Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы, тестовых заданий.

Смотри разделы 3 и 4.2.

Рекомендации по решению задач

Целью решения заданий является формирование у студентов навыков самостоятельного решения конкретных казусов (задач). Правильное решение задач должно способствовать лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины «Юридическая психология». При решении задачи студенты должны показать умение анализировать предложенные материалы, делать обоснованные выводы.

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении ситуационных задач:

Правильный выбор применяемых научных категорий;

Аргументированность ответа;

Качество изложения ответа;

Анализ проблемных вопросов;

Умение находить междисциплинарные связи;

Правильный вывод;

Надлежащее оформление.

«Повышенный уровень освоения компетенций» – студент за решение задачи получает от 0,6 до 0,8 баллов.

«Пороговый уровень освоения компетенций» – студент за решение задачи получает от 0,2 до 0,5 баллов.

Контроль самостоятельной работы студентов

Текущая аттестация студентов по результатам самостоятельной работы студентов по дисциплине «Юридическая психология» проводится в соответствии с локальными документами Российской академии правосудия и является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Юридическая психология» проводится в форме контрольных мероприятий (выполнения контрольной работы, индивидуальных домашних заданий, тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценивания выступают:

учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

-степень усвоения теоретических знаний;

-уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

-результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

Кроме того, оценивание студента проводится по контрольным точкам, определенным в рабочей программе дисциплины. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением оценок.

Самостоятельная работа студентов оценивается по критериям, указанным выше применительно к отдельным формам самостоятельной работы. Как правило, студенты защищают результаты самостоятельной работы на соответствующих семинарских занятиях по теме, по результатам защиты выставляются баллы в размерах, указанных выше по отдельным формам самостоятельной работы. Письменные самостоятельные задания оцениваются отдельно. Возможна их оценка без проведения защиты на семинарском занятии.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глоссарий

Курс 2,3

Семестр 2, 3, 4

Форма обучения очная и заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника – бакалавр

Казань, 2014

Составитель: Якушин Станислав Юрьевич, психолог, к.ю.н., доцент

Рецензент: Попов Леонид Михайлович, д.психол.н., профессор

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 Юриспруденция.

Утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин протокол № 13 от 11.06.2014 г.

Зав. кафедрой Читая Заури Иванович, к.ю.н., доцент

Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом КФ ФГБОУВПО «РАП»

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2014

© Якушин С.Ю., 2014

ГЛОССАРИЙ

Активное слушание — средство повышения эффективно­сти коммуникации, состоящее в использовании высказыва­ний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.

Акцентуации характера — крайние варианты нормы характера, грани­чащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным пси­хогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Анализ продуктов деятельности — метод исследования ма­териальных, документально фиксированных продуктов дея­тельности и функциональных (процессуальных) про­дуктов деятельности.

Анализатор — орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. Анализатор со­стоит из периферического рецептора, проводящих путей, центрального уча­стка коры головного мозга.

Амнезия — нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.

Анамнеза метод — метод сбора данных об истории раз­вития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности, ее биографии, особенностях профессионально­го развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивос­ти мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредствен­ному наблюдению, для построения прогноза профессио­нальной карьеры личности.

Анкета психологическая — метод психологии, при котором предусмат­ривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъектив­ных фактах его деятельности. Анкета в дальнейшем предусматривает ее анализ для вынесения суждения.

Аттестация — система оценивания или конкретная про­цедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудни­ком работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квали­фикации работника в целях определения степени его эффек­тивности.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аффект — кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с рез­ким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопрово­ждаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов.

Аффект классический (физиологический) — состояние внезапно возник­шего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция) в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое ос­корбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологи­ческом аффекте) изменениями психической деятельности.

Аффект кумулятивный — состояние постепенно нарастающего психи­ческого напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуаци­ей, возникшей в связи с систематическим противоправным 'или амораль­ным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоционального напряжения в виде его накопления и реакцию по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегета­тивными и двигательными проявлениями, однако не достигающими психо­тических нарушений как при патологическом аффекте.

Аффект патологический — кратковременное психотическое расстрой­ство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными наруше­ниями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют вегетативные расстройства и прострация (общая рас­слабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия).

Аффективная разрядка — ощущение облегчения, иногда опустошенно­сти, наступающее в результате вызванных аффектом действий.

Аффективная тупость — психическое расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоцио­нальной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность.

Аффективное состояние — длительное и глубокое эмоциональное пере­живание, имеющее для личности индивидуальное значение.

Беседа— один из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизи­руются свойственные ему психические явления. Виды беседы: сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образо­ванию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, по­нятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря спо­собности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу.

Бесхарактерность (слабохарактерность) — особенность характера, про­являющаяся в отсутствии «собственной линии поведения», т.е. в слабой выраженности характера.

Биографический метод — метод психологии, изучающий личность с ис­пользованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни).

Виктимология— наука, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления.

Внушение — особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Волевое усилие — особое состояние психического напряжения, мобили­зующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели.

Воля— одно из специфических свойств психики человека, проявляю­щееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осу­ществление которых связано с преодолением определенных трудностей.

Воображение — мыслительный процесс создания образов и представле­ний нового, т.е. того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельно­сти. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека на определенный процесс его деятельности. Активиза­ция воображения в нужном направлении — важнейший путь воспитания и перевоспи­тания человека.

Вопросник психологический — метод психологии, который проводится в виде письменной беседы, предусматривающий (в отличие от анкеты) ответы в произвольной форме, нередко использующийся как план устной беседы

Воспоминание — мысленное припоминание в памяти фактов, имевших место в прошлом.

Восприятие — психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного фе­номена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредст­венно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощуще­ние и т.д.) в виде субъективных образов.

Впечатление— психическое явление, свойственное человеку, в структу­ру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием.

Галлюцинация (видение) — психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осяза­ния и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возни­кающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности.

Горе — астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами.

Группа — социологическая категория. Состав группы может включать в себя от двух людей и более. Различают большие и малые группы. Группа состоит из ведущего (лидера), ос­новного ядра, ведомых. Группа может быть контактная, реальная, условная.

Девиантное поведение — проблемное поведение в виде отдельных по­ступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Деградация — это утрата личностью ранее занимаемого социального положения в обществе, присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.). Деградация может быть социальной, соматической, психической.

Дезадаптация — нарушение процесса приспособления организма чело­века к условиям и требованиям окружающей среды, обусловленное в ос­новном психологическими проблемами.

Деперсонализация — составляющая синдрома психичес­кого выгорания, предполагающая циничное отношение работ­ника к труду и его объектам. Проявляет­ся в бесчувственном, негуманном отношении к людям, обратившихся к работнику в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Депривация (утрата) — лишение или ограничение возможности удовле­творения каких-либо потребностей организма. Депривация может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), со­циальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознатель­но поставленных целей и связанная с созданием обществен­но значимых ценностей и освоением социального опыта.

Делинквентное поведение — отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголов­ному преследованию, но противоречащее общественно правовым или нрав­ственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.).

Делинквентность (прегрешение) — синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в соверше­нии ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Делинквентность чаще констатируют при психопати­ях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупот­реблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д.

Диалогическая речь — основной вид речи, используемый в про­цессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками судопроизводства, с различными должностными, иными лицами.

Жертва преступления — человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, при­знан ли он в установленном законом порядке потерпевшим или нет. То есть «жертва преступления» является более широким понятием, чем понятие «потерпевший».

Жест — телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровож­дающее речь для придания ей большей выразительности.

Забывание — свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. Забывание нередко снижает продуктивность памяти или приводит к иллюзиям.

Запоминание— свойство памяти запечатлевать ощущения, восприня­тые, продуманные или пережитые.

Застревание — нарушение мышления, проявляющееся в крайней туго- подвижности и бедности ассоциаций.

Заторможенность — замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающаяся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и невоз­можностью сосредоточения на какой-либо деятельности.

Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профес­сиональной деятельности объектные, манипулятивные от­ношения между людьми.

Инертность (малая подвижность) — свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, непод­вижность, нарушение переключаемости или патологическую фиксацию внимания.

Интервью — метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Интуиция — это непосредственное познание действительности, сопро­вождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предше­ствующем опыте и знаниях. Интуиция достаточно индивидуальна, присуща разным людям в разной степени и тесно связана с эмоциональным состоянием че­ловека. Интуиция усиливается в состоянии тревоги или напряжения.

Качество внимания — интенсивность внимания, его концентрация, на­правленность, объем, переключение, распределение, устойчивость.

Коллектив — группа людей, объединенных общей деятельностью при по­вседневных контактах, конечная цель которых совпадает с целью общества.

Коммуникативная компетентность — обобщающее ком­муникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспе­чивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодей­ствия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибу­цию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.

Коммуникативные феномены — психологические явле­ния, сопровождающие коммуникацию. Включают средства воздействия в процессе общения, коммуникативные способ­ности субъекта общения и др.

Коммуникативный цикл — завершающий процесс ком­муникативного обмена, начиная от возникновения намере­ния (интенции) к высказыванию и кончая получением об­ратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.

Коммуникация — обмен информацией между людьми или группами людей.

Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленны­ми в данном виде деятельности для поддержания ее целост­ности.

Конструктивная деятельность суда состоит из: 1) установления и надлежащей проверки всех фактов относящихся к делу и учитываемых в решениях суда; 2) обязательного выслушивания мнения всех заинтересованных сторон как по совокупности фактов, так и по поводу предлагаемого решения; 3) обсуждения в рамках судебного разбирательства всех выявленных фактов и вынесения судом решения по делу.

Конфликт— вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в какой то мере осознанные противоречия в целях у общающихся (контактирующих) личностей.

Конфликт внутренний — тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов.

Конформизм — жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), в которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования.

Конформность— поведение, ориентированное на других. Конфор­мист — человек, проявляющий себя подобным образом, не имеющий собственного внутреннего стержня.

Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожида­емых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.

Криминальное поведение — уголовно наказуемое поведение.

Логическое мышление — вид мышления, сущность которого в опериро­вании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использова­нием законов логики.

Личность- устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как представителя того или иного общества или общности.

Масочное общение — наиболее формализованный вид общения, где взаимодействие сводится к обмену знаками или ритуалу. Например, приветствие.

Меланхолик — тип темперамента, характери­зующийся низким уровнем психической активности, замедленностью дви­жений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолик легко раним, склонен к глубокому переживанию даже незначительных неудач, но внешне вяло реагирующий на окружающее и окружающих.

Метод постановки косвенных вопросов – допрашиваемому лицу ставятся вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепенные» вопросы.

Мечта— воображение, направленное в будущее, на жизненную пер­спективу и деятельность человека.

Мимика— движение мышц лица.

Мировоззрение — одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе.

Мотив— психическое явление, становящееся побуждением к действию.

Мышление— психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объек­тивной действительности, обусловленный и связанный с речью. Мышление является высшей формой творческой активности человека, функцией второй сигнальной системы высшей нервной деятельности. Мышление может быть замедлен­ным, ускоренным, абстрактным, аутистическим, бессвязным, вязким, кон­кретным, образным, обстоятельным, паралогическим, разорванным, резо­нерствующим, символическим и др.

Наблюдение— метод психологии, заключающийся в получении сужде­ний о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, прояв­ляющихся в его поведении.

Наблюдательность — способность личности замечать в воспринимае­мом образе малозаметные, но существенные для определенной цели детали.

Наказание— способ порицания личности или группы. Наказание психологически позволяет наказуемому человеку понять чувство вины за совершенный поступок и недопустимость его повторения.

Направленность — одно из качеств в подструктуре личности, являющее­ся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием. Направленность имеет ряд качеств уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Направленность может быть выражена в формах: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, миро­воззрение, убеждение

Нарушение внимания — изменение направленности психической дея­тельности. Выделяют сужение объема внимания (расстройство распределе­ния внимания), неустойчивость внимания (расстройство концентрации внимания и повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители).

Нарушение мышления — расстройство интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических состояниях, локальных пораже­ниях мозга и аномалиях психического развития.

Нарушение памяти — расстройство способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют такие нарушения памя­ти как амнезию (отсутствие памяти), гипермнезию (усиление памяти), гипомнезию (ослабление памяти), парамнезию (обманы памяти).

Настроение — не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы.

Невербальное средство общения — неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д., которая, как правило, усиливает вербальную.

Невнимательность — расстройство внимания в виде рассеянности, либо направленное на свои мысли, либо быстро истощаемое и теряющее интен­сивность внимание.

Нонконформизм — стремление личности во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

Обвинительный уклон — проявление профессиональных стереотипов в деятельности дознавателя, следователя, прокурора представляющее собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступ­ление.

Обобщение независимых характеристик — разно­видность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть ру­ководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо зна­ющие данного специалиста.

Образное мышление — вид мышления, сущность которого в оперирова­нии образами ранее бывших восприятий.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми на основе взаимного отражения реального мира, порождаемый потребно­стями в совместной деятельности и включающий в себя восприятие и по­нимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия (интеракции).

Общественно опасное деяние невменяемого — предусмотренное уголов­ным законом деяние, совершаемое лицом, которое не могло во время пра­вонарушения осознавать характер и общественную опасность своих дейст­вий или руководить ими. Данное деяние является преступлением.

Общественное мнение — феномен, свойственный большим группам людей, проявляющийся как наиболее часто встречающаяся оценка членами этой группы какого-либо явления, имеющего общественное значение.

Объем кратковременной памяти — максимальное количество элементов, цифр, слов, знаков, припоминаемых без ошибок сразу или чрез несколько секунд после их предъявления при психологическом исследовании.

Ограниченная пенитенциарная дееспособность — наличие пограничных психических расстройств у осужденных, затрудняющих процесс отбывания наказания и достижения его целей в местах лишения свободы.

Отвлекаемость — вид расстройства внимания, характеризующийся бы­стрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.

Ошибка работника — любое конкретное действие в про­цессе трудовой деятельности, которое выходит за допусти­мые границы и становится неадекватным.

Пантомимика — выразительное движение тела, поза, жесты, отобра­жающие чувства, отношение человека к объекту внимания.

Память— способность человека закреплять, сохранять и воспроизво­дить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт. Различают память: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную; зрительную, слуховую и осязательную; кратковременную и долговременную; выделяют также непроизвольное и произвольное, а также опосредованное и непосредственное запоминание.

Парамнезия— извращенная память, возникающая в результате слияния актуального восприятия и впечатления с мнимым, бывшим якобы в про­шлом. Парамнезии делятся на криптомнезию (искажение памяти) и конфабуляцию (ложные воспоминания).

Пенитенциарная дееспособность — способность осужденного, отбываю­щего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и испол­нять требования уголовно-исполнительного законодательства.

Пенитенциарная психиатрия — раздел социальной психиатрии, изучаю­щий вопросы клиники и эпидемиологии психических расстройств в попу­ляции мест лишения свободы, а также разрабатывающий методы диагно­стики, лечения, профилактики и реабилитации осужденных, страдающих психическими нарушениями различной этиологии.

Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, рассматривающий особенности адаптации и психологическую характеристику лиц, находящихся в условиях социальной изоляции под следствием или судом в следственных изоляторах, и уголовно-исполнительной психологии, изучающей психологические особенности осужденных, отбывающих уголовное наказание.

Персеверация — навязчивая склонность к повторению одних и тех же образов воображения в памяти, в мыслях и действиях.

Переключение внимания — сознательное перемещение внимания с од­ного объекта на другой, связанное с переходом от одной деятельности к другой или постановкой новой задачи.

Пороги ощущения — минимальная или максимальная величина раздра­жителя, при которой начинается (нижний порог) или заканчивается (макси­мальный порог) ощущение.

Правосознание— сфера общественного и индивидуального созна­ния, включающая работу всех функций психики (сознания, самосозна­ния), опосредствованную правовыми значениями и ценностями.

Предмет судебной психологии — это изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственно на его участников, а также разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности судопроизводства.

Преступная группа — это антиобщественное объедине­ние людей на основе совместной преступной деятельности, представляющее собой малую неформальную группу, определенным образом организованную и выступающую как еди­ный особый субъект деятельности.

Преступность — совокупность преступных деяний, совершенных членами общества.

Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особеннос­тей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безлич­ным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

Произвольное внимание — ориентация психической деятельности в опре­деленном направлении, осуществляемая волевым усилием.

Профессионализация — процесс формирования личнос­ти профессионала, начинающийся с момента выбора профес­сии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека.

Профессиограмма— описание социально-экономических, производственно-тех­нических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессиография— комплексный метод изучения и опи­сания содержательных и структурных характеристик профес­сий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержани­ем, средствами, условиями, организацией) и ее функциональ­ного обеспечения.

Профессиональная деформация – результат искажения профессиональных и личностных ка­честв работника под влиянием отрица­тельных факторов деятельности и окружающей среды. Изменения, вызванные профессией, приоб­ретают стойкий характер. Деформации могут подвергать­ся мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личност­ных особенностей.

Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно за­данного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Профессиональное развитие — неотъемлемая часть про­фессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формиро­вании отрицательных феноменов (деформаций, специфичес­ких состояний), снижающих профессиональную эффектив­ность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Профессионально психологический отбор – совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к определенной разновидности юридической деятель­ности.

Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющий­ся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, под­сознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.

Психическая реабилитация — система медико-психологических, педа­гогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состоя­ний, личностного и социально-трудового статуса лица, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д.

Психическое выгорание — профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Психоанализ — метод изучения неосознаваемых психических процессов у личности, путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, кон­фликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессоз­нательное и являющихся причиной психических расстройств.

Психогенная амнезия - неспособность воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в деталях.

Психограмма — составная часть профессиограммы, пред­ставляющая собой характеристику требований, предъявля­емых профессией к психике человека.

Психические процессы - это отдельные проявления пси­хической деятельности человека, изучаемые в динамике и ус­ловно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования: познавательные (когнитивные), эмо­циональные, волевые.

Психическое развитие — процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.

Психические свойства - самостоятельные компоненты в структуре психики (ее подструктуры), определяющие инди­видуально-психологические особенности личности. Среди них можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в от­дельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувст­ва, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и миро­воззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных спо­собах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Психическое состояние — целостная характеристика психической дея­тельности за определенный период, показывающая ее состояние и своеоб­разие протекания психических процессов в зависимости от психических свойств личности, отражаемых предметов и явлений.

Психодиагностика– теория и практика изучения инди­видуальных или типических психических характеристик личности, группы или организации в процессе наблюдения или в экспериментальном исследовании. Психодиагностика является практической отраслью психологии, обеспечиваю­щей конкретную работу психолога в различных сферах при­менения психологического знания.

Психология (учение о душе) — наука, изучающая психику и закономер­ности психической деятельности человека, а также развитие и функциони­рование его нормальных психических процессов как формы жизнедеятель­ности. Психология изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме восприятий, понятий, ощущений, чувств и др. явлений психики. Психология имеет свой предмет, объекты, задачи, принципы и методы.

Психология уголовного судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий пси­хологические проблемы, относящиеся к уголовному судо­производству.

Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения.

Психологическая подготовка — вид формирования личности, цель кото­рого — развитие способностей к определенной деятельности с учетом ее условий и усиления ее мотивации и морального компонента. Психологическая подготовка является неотъ­емлемой частью управления деятельностью коллектива и личности, особенно в экстремальных условиях.

Психологическая совместимость — вид групповой совместимости, нали­чие которой часто бывает незаметной, но отсутствие которой резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту ее исполнителей.

Психологическая структура деятельности — целостное единство основных инвариантных компонентов деятельно­сти, а также реализующих их психических механизмов.

Психологическая структура судебной деятельности включает в себя следующие подструктуры: 1) познавательную; 2) конструктивную; 3) коммуникативную; 4) организационную; 5) воспитательную.

Психологические условия всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности судавключают в себя: 1) проявление максимально возможного внимания, активности восприятия и запоминания информации; 2) постановка во время рассмотрения дела судом только логически обоснованных и этически выдержанных вопросов; 3) активное устранение попыток внушающего или манипулятивного воздействия на участников судебного процесса.

Психология гражданского судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий пси­хологические проблемы, относящиеся к гражданскому и арбитражному судо­производству.

Распределение внимания — одно из качеств внимания, определяющее способность человека выполнять несколько действий, рассредоточивая ме­жду ними свое внимание. Распределение внимания выполняется, чередуясь с переключением внимания.

Редукция профессиональных достижений — составля­ющая феномена психического выгорания, проявляющая­ся в возникновении у работника чувства некомпетентнос­ти в своей профессиональной сфере, осознании неуспеха в ней.

Режим труда и отдыха — чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень ра­ботоспособности и производительности труда и хорошее со­стояние здоровья работающих.

Ресоциализация — восстановление (реабилитация) у лиц, отбывавших наказание в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ, социально одобряемого обществом поведения. Ресоциализация представляет собой устранение имевшейся ранее общественной дезадаптации, восстановление социальных контактов.

Речь (говорение) — способность общаться посредством языка. Речь рассматривается как универсальное средство общения людей. Видами речи являются: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внешняя и внутренняя.

Речевое общение — основная форма общения людей. Речевое общение может быть как интеллектуальным, эмоциональным, образным, ассоциативным и др.

Рефлексия (размышление, обдумывание) — обращенность познания че­ловека на самого себя, свой внутренний мир, свое состояние, свои психи­ческие качества (эмоции, мысли, влечения).

Ролевое общение — формальный вид общения, в котором ограниче­ния на взаимоотношения людей и проявление их индивидуальности наложены социальными ролями. Например, общение в русле деловых отношений и профессиональной деятельности.

Роршаха тест — экспериментально-психологический метод, применяе­мый при исследовании личности, основанный на анализе толкования ис­пытуемым 10 стандартных чернильных пятен различной конфигурации.

Сангвиник — тип темперамента, который характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, достаточно общителен.

Самонаблюдение— метод психологии как учет и анализ своих субъек­тивных явлений. Самонаблюдение не способно дать объяснения психическим явлениям, но иногда дает ценные сведения, которые должны стать объектами для даль­нейшего анализа и синтеза.

Ситуативность— свойство общения в профессиональной деятельности, заключающееся во влиянии ситуации совме­стной деятельности на различные аспекты общения.

Скачкообразное мышление (скачки идей) — расстройство мышления, при котором происходит его резкое усиление в связи с постоянно изменяющей­ся целью мыслительного процесса, крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок.

Социальная стереотипия — вид социальной установки, значимый для данной личности, которая устойчива и четко выражена.

Специальные познания эксперта-психолога — профессиональные знания психолога как специалиста в области психологии, необходимые для произ­водства судебно-психологической экспертизы. Ее может проводить только судебный психолог, т.е. лицо, имеющее высшее психологическое образование и специальную подготовку по уголовному и гражданскому праву и процессу.

Специальные способности — индивидуально-психоло­гические свойства личности, являющиеся условиями дости­жения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности.

Способности — это комплекс психических (психофизиологи­ческих) возможностей человека, обусловливающих его успешное самоуправление при овладении и выполнении им определенной деятельности, а также создании им нового функционирования в данной области требований.

Судебная психиатрия — раздел психиатрии, изучающий психические за­болевания (нарушения, расстройства) и их диагностику, лечение и реабили­тацию психически больных людей, применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства.

Судебная психология – раздел юридической психологии, где изу­чаются психологические аспекты судебного разбирательства.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом - психоло­гом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактиче­ских данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.

Страсть — стабильное и длительное проявление эмоций, чаще входя­щих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности.

Стресс — (напряжение, сдавливание) вид эмоционального состо­яния, при котором возникает напряженность. Напряженность, вы­зывающая деструкцию в функционировании психики называют дистрессом.

Темперамент- это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности ре­акций на жизненные воздействия.

Тест — краткий экспериментально-психологический метод, исследую­щий тот или иной психический процесс, личность в целом или группу. Применение теста построено по принци­пу моделирования психологических особенностей и последующего их пси­хологического анализа.

Тесты объективные — группа тестов, диагностирующих индивидуально-психологические характеристики человека на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их решения. К их числу относят тесты интеллекта, профессиональных способностей, достижений, а также не­которые личностные тесты.

Тесты субъективные — группа тестов, предполагающая диагностику свойств на основе самооценки и самоописания человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу входят самые разнообразные личностные тес­ты — опросники, оценивающие личностные черты, а также профессиональные интересы и установки людей.

Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей). Тестирование применяется для стандартизованного измерения ин­дивидуальных различий.

Травма психическая — эмоциональное воздействие, вызвавшее времен­ное или стойкое психическое расстройство под влиянием субъективного для личности психического раздражителя.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения.

Трудоголизм— проявление профессиональной деформа­ции мотивационной сферы личности, заключающееся в чрез­мерной увлеченности человека своей работой как попытке уйти от трудностей и проблем реальной жизни.

Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная за­болеваниями или физическими и умственными недостатками.

Убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.

Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при по­вторном восприятии объекта.

Умозаключение — специфическая форма мышления при сопоставлении ряда суждений. Умозаключение как мыслительное действие начинается с осознания зада­чи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения.

Умственное развитие — процесс формирования познавательных функ­ций (памяти, мышления и др.).

Устойчивость внимания — длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Фантазия— наиболее выраженное творческое воображение.

Флегматик— тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью интересов и стремлений, слабым внешним выражением субъективных переживаний, невыразительностью мимики. Флегматик трудно пере­ключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика обычно преобладает спокойное, ровное настроение; чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагопри­ятных условиях у флегматика может развиваться вялость, бледность эмоций, склон­ность к выполнению однообразных привычных действий.

Фрустрация- эмоция переживания неудачи (стресс «рухнувшей надежды»); психиче­ское состояние человека при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает как сложные или непреодолимые.

Характер - совокупность наиболее устойчивых психиче­ских черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие.

Холерик — тип темперамента, который характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, порывистостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Отмечается особая склонность холерика к неустойчивости, резким сменам настроения, вспыльчивости, гневливости, нетерпеливости, эмоциональным срывам и даже агрессивности. Холерик плохо контролирует себя в трудных жиз­ненных ситуациях.

Чувства— особая форма психического отражения как объективная форма совокупности устойчивых эмоциональных черт человека на реакцию окружающей действительности.

Шок психический (эмоциональный шок) — состояние, возникающее при внезапных психических потрясениях, угрожающих жизни обстоятельст­вах или ситуациях, влекущих за собой изменение поведения, появление резкого аффекта страха, и проявляющееся либо в форме беспорядочного двигательного возбуждения, либо заторможенности вплоть до ступора

Эксперт-психолог — лицо, обладающее специальными познаниями в области судебной психологии и производящее по поручению судебно-следственных органов судебно-психологическую экспертизу

Экспрессия — выразительность и сила проявления чувств и пережива­ний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека в мимике, пантомимике, голосе и жестах.

Экстравертированность (экстраверсия) — особенность личности, про­являющаяся в повышенном стремлении к общению с другими людьми, бо­лее интересными для него.

Экстремальные условия — психотравмирующие условия, вызывающие максимальное напряжение личности, находящейся из-за внешнего воздей­ствия на грани патологических нарушений.

Эмпатия— сопереживание эмоциональному состоянию другого чело­века.

Эмоционально-волевая устойчивость — степень волевого владения личности своими эмоциями.

Эмоция — психический процесс, отражающий непосредственное чувст­венное переживание человека, связанное с его отношением к тем или иным явлениям действительности.

Эмпирические критерии — целенаправленные критерии отбора кандида­тов на ту или иную должность, построенные на опыте практической дея­тельности специалистов-профессионалов.

Эффект ореола возникает под влиянием зара­нее распространяемой и односторонне поданной инфор­мации происходит приписывание субъекту определенных черт, которых у него нет и, кото­рые заслоняют его подлинные качества.

Юридическая психология - прикладная область психо­логии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

Наши рекомендации