Задания для самостоятельной работы. 1. Прочтите ситуации и ответьте на вопросы: "Какие компоненты пси­хологической готовности к школе недостаточно сформированы у учени­ков?"

1. Прочтите ситуации и ответьте на вопросы: "Какие компоненты пси­хологической готовности к школе недостаточно сформированы у учени­ков?" "Каковы направления оказания помощи учащимся?"

1) Ирина (6 лет 2 месяца) при поступлении в школу умела читать, знала написание некоторых букв. На уроках девочка пассивна, часто отвлекает­ся, мешает соседу по парте, нередко не доводит работу до конца. Однако на переменах Ирина активна, весела, общительна, организует новые игры.

2) Марк (6 лет) воспитывается в полной благополучной семье. Име­ет сестру 16 лет. При общении с одноклассниками мальчик часто конф­ликтует, по малейшему поводу начинает плакать, капризничать или аг­рессивно реагировать на поведение сверстников. Многократное повто­рение такой модели поведения привело к тому, что некоторые дети стали намеренно дразнить его, обзывать. Что может быть причиной подобного поведения ребенка?

3) Игорь (6,5 лет) активен, доброжелателен. Имеет проблемы с ус­воением материала по математике, чтению, письму. Психологическое тес­тирование показало, что Игорь испытывает трудности в классификации, обобщении, систематизации предметов. С трудом выполняет задачи на пространственные и временные отношения предметов.

2.Большинство психологов считают, что центральной задачей на­чальной школы является формирование "умения учиться", то есть, ины­ми словами, у ребенка должны быть сформированы все компоненты учебной деятельности. Только в этом случае учебная деятельность вы­полнит функцию ведущей, посредством которой у школьника образуют­ся отдельные психические качества и личностные свойства. Назовите психические и личностные новообразования, возникающие у младшего школьника в результате овладения учебной деятельностью. Дайте харак­теристику структуры учебной деятельности. Какие компоненты учебной деятельности сформированы у большинства первоклассников на момент поступления в школу? О несформированности каких компонентов учеб­ной деятельности говорится в следующих примерах:

1) Ну зачем читать условие? Раз прибавил, два - решил! В общем, нехитра наука, Если посмотреть ответ! Только дед моложе внука Ооказался на пять лет! (С. Маршак)

2) Ученик сначала делает упражнение по русскому языку, где необ­ходимо вставить пропущенные орфограммы, а затем читает правило пра­вописания данных орфограмм.

3) "Тебе нравится ходить в школу?" - спрашивает бабушка своего внука первоклассника. - "Нравится, мы с ребятами очень весело играем на переменах. А еще у меня есть красивый портфель и школьные принад­лежности", - отвечает внук.

4) На уроке трудового обучения ученик, не закончив до конца апп­ликацию, начинает заниматься другим делом.

3.Прочтите и проанализируйте ситуации, в которых описывается поведение первоклассников. Объясните, какие психологические особен­ности детей 6-7-летнего возраста отражены в приведенных примерах:

1) Дети очень часто поднимают руку, не зная ответа на вопрос, за­данный учителем, или повторяют ответ предыдущего ученика, отличаю­щийся от ответа, записанного в их тетради.

2) На перемене первоклассники не могут усидеть на месте. Когда раздается звонок, дети "срываются с места". Они бегают, прыгают, игра­ют в догонялки, ведут себя шумно. Большинство детей предпочитают играть на перемене не в настольные, а в подвижные игры.

3) Сережа (6,5 лет) на перемене самостоятельно надел верхнюю одежду и собрался покинуть школу. Учитель остановил мальчика и спро­сил: "Сережа, что случилось? Почему ты хочешь уйти из школы?" Маль­чик ответил: "Мне нужно идти, сейчас начнутся по телевизору мои люби­мые мультфильмы".

4) При проведении социометрического исследования первоклассник Никита получил много отрицательных выборов от своих товарищей. При этом он получил отрицательные выборы даже от тех детей, которые явля­ются его постоянными партнерами по играм и общению. В беседе с психо­логом многие дети аргументировали свой выбор тем, что данный ученик непослушный, не хочет учиться, балуется. Дети цитировали слова учи­тельницы, которая говорила о том, что оставит Никиту на второй год.

5) После проведения спартакиады несколько учеников проигравшей команды заплакали от обиды. Когда на следующий день учитель разде­лил детей на две группы и предложил принять участие в состязании, некоторые дети отказались.

6) Во время урока внимание детей привлек звук пожарной машины, которая приехала тушить пожар в одной из квартир дома, находящегося напротив здания школы. Услышав звук сирены, дети вскочили с мест и побежали к окну, несмотря на то что учитель в это время объяснял реше­ние задачи у доски. Педагог был вынужден прервать урок, так как вни­мание детей было целиком сосредоточено на действиях пожарных.

7) Первоклассники часто копируют модель поведения педагога, ста­раются подражать его манере общения. В разговоре со взрослыми дети часто употребляют подобные фразы: "А учительница сказала, что так делать нельзя", "Наша учительница учит нас по-другому", "А вот Наталья Алексеевна сказала.." и т.п.

4.Чем объясняется тот факт, что первоклассники ябедничают? Ка­кой должна быть реакция учителя, если ребенок часто жалуется на одно­классников?

5.Прочтите текст и ответьте на вопросы.

В младшем школьном возрасте родители часто обращаются к психо­логу и учителю с жалобами на плохую память или внимание ребенка. При этом наблюдается следующий парадокс: дети с "магнитофонной точнос­тью" могут воспроизвести достаточно большие отрывки текста, но в то же время испытывают трудности при необходимости пересказать его (текст) своими словами. Как отмечают психологи, сложности заключаются не в развитии речи, а в развитии памяти ребенка. По мнению Е.Е. Кравцовой, наличие хорошей механической памяти не всегда положительно сказывается на развитии мнемических способностей. Если ребенок хорошо умеет запо­минать механически и это всячески поддерживается школьным обучением, то ему нет необходимости развивать высшие, опосредствованные формы памяти. Также, по мнению Е.Е. Кравцовой, память в младшем школьном возрасте тесно связана с развитием внимания [51].

Вопросы: 1) Как вы считаете, необходимо ли специально обучать млад­шего школьника приемам запоминания учебного материала? 2) Выделите основные направления развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. 3) Какие особенности памяти детей млад­шего дошкольного возраста необходимо учитывать при построении про­цесса обучения? 4) На развитие каких других видов памяти необходимо акцентировать внимание при обучении младшего школьника, имеющего хорошую механическую память?

6.Обучаясь в начальной школе, ребенок не перестает играть. Он играет на перемене, на улице, дома и даже на уроках. Многие дети приносят иг­рушки в школу. Учителя, часто характеризуя ребенка-первоклассника, го­ворят: "На уроке он малоактивен, зато в играх на перемене ему нет равных".

Как вы считаете, насколько важное место занимает игра в жизни младшего школьника? Чем отличаются игры дошкольников от игровой деятельности младших школьников? На ваш взгляд, целесообразно ли использовать игру при обучении младших школьников? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры.

7.Прочтите и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы после текста.

Однажды Д.Б. Эльконин и его сотрудница попробовали ознакомить

детей с измерением как понятием и как действием через игру "Магазин". Когда все дети поняли, как и что можно измерять, взрослые предложили снова поиграть в магазин, где дети должны были стать продавцами. На просьбу покупателя (взрослого) отмерить для него восемь метров ткани ребенок, не используя ни портняжный сантиметр, ни специально сделан­ный метр, взял ткань и отдал ее покупателю, не забыв при этом попро­сить взамен деньги. На подсказки взрослого (типа ты уверен, что здесь восемь метров и мне хватит на костюм и т.п.) ребенок убежденно гово­рил: "Хватит", "Все в порядке". Когда же взрослый напрямую спросил, почему "продавец" не отмерил с помощью метра нужное количество тка­ни, ребенок ответил: "Ну, я как будто отмерил" [52].

Вопросы:

1. Почему ребенок не стал отмерять ткань в игре, хотя хорошо усво­ил это действие?

2. Почему не всегда использование игры для решения учебных за­дач приносит положительные результаты?

8.Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери: "Разве она не знала и не делала этого раньше?" - девочка ответила: "Об этом сказала учительница" [50].

Чем вызвано, на ваш взгляд, такое поведение ребенка?

9.На протяжении обучения в начальной школе существенно меняет­ся характер отношений ребенка со сверстниками. Так, в первом классе восприятие ребенком своих одноклассников обусловлено отношением к ним учителя, а также успеваемостью учеников. Выбор друга, как прави­ло, определяется объективными обстоятельствами: проживание по со­седству, знакомство родителей, посещение одной группы детского сада до поступления в школу. Как изменяются критерии выбора друзей и восприятие сверстников к моменту окончания начальной школы? Какие личные качества ценятся выпускниками начальной школы? Как влияет учебный процесс на формирование ученического коллектива?

10.С поступлением ребенка в школу значительно расширяется круг его общения со сверстниками, а сам процесс общения обусловливает­ся учебной деятельностью. В школьном коллективе развиваются две системы отношений: деловая и личная. Система деловых отношений формируется педагогами, которые распределяют общественные обязан­ности, поручения, меру ответственности и т.д. Система личных отно­шений формируется стихийно и основывается на симпатиях и привя­занностях детей. В ходе обучения в начальной школе дети выполняют общественные поручения, занимаются различными видами коллектив­ной деятельности, соревнуются с другими группами. Как влияет об­щение в учебной деятельности на развитие личности младшего школь­ника? Какие качества формируются у ребенка в процессе делового общения в школе? На ваш взгляд, следует ли учителю в начальной школе формировать актив класса?

11.Как отмечают психологи, к концу обучения в младшей школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, который имеет тен­денцию сохраняться при переходе в средние классы [35]. Какие факторы обусловливают благополучие или неблагополучие ребенка в ученичес­ком коллективе? Назовите методы психологии, позволяющие определить статус ученика в системе межличностных отношений. Какую помощь ученику, имеющему неблагоприятный социометрический статус, может оказать учитель?

Анализ психологических текстов:

Прочтите статью А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман "Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников" [4] и на основе про­читанного самостоятельно заполните 1-3 столбцы предложенной табли­цы. Затем в подгруппах обсудите пути предупреждения и преодоления описанных вариантов неблагоприятного развития младших школьников и заполните 4-5 столбцы данной таблицы.

Таблица 3.8.
1. Тип неблагоприятного развития младших школьников 2. Факторы, детерминирующие развитие младших школьников по данному типу 3. Краткая характеристика типа 4. Пути преодоления возникших трудностей 5. Пути профилактики возникновения неблагоприятных синдромов
         

Тематика рефератов

- Трудности адаптации первоклассников к школьному обучению.

- Причины школьной тревожности. Профилактика школьной дез­адаптации.

- Причины и профилактика неуспеваемости младших школьников.

- Работа с одаренными детьми в младшей школе.

- Трудности первоклассников в школе.

Наши рекомендации