Индивидуальная карточка ребенка

1. Мальчик (девочка). Ф. И.О.____________________________,_______

Возраст «____»________ 200 г.

Прибытие (когда, откуда)___________________________________

2. Данные о семье

Мать: _______________________________________________________

Отец: ______________________________________________________

Родные:_____________________________________________________

Опекун:______________________'_______________________________

3. Адрес закрепленного жилья:_____

4. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):

5. Педагогические показатели: темп обучения

трудности в обучении преобладающие учебные интересы

6. Психологические показатели: тип темперамента

особенности характера, его акцентуации образ «Я»

общий уровень психического развития (норма, задержка, психофи­зический инфантилизм, дисгармония) особенности познавательных процессов профессиональные интересу

особенности поведения, тип отклонений в поведении склонности, способности

7. Социально-педагогическая характеристика I

Вредные привычки:

ранняя алкоголизация

никотиновая зависимость

употребление токсических и психотропных средств

тяга к азартным играм

тяга к асоциальным играм

сексуальный инстинкт

негативизм в оценке явлений действительности

Отклонения в социальном поведении:

грубость

драки

прогулы

недисциплинированность

избиение слабых

вымогательство

жестокое отношение к животным

воровство

нарушение общественного порядка (учет в ИДН)

немотивированные поступки

Социальная ситуация развития: неблагоприятная благоприятная неблагоприятная

объективно объективно объективно

и неблагоприятная и неблагоприятная и благоприятная

субъективно субъективно субъективно

Социальный статус: лидер

приветствуемый в группе принятый без определенных условий примыкающий ценой личностных жертв отверженный изгой

Уровень социальной адаптации:

Высокий Средний Низкий
Осознанное принятие Конформизм в отно- Неприятие и невы-
и выполнение норм шении норм коллек- полнение норм кол-
коллективной жизни ТИВН0Й4ЖИЗНИ лективной жизни
Баланс индивидуаль- Преобладание инди- Преобладание инди-
ною и социального видуального либо со- видуального над со-
Гармония отношений циального циальным
со взрослыми и сверст- Наличие дисгармонии Дисгармония отноше-
никами отношений в одной из ний с окружающими
Адекватное отноше- сфер Неадекватное отно-
ние к педагогическим Противоречивое отно- шение к педагогиче-
воздействиям шение к педагогиче- ским воздействиям
Самоконтроль ским воздействиям Неуправляемое
поведения Внешний локус конт- поведение
Активное участие в роля поведения Эпизодическое
жизни детского кол- Эпизодическое участие в жизни
лектива участие в жизни коллектива
Удовлетворенность коллектива Неудош1етворенность
своим статусом и от- Неполная удовлетво- своим статусом и от-
ношениями ренностьевоим стату- ношениями
  сом и взаимоотноше-  
  ниями  

Анкета «Адаптация»

1. Нравится ли тебе распорядок дня?

2. Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, комп­лексу (семье), спальне?

3. Какие предметы тебе изучать сложно?

4. В чем заключаются эти затруднения?

5. Чувствуешь ли усталость на занятиях? (Да, нет.)

6. Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?

7. Чем ты увлекался до поступления в нашу школу (детский дом)?

8. Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?

9. Испытываешь ли ты чувство голода, когда?

10. Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

11. Какую роль в классе (семье), комплексе тебе хотелось бы выполнять?

12. Доволен ли ты своими отношениями со взрослыми, со сверстни­ками?

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА

Цель: обеспечение социального статуса воспитанника.

Задачи: обеспечить права ребенка на необходимый уровень жизни для гармоничного развития;

выявить причины деформации развития ребенка в семье;

провести профилактическую работу по устранению этих причин;

оздоровить внутренний мир ребенка, преодолеть кризисную ситуацию;

собрать необходимую информацию для работы со специалистом по охране прав ребенка;

обеспечить права и защиту ребенка при судебном производстве.

Содержание работы

1. Наблюдение за воспитанником, выявление причин поступления, анализ документов.

2. Знакомство с семьей через посещение, беседу с оформлением про­токола и актом обследования жилья (совместно с социальным педаго­гом).

3. Диагностирование ребенка на его отношения с семьей через опро­сы, беседы, рисунки, тесты. .

4. Участие в подготовке материалов для предъявления иска на лише­ние родительских прав (совместно со специалистом по охране прав ре­бенка):

исковое заявление,

акты обследования,

справка-информация о динамике развития ребенка в учреждении,

характеристика на ребенка,

характеристика на родителей (ля),

копия свидетельства о рождении,

подтверждение отсутствия одного из родителей,

заключение органов опеки и попечительства.

5. Передача документов в суд (социальный педагог).

6. Рассмотрение вопроса в суде при участии заинтересованных лиц.

7. Заполнение пакета документов на ребенка для усыновления или воспитания в приемной семье (совместно с социальным педагогом).

8. В случае возможности вернуть ребенка в семью — продолжение ра­боты с родителями по изменению семейного статуса.

Таким образом, модель деятельности педагога-психолога в дет­ском доме и школе-интернате должна отражать не только специ­фику учреждений, но и особенности социальной ситуации разви­тия воспитанников и ее переживание детьми. Она опирается на данные обобщенного психологического портрета воспитанника интернатного учреждения, а также на результаты социально-пси­хологической диагностики конкретных детей, полученные самим социальным педагогом.

Контрольные вопросы

1. Что такое авторская модель психологической службы?

2. На каких основаниях психолог строит модель психологической службы?

3. Какова структура такой модели? *

Темы для семинарских занятий

1. Авторские модели психологической службы.

2. Современная школа и детский сад глазами психолога.

3. В чем состоит особенность модели психологической службы в уч­реждении интернатного типа?

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте авторскую модель психологической службы детского сада.

2. Разработайте авторскую модель психологической службы детского дома.

Литература

1- Абрамова Г. С. Практическая психология. — М., 1997.

2. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.

3. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дуброви­ной. - м., 1998.

5. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И- В.Дубровиной, А.Г.Рузской. — М., 1990.

Раздел II

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Глава 1

ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ЦЕЛЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманистическая парадигма педагогического процесса. — Срав­нительный анализ гуманистической и рационалистической моде­лей педагогического процесса. — Методологические основы гу­манизации педагогического процесса. — Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса.

Наши рекомендации