба за пищу, межполовые конфликты.

2.Межличностные - возникают м/у индивидами, м/у индивидами и группами в процессе борьбы за ресурсы, за соц.статус, соц.роль. Возникают на основе разницы соц-псих особенностей(темперамента).

3. Внутриличностные – возникают в состоянии внутренней борьбы м/у хочу и надо, т.е. как проблема выбора за и против на уровне соответствия личностным или соц.установкам.

4. межгрупповой – конфронтация, война, революция.

Структура конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основные компоненты структуры конфликта:

1. Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица или могут образовывать различные группы.

2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

3. Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт.

Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. На необходимость учета социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал известный отечественный психолог В. Мясищев. В социальную среду включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

30. Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, напрвляя их усилия на достижение целей организации.

Отличия лидера от руководителя.

1.Руководитель назначается или выбирается официально. Лидер выдвигается стихийно снизу.

2.Руководитель регулирует официальные отношения в группе , а лидер межличностные.

3.Рководитель обладает целой системой санкций, а лидер средствами морального воздействия.

4.Руководсво основано на силе власти, а лидерство основано на силе авторитета.

5.Явление лидерства не стабильно, а руководство относительно стабильно.

В реальной жизни между руководством и лидерством могут возникнуть двоякого рода отношения:

- борьба между официальным руководителем и лидером со всеми вытекающими последствиями;

- руководитель привлекает на свою сторону лидера, опирается на него в решении задач организации.

Наилучший вариант – это когда функции руководителя и лидера совпадают. И смысл совершенствования руководства заключается в том, чтобы формальный руководитель приобрел качества подлинного лидера.

Руководителю надо понимать, что лидерами в коллективе становятся различные люди с различными целями. Психологами отмечаются десять основных типов лидеров: 1. «повелитель» – лидер в образе строгого, но любимого отца Внушает людям уверенность в себе, подавляет в них отрицательные эмоции. Выдвижение такого лидера происходит на основе любви и уважения; 2. «вожак» – в нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному стандарту, носителем которого является лидер. Его поведению стараются в группе подражать, 3. «тиран» – становится лидером потому, что внушает окружающим чувство страха. Это доминирующая, авторитарная личность, которую боятся и которой беспрекословно подчиняются; 4. «организатор» – выступает для членов группы как сила для поддержки и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги, он объединяет людей, его уважают; 5. «соблазнитель» – становится лидером, играя на слабостях других, давая выход подавленным эмоциям, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его любят и не замечают его недостатки, 6. «герой» – жертвует собой ради других; такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Представляется окружающим стандартом справедливости, увлекает за собой людей; 7. «дурной пример» – становится лидером потому, что способен эмоционально заряжать других; 8. «кумир» – влечет, притягивает, положительно заряжает окружение, его любят, боготворят и идеализируют (так называемый харизматический лидер), 9. «изгой» – человек, отвергнутый коллективом; 10. «козел отпущения» – человек, на которого постоянно сваливают ответственность за все плохое (по древнееврейскому обряду в день отпущения грехов первосвященник, кладя руки на голову козла, тем самым возлагал на него грехи всего народа). Два последних типа называют антилидерами, потому что они являются объектом, с которым группа, объединившись, вступает в борьбу. Часто при исчезновении антилидера группа начинает распадаться, так как пропадает объединяющий ее стимул.

31. Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.

Организация — группа людей, взаимодействующих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, трудовых, информационных и других ресурсов.

Признаки:

1. Наличие цели

2. Обособленность

3. Разделение труда

4. Наличие связи м/у её отдельными элементами

5. Саморегулирование, предполагающее возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни

6. Организационная культура — совокупность установленных ценностей традиций норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

7. Организационная структура — особая упорядоченность, составляющих её элементов.

Организация выполняет три главных функции:

- целевую (миссия организации);

- социально-интегративную;

- управленческо - нормативную

Благодаря организации деятельность носит осмысленный целенаправленный характер. Одновременно организация сплачивает людей, объединяет их. В ходе совместной деятельности в организациях появляются сплоченные коллективы, управленческие команды

Организация призвана поддерживать целостность коллектива, разрешать конфликты. Для этого в организации существуют законы, нормы и правила как писанные и неписаные.

Наши рекомендации