Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы, тестовых заданий.
Смотри разделы 3 и 4.2.
Рекомендации по решению задач
Целью решения заданий является формирование у студентов навыков самостоятельного решения конкретных казусов (задач). Правильное решение задач должно способствовать лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины «Юридическая психология». При решении задачи студенты должны показать умение анализировать предложенные материалы, делать обоснованные выводы.
Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении ситуационных задач:
Правильный выбор применяемых научных категорий;
Аргументированность ответа;
Качество изложения ответа;
Анализ проблемных вопросов;
Умение находить междисциплинарные связи;
Правильный вывод;
Надлежащее оформление.
«Повышенный уровень освоения компетенций» – студент за решение задачи получает от 0,6 до 0,8 баллов.
«Пороговый уровень освоения компетенций» – студент за решение задачи получает от 0,2 до 0,5 баллов.
Контроль самостоятельной работы студентов
Текущая аттестация студентов по результатам самостоятельной работы студентов по дисциплине «Юридическая психология» проводится в соответствии с локальными документами Российской академии правосудия и является обязательной.
Текущая аттестация по дисциплине «Юридическая психология» проводится в форме контрольных мероприятий (выполнения контрольной работы, индивидуальных домашних заданий, тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.
Объектами оценивания выступают:
учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);
-степень усвоения теоретических знаний;
-уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;
-результаты самостоятельной работы.
Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины.
Кроме того, оценивание студента проводится по контрольным точкам, определенным в рабочей программе дисциплины. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением оценок.
Самостоятельная работа студентов оценивается по критериям, указанным выше применительно к отдельным формам самостоятельной работы. Как правило, студенты защищают результаты самостоятельной работы на соответствующих семинарских занятиях по теме, по результатам защиты выставляются баллы в размерах, указанных выше по отдельным формам самостоятельной работы. Письменные самостоятельные задания оцениваются отдельно. Возможна их оценка без проведения защиты на семинарском занятии.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал |
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глоссарий
Курс 2,3
Семестр 2, 3, 4
Форма обучения очная и заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 4 года
Квалификация выпускника – бакалавр
Казань, 2014
Составитель: Якушин Станислав Юрьевич, психолог, к.ю.н., доцент
Рецензент: Попов Леонид Михайлович, д.психол.н., профессор
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 Юриспруденция.
Утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин протокол № 13 от 11.06.2014 г.
Зав. кафедрой Читая Заури Иванович, к.ю.н., доцент
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом КФ ФГБОУВПО «РАП»
© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2014
© Якушин С.Ю., 2014
ГЛОССАРИЙ
Активное слушание — средство повышения эффективности коммуникации, состоящее в использовании высказываний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.
Акцентуации характера — крайние варианты нормы характера, граничащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Анализ продуктов деятельности — метод исследования материальных, документально фиксированных продуктов деятельности и функциональных (процессуальных) продуктов деятельности.
Анализатор — орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. Анализатор состоит из периферического рецептора, проводящих путей, центрального участка коры головного мозга.
Амнезия — нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.
Анамнеза метод — метод сбора данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности, ее биографии, особенностях профессионального развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогноза профессиональной карьеры личности.
Анкета психологическая — метод психологии, при котором предусматривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъективных фактах его деятельности. Анкета в дальнейшем предусматривает ее анализ для вынесения суждения.
Аттестация — система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности.
Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.
Аффект — кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов.
Аффект классический (физиологический) — состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция) в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической деятельности.
Аффект кумулятивный — состояние постепенно нарастающего психического напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным 'или аморальным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоционального напряжения в виде его накопления и реакцию по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегетативными и двигательными проявлениями, однако не достигающими психотических нарушений как при патологическом аффекте.
Аффект патологический — кратковременное психотическое расстройство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными нарушениями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют вегетативные расстройства и прострация (общая расслабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия).
Аффективная разрядка — ощущение облегчения, иногда опустошенности, наступающее в результате вызванных аффектом действий.
Аффективная тупость — психическое расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность.
Аффективное состояние — длительное и глубокое эмоциональное переживание, имеющее для личности индивидуальное значение.
Беседа— один из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Виды беседы: сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.
Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образованию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, понятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу.
Бесхарактерность (слабохарактерность) — особенность характера, проявляющаяся в отсутствии «собственной линии поведения», т.е. в слабой выраженности характера.
Биографический метод — метод психологии, изучающий личность с использованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни).
Виктимология— наука, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления.
Внушение — особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.
Волевое усилие — особое состояние психического напряжения, мобилизующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели.
Воля— одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей.
Воображение — мыслительный процесс создания образов и представлений нового, т.е. того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельности. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека на определенный процесс его деятельности. Активизация воображения в нужном направлении — важнейший путь воспитания и перевоспитания человека.
Вопросник психологический — метод психологии, который проводится в виде письменной беседы, предусматривающий (в отличие от анкеты) ответы в произвольной форме, нередко использующийся как план устной беседы
Воспоминание — мысленное припоминание в памяти фактов, имевших место в прошлом.
Восприятие — психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов.
Впечатление— психическое явление, свойственное человеку, в структуру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием.
Галлюцинация (видение) — психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возникающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности.
Горе — астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами.
Группа — социологическая категория. Состав группы может включать в себя от двух людей и более. Различают большие и малые группы. Группа состоит из ведущего (лидера), основного ядра, ведомых. Группа может быть контактная, реальная, условная.
Девиантное поведение — проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Деградация — это утрата личностью ранее занимаемого социального положения в обществе, присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.). Деградация может быть социальной, соматической, психической.
Дезадаптация — нарушение процесса приспособления организма человека к условиям и требованиям окружающей среды, обусловленное в основном психологическими проблемами.
Деперсонализация — составляющая синдрома психического выгорания, предполагающая циничное отношение работника к труду и его объектам. Проявляется в бесчувственном, негуманном отношении к людям, обратившихся к работнику в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей.
Депривация (утрата) — лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Депривация может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), социальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др.
Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.
Делинквентное поведение — отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголовному преследованию, но противоречащее общественно правовым или нравственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.).
Делинквентность (прегрешение) — синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в совершении ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Делинквентность чаще констатируют при психопатиях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупотреблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д.
Диалогическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками судопроизводства, с различными должностными, иными лицами.
Жертва преступления — человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан ли он в установленном законом порядке потерпевшим или нет. То есть «жертва преступления» является более широким понятием, чем понятие «потерпевший».
Жест — телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровождающее речь для придания ей большей выразительности.
Забывание — свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. Забывание нередко снижает продуктивность памяти или приводит к иллюзиям.
Запоминание— свойство памяти запечатлевать ощущения, воспринятые, продуманные или пережитые.
Застревание — нарушение мышления, проявляющееся в крайней туго- подвижности и бедности ассоциаций.
Заторможенность — замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающаяся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и невозможностью сосредоточения на какой-либо деятельности.
Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профессиональной деятельности объектные, манипулятивные отношения между людьми.
Инертность (малая подвижность) — свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, неподвижность, нарушение переключаемости или патологическую фиксацию внимания.
Интервью — метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.
Интуиция — это непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях. Интуиция достаточно индивидуальна, присуща разным людям в разной степени и тесно связана с эмоциональным состоянием человека. Интуиция усиливается в состоянии тревоги или напряжения.
Качество внимания — интенсивность внимания, его концентрация, направленность, объем, переключение, распределение, устойчивость.
Коллектив — группа людей, объединенных общей деятельностью при повседневных контактах, конечная цель которых совпадает с целью общества.
Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.
Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.
Коммуникативные феномены — психологические явления, сопровождающие коммуникацию. Включают средства воздействия в процессе общения, коммуникативные способности субъекта общения и др.
Коммуникативный цикл — завершающий процесс коммуникативного обмена, начиная от возникновения намерения (интенции) к высказыванию и кончая получением обратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.
Коммуникация — обмен информацией между людьми или группами людей.
Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленными в данном виде деятельности для поддержания ее целостности.
Конструктивная деятельность суда состоит из: 1) установления и надлежащей проверки всех фактов относящихся к делу и учитываемых в решениях суда; 2) обязательного выслушивания мнения всех заинтересованных сторон как по совокупности фактов, так и по поводу предлагаемого решения; 3) обсуждения в рамках судебного разбирательства всех выявленных фактов и вынесения судом решения по делу.
Конфликт— вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в какой то мере осознанные противоречия в целях у общающихся (контактирующих) личностей.
Конфликт внутренний — тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов.
Конформизм — жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), в которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования.
Конформность— поведение, ориентированное на других. Конформист — человек, проявляющий себя подобным образом, не имеющий собственного внутреннего стержня.
Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.
Криминальное поведение — уголовно наказуемое поведение.
Логическое мышление — вид мышления, сущность которого в оперировании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использованием законов логики.
Личность- устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как представителя того или иного общества или общности.
Масочное общение — наиболее формализованный вид общения, где взаимодействие сводится к обмену знаками или ритуалу. Например, приветствие.
Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолик легко раним, склонен к глубокому переживанию даже незначительных неудач, но внешне вяло реагирующий на окружающее и окружающих.
Метод постановки косвенных вопросов – допрашиваемому лицу ставятся вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепенные» вопросы.
Мечта— воображение, направленное в будущее, на жизненную перспективу и деятельность человека.
Мимика— движение мышц лица.
Мировоззрение — одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе.
Мотив— психическое явление, становящееся побуждением к действию.
Мышление— психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объективной действительности, обусловленный и связанный с речью. Мышление является высшей формой творческой активности человека, функцией второй сигнальной системы высшей нервной деятельности. Мышление может быть замедленным, ускоренным, абстрактным, аутистическим, бессвязным, вязким, конкретным, образным, обстоятельным, паралогическим, разорванным, резонерствующим, символическим и др.
Наблюдение— метод психологии, заключающийся в получении суждений о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, проявляющихся в его поведении.
Наблюдательность — способность личности замечать в воспринимаемом образе малозаметные, но существенные для определенной цели детали.
Наказание— способ порицания личности или группы. Наказание психологически позволяет наказуемому человеку понять чувство вины за совершенный поступок и недопустимость его повторения.
Направленность — одно из качеств в подструктуре личности, являющееся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием. Направленность имеет ряд качеств уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Направленность может быть выражена в формах: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждение
Нарушение внимания — изменение направленности психической деятельности. Выделяют сужение объема внимания (расстройство распределения внимания), неустойчивость внимания (расстройство концентрации внимания и повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители).
Нарушение мышления — расстройство интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических состояниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Нарушение памяти — расстройство способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют такие нарушения памяти как амнезию (отсутствие памяти), гипермнезию (усиление памяти), гипомнезию (ослабление памяти), парамнезию (обманы памяти).
Настроение — не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы.
Невербальное средство общения — неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д., которая, как правило, усиливает вербальную.
Невнимательность — расстройство внимания в виде рассеянности, либо направленное на свои мысли, либо быстро истощаемое и теряющее интенсивность внимание.
Нонконформизм — стремление личности во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.
Обвинительный уклон — проявление профессиональных стереотипов в деятельности дознавателя, следователя, прокурора представляющее собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступление.
Обобщение независимых характеристик — разновидность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие данного специалиста.
Образное мышление — вид мышления, сущность которого в оперировании образами ранее бывших восприятий.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми на основе взаимного отражения реального мира, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия (интеракции).
Общественно опасное деяние невменяемого — предусмотренное уголовным законом деяние, совершаемое лицом, которое не могло во время правонарушения осознавать характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. Данное деяние является преступлением.
Общественное мнение — феномен, свойственный большим группам людей, проявляющийся как наиболее часто встречающаяся оценка членами этой группы какого-либо явления, имеющего общественное значение.
Объем кратковременной памяти — максимальное количество элементов, цифр, слов, знаков, припоминаемых без ошибок сразу или чрез несколько секунд после их предъявления при психологическом исследовании.
Ограниченная пенитенциарная дееспособность — наличие пограничных психических расстройств у осужденных, затрудняющих процесс отбывания наказания и достижения его целей в местах лишения свободы.
Отвлекаемость — вид расстройства внимания, характеризующийся быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.
Ошибка работника — любое конкретное действие в процессе трудовой деятельности, которое выходит за допустимые границы и становится неадекватным.
Пантомимика — выразительное движение тела, поза, жесты, отображающие чувства, отношение человека к объекту внимания.
Память— способность человека закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт. Различают память: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную; зрительную, слуховую и осязательную; кратковременную и долговременную; выделяют также непроизвольное и произвольное, а также опосредованное и непосредственное запоминание.
Парамнезия— извращенная память, возникающая в результате слияния актуального восприятия и впечатления с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Парамнезии делятся на криптомнезию (искажение памяти) и конфабуляцию (ложные воспоминания).
Пенитенциарная дееспособность — способность осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и исполнять требования уголовно-исполнительного законодательства.
Пенитенциарная психиатрия — раздел социальной психиатрии, изучающий вопросы клиники и эпидемиологии психических расстройств в популяции мест лишения свободы, а также разрабатывающий методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации осужденных, страдающих психическими нарушениями различной этиологии.
Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, рассматривающий особенности адаптации и психологическую характеристику лиц, находящихся в условиях социальной изоляции под следствием или судом в следственных изоляторах, и уголовно-исполнительной психологии, изучающей психологические особенности осужденных, отбывающих уголовное наказание.
Персеверация — навязчивая склонность к повторению одних и тех же образов воображения в памяти, в мыслях и действиях.
Переключение внимания — сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, связанное с переходом от одной деятельности к другой или постановкой новой задачи.
Пороги ощущения — минимальная или максимальная величина раздражителя, при которой начинается (нижний порог) или заканчивается (максимальный порог) ощущение.
Правосознание— сфера общественного и индивидуального сознания, включающая работу всех функций психики (сознания, самосознания), опосредствованную правовыми значениями и ценностями.
Предмет судебной психологии — это изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственно на его участников, а также разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности судопроизводства.
Преступная группа — это антиобщественное объединение людей на основе совместной преступной деятельности, представляющее собой малую неформальную группу, определенным образом организованную и выступающую как единый особый субъект деятельности.
Преступность — совокупность преступных деяний, совершенных членами общества.
Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.
Произвольное внимание — ориентация психической деятельности в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием.
Профессионализация — процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека.
Профессиограмма— описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
Профессиография— комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения.
Профессиональная деформация – результат искажения профессиональных и личностных качеств работника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Изменения, вызванные профессией, приобретают стойкий характер. Деформации могут подвергаться мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личностных особенностей.
Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.
Профессиональное развитие — неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов (деформаций, специфических состояний), снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.
Профессионально психологический отбор – совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к определенной разновидности юридической деятельности.
Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющийся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.
Психическая реабилитация — система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса лица, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д.
Психическое выгорание — профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Психоанализ — метод изучения неосознаваемых психических процессов у личности, путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся причиной психических расстройств.
Психогенная амнезия - неспособность воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в деталях.
Психограмма — составная часть профессиограммы, представляющая собой характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Психические процессы - это отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования: познавательные (когнитивные), эмоциональные, волевые.
Психическое развитие — процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.
Психические свойства - самостоятельные компоненты в структуре психики (ее подструктуры), определяющие индивидуально-психологические особенности личности. Среди них можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая ее состояние и своеобразие протекания психических процессов в зависимости от психических свойств личности, отражаемых предметов и явлений.
Психодиагностика– теория и практика изучения индивидуальных или типических психических характеристик личности, группы или организации в процессе наблюдения или в экспериментальном исследовании. Психодиагностика является практической отраслью психологии, обеспечивающей конкретную работу психолога в различных сферах применения психологического знания.
Психология (учение о душе) — наука, изучающая психику и закономерности психической деятельности человека, а также развитие и функционирование его нормальных психических процессов как формы жизнедеятельности. Психология изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме восприятий, понятий, ощущений, чувств и др. явлений психики. Психология имеет свой предмет, объекты, задачи, принципы и методы.
Психология уголовного судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий психологические проблемы, относящиеся к уголовному судопроизводству.
Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения.
Психологическая подготовка — вид формирования личности, цель которого — развитие способностей к определенной деятельности с учетом ее условий и усиления ее мотивации и морального компонента. Психологическая подготовка является неотъемлемой частью управления деятельностью коллектива и личности, особенно в экстремальных условиях.
Психологическая совместимость — вид групповой совместимости, наличие которой часто бывает незаметной, но отсутствие которой резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту ее исполнителей.
Психологическая структура деятельности — целостное единство основных инвариантных компонентов деятельности, а также реализующих их психических механизмов.
Психологическая структура судебной деятельности включает в себя следующие подструктуры: 1) познавательную; 2) конструктивную; 3) коммуникативную; 4) организационную; 5) воспитательную.
Психологические условия всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности судавключают в себя: 1) проявление максимально возможного внимания, активности восприятия и запоминания информации; 2) постановка во время рассмотрения дела судом только логически обоснованных и этически выдержанных вопросов; 3) активное устранение попыток внушающего или манипулятивного воздействия на участников судебного процесса.
Психология гражданского судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий психологические проблемы, относящиеся к гражданскому и арбитражному судопроизводству.
Распределение внимания — одно из качеств внимания, определяющее способность человека выполнять несколько действий, рассредоточивая между ними свое внимание. Распределение внимания выполняется, чередуясь с переключением внимания.
Редукция профессиональных достижений — составляющая феномена психического выгорания, проявляющаяся в возникновении у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознании неуспеха в ней.
Режим труда и отдыха — чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень работоспособности и производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих.
Ресоциализация — восстановление (реабилитация) у лиц, отбывавших наказание в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ, социально одобряемого обществом поведения. Ресоциализация представляет собой устранение имевшейся ранее общественной дезадаптации, восстановление социальных контактов.
Речь (говорение) — способность общаться посредством языка. Речь рассматривается как универсальное средство общения людей. Видами речи являются: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внешняя и внутренняя.
Речевое общение — основная форма общения людей. Речевое общение может быть как интеллектуальным, эмоциональным, образным, ассоциативным и др.
Рефлексия (размышление, обдумывание) — обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, свое состояние, свои психические качества (эмоции, мысли, влечения).
Ролевое общение — формальный вид общения, в котором ограничения на взаимоотношения людей и проявление их индивидуальности наложены социальными ролями. Например, общение в русле деловых отношений и профессиональной деятельности.
Роршаха тест — экспериментально-психологический метод, применяемый при исследовании личности, основанный на анализе толкования испытуемым 10 стандартных чернильных пятен различной конфигурации.
Сангвиник — тип темперамента, который характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, достаточно общителен.
Самонаблюдение— метод психологии как учет и анализ своих субъективных явлений. Самонаблюдение не способно дать объяснения психическим явлениям, но иногда дает ценные сведения, которые должны стать объектами для дальнейшего анализа и синтеза.
Ситуативность— свойство общения в профессиональной деятельности, заключающееся во влиянии ситуации совместной деятельности на различные аспекты общения.
Скачкообразное мышление (скачки идей) — расстройство мышления, при котором происходит его резкое усиление в связи с постоянно изменяющейся целью мыслительного процесса, крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок.
Социальная стереотипия — вид социальной установки, значимый для данной личности, которая устойчива и четко выражена.
Специальные познания эксперта-психолога — профессиональные знания психолога как специалиста в области психологии, необходимые для производства судебно-психологической экспертизы. Ее может проводить только судебный психолог, т.е. лицо, имеющее высшее психологическое образование и специальную подготовку по уголовному и гражданскому праву и процессу.
Специальные способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности.
Способности — это комплекс психических (психофизиологических) возможностей человека, обусловливающих его успешное самоуправление при овладении и выполнении им определенной деятельности, а также создании им нового функционирования в данной области требований.
Судебная психиатрия — раздел психиатрии, изучающий психические заболевания (нарушения, расстройства) и их диагностику, лечение и реабилитацию психически больных людей, применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства.
Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства.
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом - психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.
Страсть — стабильное и длительное проявление эмоций, чаще входящих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности.
Стресс — (напряжение, сдавливание) вид эмоционального состояния, при котором возникает напряженность. Напряженность, вызывающая деструкцию в функционировании психики называют дистрессом.
Темперамент- это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Тест — краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной психический процесс, личность в целом или группу. Применение теста построено по принципу моделирования психологических особенностей и последующего их психологического анализа.
Тесты объективные — группа тестов, диагностирующих индивидуально-психологические характеристики человека на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их решения. К их числу относят тесты интеллекта, профессиональных способностей, достижений, а также некоторые личностные тесты.
Тесты субъективные — группа тестов, предполагающая диагностику свойств на основе самооценки и самоописания человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, оценивающие личностные черты, а также профессиональные интересы и установки людей.
Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей). Тестирование применяется для стандартизованного измерения индивидуальных различий.
Травма психическая — эмоциональное воздействие, вызвавшее временное или стойкое психическое расстройство под влиянием субъективного для личности психического раздражителя.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения.
Трудоголизм— проявление профессиональной деформации мотивационной сферы личности, заключающееся в чрезмерной увлеченности человека своей работой как попытке уйти от трудностей и проблем реальной жизни.
Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или физическими и умственными недостатками.
Убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.
Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Умозаключение — специфическая форма мышления при сопоставлении ряда суждений. Умозаключение как мыслительное действие начинается с осознания задачи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения.
Умственное развитие — процесс формирования познавательных функций (памяти, мышления и др.).
Устойчивость внимания — длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.
Фантазия— наиболее выраженное творческое воображение.
Флегматик— тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью интересов и стремлений, слабым внешним выражением субъективных переживаний, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика обычно преобладает спокойное, ровное настроение; чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиваться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Фрустрация- эмоция переживания неудачи (стресс «рухнувшей надежды»); психическое состояние человека при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает как сложные или непреодолимые.
Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие.
Холерик — тип темперамента, который характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, порывистостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Отмечается особая склонность холерика к неустойчивости, резким сменам настроения, вспыльчивости, гневливости, нетерпеливости, эмоциональным срывам и даже агрессивности. Холерик плохо контролирует себя в трудных жизненных ситуациях.
Чувства— особая форма психического отражения как объективная форма совокупности устойчивых эмоциональных черт человека на реакцию окружающей действительности.
Шок психический (эмоциональный шок) — состояние, возникающее при внезапных психических потрясениях, угрожающих жизни обстоятельствах или ситуациях, влекущих за собой изменение поведения, появление резкого аффекта страха, и проявляющееся либо в форме беспорядочного двигательного возбуждения, либо заторможенности вплоть до ступора
Эксперт-психолог — лицо, обладающее специальными познаниями в области судебной психологии и производящее по поручению судебно-следственных органов судебно-психологическую экспертизу
Экспрессия — выразительность и сила проявления чувств и переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека в мимике, пантомимике, голосе и жестах.
Экстравертированность (экстраверсия) — особенность личности, проявляющаяся в повышенном стремлении к общению с другими людьми, более интересными для него.
Экстремальные условия — психотравмирующие условия, вызывающие максимальное напряжение личности, находящейся из-за внешнего воздействия на грани патологических нарушений.
Эмпатия— сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.
Эмоционально-волевая устойчивость — степень волевого владения личности своими эмоциями.
Эмоция — психический процесс, отражающий непосредственное чувственное переживание человека, связанное с его отношением к тем или иным явлениям действительности.
Эмпирические критерии — целенаправленные критерии отбора кандидатов на ту или иную должность, построенные на опыте практической деятельности специалистов-профессионалов.
Эффект ореола возникает под влиянием заранее распространяемой и односторонне поданной информации происходит приписывание субъекту определенных черт, которых у него нет и, которые заслоняют его подлинные качества.
Юридическая психология - прикладная область психологии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал |
Кафедра уголовно-правовых дисциплин