В. "Мягкие" и "твердые" данные
Данные сценарного анализа обычно "мягкие". Поскольку сценарий есть экзистенциальная данность, его нельзя исследовать экспериментально в искусственной ситуации. Сценарная развязка должна иметь абсолютную ценность для героя. Например, не может существовать экспериментальной игры в покер. Когда ставки незначительны, игрок действует совсем не так, как при очень больших ставках. Хороший игрок свободно проигрывает грошовые ставки, а грошовый игрок при больших ставках впадает в панику. Сценарии можно испытывать только в ситуации высоких ставок, а в нормальных условиях это невозможно. На вопрос "Закроете ли вы своим телом мину, чтобы спасти товарищей?" можно найти ответ только одним способом – на поле боя, а все искусственные ситуации ничего не дадут.
Все данные сценарного анализа можно распределить по возрастающей степени "твердости" таким образом: исторические, культурные, клинические, логические, интуитивные, связанные с развитием (возрастные), статистические, интроспективные, экспериментальные и независимо совпадающие. Для ученого, привыкшего изучать обычное человеческое поведение, какое рассматривается в психологических и социальных науках, такое распределение может показаться странным. Но психотерапевту, по крайней мере некоторым психоаналитикам, оно покажется не таким странным, поскольку они имеют дело с жестокими играми и тяжелыми развязками, такими, как развод, самоубийство и убийство. Вряд ли в цивилизованном обществе возможно экспериментальное самоубийство или убийство.
1. Исторические. С начала истории люди подозревали, что судьба человека не является результатом свободного выбора, а определяется какой-то внешней силой. Сама универсальность такого представления требует, чтобы оно было критически проанализировано, а не отброшено как метафизическое.
2. Культурные. Та же вера послужила основанием большинства человеческих культур, что заставляет рассматривать ее серьезно; по тем же причинам серьезно нужно рассматривать и экономические мотивы.
3. Клинические. Клинические данные не являются строгими, так как могут подвергаться различным интерпретациям. Но исследователь, который стремится уменьшить или совсем исключить влияние сценария на клинические феномены, должен обладать адекватной техникой сценарного анализа и подвергнуть его компетентному клиническому рассмотрению, прежде чем отказываться от него. Точно такое же утверждение можно сделать относительно психоанализа. Аналогично – человек, который смотрит в микроскоп или телескоп и говорит "Я ничего не вижу", вряд ли может рассматриваться как критик бактериологии или астрономии. Сначала ему нужно овладеть соответствующей техникой исследования.
4. Логические. Мы уже отмечали выше, что людям можно сказать, что делать и чего не делать. Их можно словами очень эффективно подтолкнуть к пьянству или совершению самоубийства и словами же можно удержать от этого, конечно, если слова будут подходящие. Отсюда следует, что вполне можно воспитать ребенка, приказав ему сделать то или другое, когда он вырастет. Проверить это можно с помощью вопроса "Как воспитать ребенка, чтобы он жил так же, как вы?" Люди с "хорошими" сценариями охотно отвечают на этот вопрос, и ответы их часто правдоподобны. Люди с "плохими" сценариями отвечают неохотно, но когда отвечают, их ответы тоже достойны доверия.
5. Интуитивные. Опытный сценарный аналитик часто делает интуитивные предположения, которые поддаются последующей проверке. Например: "Поскольку вы часто пытаетесь сделать два дела одновременно, но ни одно из них не делаете хорошо, я предполагаю, что у ваших родителей для вас были разные цели и они не сообщили вам, как добиваться того и другого. То есть ваши родители не показывали вам различие своих целей". Ответ: "Именно так и было". Если ответ отрицательный, в моем опыте это обычно означает, что диагност не вполне компетентен или что в данном конкретном случае какие-то личные соображения вмешались в интуицию.
6. Возрастные. Одно из самых убедительных свидетельств – рассказы детей об их сценариях, особенно если за детьми можно наблюдать долго и видеть результаты. Это относится не к выбору карьеры ("Хочу быть пожарником"), а к выбору заключительной развязки ("Я бы хотел умереть").
7. Статистические. Наиболее надежные статистические данные, полученные путем исследования влияния сказок на последующую карьеру и способ смерти, содержатся в работе Рудина.
8. Интроспективные. Это самые убедительные критерии из всех. Как только человек привыкает слышать голоса в голове, которые он подавлял или заглушал с детства, и подтверждает, что эти голоса произносят те самые слова, что и его родители в детстве, он сознает, до какой степени его поведение программируется.
9. Экспериментальные. По указанным выше причинам, экспериментальная проверка теории сценариев на людях невозможна, хотя некоторые ее элементы таким образом оценивать можно. Но можно экстраполировать на теорию сценариев эксперименты с животными, такие, например, как опыты с крысами, описанные в главе третьей.
10. Независимо совпадающие. В нескольких случаях преподаватель сформулировал сценарий студента, но не рассказывал ему об этом, а студент затем обратился к терапевту. И преподаватель, и терапевт пришли к аналогичным выводам, и, когда сообщили об этом студенту, он согласился. В обоих случаях и преподаватель и терапевт имели возможность долго и в широких пределах наблюдать за студентом. Эти данные можно считать самыми "твердыми".
В настоящее время можно считать, что сценарная теория "мягче" теории обучения, "тверже" социальной и экономической теорий и приближается по "твердости" к психиатрическим диагнозам, насколько это связано с предсказанием человеческого поведения.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Глава Двадцать Третья
СЦЕНАРНЫЙ ВОПРОСНИК
А. Определение сценария
Чтобы установить, является ли некоторая последовательность транзакций игрой, мы ищем определенные характеристики. Если есть поытка надувательства, проявление слабинки, поворот и выплата, мы определяем это как игру. Если вдобавок структурный анализ покажет, какие состояния Я активны при транзакции, а клинический анализ ответит на вопрос, какие выплаты получены путем игры и как она началась, мы можем утверждать, что не только выявили, но и поняли игру. Сведения, необходимые для такого понимания, можно представить в виде "вопросника", и формальный анализ игр основан как раз на таком вопроснике. Игровой вопросник описывает анатомию игры, которая является небольшим фрагментом жизни.
Анатомия сценария, которая имеет дело не с небольшими фрагментами, а со всем ходом жизни человека от рождения или еще раньше и до смерти или даже еще позже, естественно, гораздо сложнее. Игру можно сравнить с движением запястья, которое состоит из восьми костей и связано еще с семью; сценарий в таком случае будет восхождением на гору, при котором потребуется участие всего скелета человека, состоящего из 206 костей. Таким образом, сценарный вопросник содержит гораздо больше моментов, чем вопросник игровой, но при помощи такого вопросника легче понять устройство сценария.
Первая проблема заключается в необходимости определить сценарий, чтобы его можно было узнать, когда он появится. Любое определение с накоплением новых знаний неизбежно будет изменяться. Теория игр напоминает сейчас хорошо сконструированный велосипед, который надежен и позволяет преодолевать небольшие расстояния, а теория сценариев – это одноцилиндровый автомобиль 1900 года, который может работать, а может и отказать, когда он совершенно необходим, так что скептики по-прежнему утверждают: "Лошадь лучше!" (или по крайней мере карета). Они также могут потребовать, чтобы обычный терапевт шел перед сценарным аналитиком с красным флагом и отпугивал робких людей.
Нижеследующее определение, основанное на современном состоянии знаний, позволит отличить сценарий от "несценария". Сценарий – это непрерывно действующая программа, которая возникает в раннем детстве под родительским влиянием и которая определяет поведение человека в решающие моменты жизни.
Термины, использованные в определении, можно с помощью распространенных словарей истолковать так.
Непрерывно действующая – в нашем понимании означает "постоянно движущаяся вперед". Это предполагает необратимость, улицу с односторонним движением. Каждый шаг приближает к концу.
Программа – это план или схема, которой необходимо следовать. Это означает наличие плана, то есть схемы действий, проекта, чертежа, расписания, согласно которому необходимо выполнить какое-то действие. Основу плана можно найти в какой-нибудь сказке.
Родительское влияние – реальные транзакции, имевшие место с родителями или теми, кто их заменяет. Это означает, что влияние осуществлялось доступным для наблюдения способом и в особый момент времени.
Определяющий – человек должен следовать директивам, но имеет свободный выбор в делах, к которым директивы не относятся. В некоторых случаях есть специальная директива, которая гласит: "Переверни карту", что означает "В данной сфере поступай вопреки тому, что я говорю". Такое "восстание", когда оно происходит, на самом деле является частью сценария, в отличие от "отказа от карты", то есть самостоятельности.
Решающие моменты – это по крайней мере брак, воспитание детей, развод, а также вопрос о смерти, если он входит в выбор.
Мы можем проверить эти определения, посмотрев, насколько хорошо они очерчивают "несценарий". "Несценарий" в таком случае – обратимое поведение без определенного временного расписания, возникающее не в детском возрасте и не под родительским влиянием. Это неплохое описание самостоятельности, которая, по сути, противоположна сценарию. Например, самостоятельная личность способна преодолеть свои страхи, обиды, сомнения и чувство неполноценности и начать без спешки сначала, вместо того чтобы согласно родительской директиве собирать купоны и использовать их затем, оправдывая свое поведение в браке, воспитании детей, разводе и смерти.
Таким образом, наше определение, описывая сценарий, одновременно описывает "несценарий", и это увеличивает его ценность. Если мы, следовательно, устанавливаем, что поведение человека в решающие моменты его жизни определяется непрерывно действующей программой, развившейся в раннем детстве под родительским влиянием, то можем утверждать, что определили сценарий. Это можно представить в виде формулы, как и в случае с играми. Формула сценария (формула "С") такова:
РРВ → Пр → С → РП → Развязка,
где РРВ – раннее родительское влияние, Пр – программа, С – согласие следовать программе, РП – решающие поступки. Поведение, соответствующее этой формуле, есть часть сценария; поведение, ей не соответствующее, не входит в сценарий. Каждый сценарий подпадает под эту формулу, и никакое другое поведение ей не соответствует.
Например, простой рефлекс программируется нервной системой, а не ранним родительским влиянием (нет РРВ); индивид ответит соответствующим движением на удар молоточком по колену, но это не решающее поведение (нет РП). Если индивид уже в зрелом возрасте научится пить, это приспособление к обществу, но не часть его программы (нет Пр) стать алкоголиком, выпивка здесь не будет решающим поведением (нет РП) и не окажет решающего влияния на развязку – брак, воспитание детей или то, как он умрет. Если родители приучили сына к мошенничеству, а он, когда вырастет, не соглашается с ними (нет С), его важнейшее поведение не "сценарно". Если ребенок переходит от одних приемных родителей к другим, его РРП противоречиво, а программа будет организована плохо (нет Пр); он может стараться следовать ей, но при этом не женится, не воспитает детей и не совершит никаких решающих поступков (нет РП). Этот пример показывает, как каждый элемент формулы может быть применен на практике. Коленный рефлекс не основан на РРВ, выпивка на вечеринке не часть Пр, отказ стать мошенником имеет РРВ и Пр, но не имеет С, а сирота избегает РП.
Таким образом, формула С позволяет выявлять сценарий, точно так же, как формула И (глава вторая) дает возможность выявлять игру. Следует отметить, что формула применима только к "сценарным" людям; поведение самостоятельного человека нельзя свести к формуле, потому что в каждый данный момент человек принимает собственное решение на собственных основаниях. Точно так же специально выведенная лабораторная крыса может быть запрограммирована условными рефлексами, и экспериментатор может руководить ее поведением. Но дикая крыса не будет так реагировать; она будет действовать, как "реальный" человек, и принимать собственное решение. Когда такую крысу помещают в лабораторию, она отказывается следовать программе экспериментатора; она не восстает, а просто действует независимо и самостоятельно.
Б. Как проверить сценарий
Если сценарий диагностирован верно, в нем должен найтись элемент, поддающийся количественной трактовке. Например, какой процент женщин носит красные шапочки? Сколько Белоснежек имеют светлые волосы? Все эти вопросы относятся главным образом к области теории вероятностей, и главная их ценность в том, что они выделяют основные элементы сценария и делают диагноз более строгим. В случае с Красной Шапочкой диагностические критерии, насколько они известны сегодня, таковы:
1. Мать должна была посылать ее с поручениями в дом бабушки, когда Красная Шапочка была маленькой.
2. Во время этих посещений дедушка играл с ней в сексуальные игры.
3. В последующей жизни ее, вероятнее всего, избирали для таких поручений.
4. Она должна презрительно относиться к мужчинам своего возраста и интересоваться старшими по возрасту мужчинами.
5. Она должна быть храброй в силу наивности, то есть свято верить, что всегда найдется кто-то, кто спасет ее, если она попадет в неприятности.
Если – и только если – все пять критериев присутствуют, можно утверждать, что выявлен сценарий Красной Шапочки. Если это так, можно предсказать, что пациентка будет стремиться к встречам с мужчинами старше себя по возрасту, жаловаться, что эти мужчины ("грязные старики") пристают к ней, будет искать спасителя и смеяться, оставив "грязного старика" "с носом". Все ли женщины, отвечающие этим критериям, действительно бывают в лесу, собирая цветы? И носят ли они красные шапочки? Что еще можно добавить к списку критериев? Сколько из этих критериев излишни, то есть сколько их можно устранить без ущерба для точности предсказаний, и каковы те обязательные критерии, которые определяют все остальные и сам исход сценария? Какова корреляция между ними? Все ли женщины, соблазненные в детстве своими дедушками, любят собирать цветы в лесу? Обязательно ли женщин, собирающих цветы в лесу, наиболее вероятно будут посылать с разными поручениями? Все ли женщины, удовлетворяющие пяти критериям, кончают старыми девами или разведенными после очень короткого брака? Ответы на эти вопросы очень помогли бы проверить истинность и полезность сценарного анализа.
Критерии сценария Красной Шапочки в основном субъективны, но есть сценарии, в которых они объективны. Один из таких случаев – семейные ситуации. Наиболее надежный способ их изучения – нахождение "сценарных" семейств. Признак такой семьи – дети, названные в честь родителей или живых членов семьи, поскольку это ясное указание на то, что родители ожидают, что их отпрыски будут подобны им. Оно подразумевает : "Я воспитываю тебя (программирую тебя) таким же, как твой тезка". Если человек, названный в честь предков, обращается к психиатру, почти всегда оправдывается предположение, что он страдает от своего сценария, как обычно и бывает у пациентов психиатров; это также предоставляет возможность проверить, связан ли сценарий с именем. Если это так, пациент представляет собой благодарный объект для изучения. Приведем пример такой сценарной семьи.
В семье Бейкеров три девочки: Дона, Мона и Рона. В семье матери было две девушки: Дона и Мона. Таким образом, Дона названа по матери, а ее младшая сестра Мона – по младшей сестре матери. Когда родилась Рона, сценарных имен со стороны матери больше не было, поэтому ее назвали в честь младшей сестры отца. Две Доны, мать и дочь, неоднократно арестовывались за одни и те же правонарушения и попадали в одну и ту же камеру. Две Моны, тетя и племянница, обе вышли замуж за мужчин, которые их бросили, и воспитывали детей без поддержки со стороны отцов. Обе Роны ненавидели мужчин, завлекали их, а потом прогоняли. Таким образом, Доны играли в "Казаков-разбойников", Моны – в "Кому он нужен?", а Роны – в "Насилуют!". Когда Мона и Рона обратились к психиатру, стало ясно, что они движутся к тому же концу, что и их тезки, и ни одной из них такая перспектива не нравилась, однако сами они были беспомощны и не могли разорвать свой сценарий.
Другой "сценарный" пример – повторяющиеся браки и разводы, которые можно не только объективно подтвердить, но и точно подсчитать. Один или два развода можно считать независимыми от сценария матери, но когда число разводов растет, клиницист не может не отметить такое совпадение: чем больше разводов у матери, тем выше вероятность, что дочь последует по ее стопам. То же соотношение связано с числом арестов или госпитализаций от алкоголизма у матери. Социологи утверждают, что такие события зависят от социальных или экономических факторов, но если мы рассматриваем аресты и госпитализации раздельно, то вывод сделать труднее: возможно, что аресты и госпитализации определяются "социальными и экономическими факторами" каким-то независимым путем, но важно, что существует выбор. Одни семейства избирают одно, другие – другое.
Нам сейчас неважно, нарушал ли пациент закон или пил, поскольку такие действия не обязательно являются центральными для его сценария. Мы хотим только знать, "сценарно" ли его поведение, когда он крадет или пьет и играет при этом в "Казаки-разбойники" и "Алкоголика". Вопрос в том, достаточно ли он крадет или пьет, чтобы быть арестованным или попасть в больницу. Профессиональный вор или пьяница может играть в свои любимые игры, но при этом оставаться Победителем и умереть богатым человеком. Это один тип сценария. Другой может принадлежать Неудачнику, который кончит тюрьмой или лечебницей. Это совсем иной сценарий. Для сценарного аналитика важно не само действие, а реакция на него и конечная развязка, которую оно дает, поскольку именно это важно для индивидуума и окружающих.
Другая сценарная область – смерть. Самый распространенный указатель на это, считает ли пациент, что умрет в том же возрасте, что и его родитель того же пола. Похоже, что смерть отца в определенном возрасте обрекает сына (в его сознании) на смерть раньше или в таком же возрасте, то же относится к матерям и дочерям. Хотя это и субъективное ощущение, оно связано с числами, и у него имеется добавочное преимущество – его легко проверить. Более объективным является возраст, в котором совершалось самоубийство или попытка его, и отношение такого события к смерти предков или близких родственников. Рассматривая причины смерти, Рудин изучал связь между историями, рассказанными детям (рассказы о "достижениях" и рассказы о "силе"), и причины смертей, которые могут быть названы сценарными. Он нашел множество интересных соответствий между типами историй, рассказываемых детям в семнадцати разных странах, и последующими причинами смерти.
Все упомянутые выше отношения между родителями и детьми позволяют прийти к выводу. Человек, названный в честь члена семьи, может следовать сценарию тезки, а может и не следовать; пациент следует или не следует родительскому сценарию в отношении к браку, разводу, тюрьме или госпитализации; он либо ожидает, либо не ожидает смерти в том же возрасте, что его покойный родитель. Проблема сценария – решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое. По такому фундаментальному вопросу требуется убедительный анализ не менее десяти тысяч случаев, чтобы прийти к уверенному ответу. Зоолог-систематик Кинси изучил сто тысяч образцов ос; его книги о сексуальном поведении насекомых основаны на двенадцати тысячах случаев и все же оставляют место для противоречивых выводов. Поскольку большинство клиницистов за год встречаются с сотней новых пациентов, десять тысяч случаев – вполне достижимая цель и стоит усилий. За последние десять лет я наблюдал более чем за десятью тысячами игр (пятьсот недель, примерно по пятьдесят пациентов еженедельно), и такая серия придает мне несокрушимую уверенность в истинности теории игр. Для сценарной теории необходима такая же серия.
Применительно к приведенным выше вопросам корреляции окажутся либо значимыми и подкрепят сценарную теорию, либо незначимыми – и ослабят ее. Необходимо установить такие корреляции для различных районов страны и для различных стран по всему миру. Необходимо также провести исторические исследования, чтобы выяснить, является ли сценарная теория действительно "фактом человеческой природы" или просто местным впечатлением, связанным с ограниченным отбором людей (психиатрических пациентов); или – еще хуже – просто интересной мыслью, не подкрепленной реальностью.
Необходимо то, что Платт называет "сильным выводом". Невозможно за ограниченное время подтвердить универсальность сценарной теории, проверив всех людей, но если эта теория неверна, ее сравнительно легко опровергнуть на тех же десяти тысячах случаев. Сценарный аналитик с целью подкрепить свое положение о том, что родительское сценарное программирование есть универсальная директива, которую получает каждый человек, и что таким образом это "факт относительно природы человека", требует самого сильного вывода: все указанные выше корреляции должны проявиться в каждой большой серии.
Для помощи клиницистам приводим "сценарный вопросник", включающий вопросы, предназначенные для извлечения максимума информации относительно каждого момента, необходимого для понимания сценария.
В. Введение в сценарный вопросник
Чтобы ясно понять сценарий, необходимо понять каждый его аспект, историю каждого аспекта и его взаимоотношения с другими аспектами. Удобнее это сделать, располагая вопросы в хронологическом порядке. По каждой теме формулируется один вопрос, предназначенный для извлечения максимума полезной информации. Включены и другие вопросы, которые помогут выяснить подробности, если это нужно. Если на вопрос пациент затрудняется или не может ответить, предлагаются альтернативные вопросы.
Г. Сценарный вопросник
Вопросы приводятся в хронологическом порядке; клинические наблюдения помещаются в конце, в основном следуя порядку приведения их в тексте. Каждая возрастная стадия развития последовательно нумеруется, и первая цифра указывает номер этой стадии. Номер главы, в которой рассматривается эта стадия, указывается в скобках. Буква за первой цифрой означает параграф соответствующей главы. Например, стадия первая, дородовая, рассматривается в четвертой главе. Поэтому заголовок первого раздела вопросника: 1. Дородовое влияние (глава четвертая). Вопрос номер 1Е4 означает, что это стадия первая – дородовая, что данный вопрос рассматривался в параграфе Е четвертой главы и что это четвертый вопрос, относящийся к данному параграфу. 2А3 означает стадию вторую (глава пятая), третий вопрос, относящийся к параграфу А. Р после номера вопроса означает, что вопрос адресуется к родителям пациента. Таким образом, 2А3Р дает то же указание, что 2А3, но означает, что на этот раз вопрос адресован не пациенту, а его родителям. Такая система позволяет использовать вопросы отдельно от текста.
1. Дородовое влияние (глава четвертая)
1Б1 Какой образ жизни вели ваши дедушка и бабушка?
1В1 Каково было ваше положение в семье? а) дата вашего рождения? б) когда родились ваши старшие брат или сестра? в) когда родились ваши младшие брат или сестра? г) интересуетесь ли вы особо датами?
1B1P Сколько у вас братьев и сестер? а) сколько детей вы (ваш Родитель, Взрослый, Ребенок) хотите (ожидаете) иметь? б) сколько детей хотели иметь ваши родители? в) интересуетесь ли вы особо датами?
1Г1 Были ли вы желанным ребенком?
1Г1Р Хотели ли вы этого ребенка? а) был ли он запланирован? б) когда и где был он зачат? в) были ли попытки аборта? г) как вы относитесь к сексу?
1Д1 Как относилась ваша мать к вашему рождению?
1Д2 Кто присутствовал при вашем рождении? а) сопровождались ли роды кесаревым сечением, были ли они преждевременными?
1Е1 Читали ли вы свое свидетельство о рождении?
1Е2 Кто выбирал ваше имя?
1Е3 В честь кого вы названы?
1Е4 Каково происхождение вашей фамилии?
1Е5 Как вас называли в детстве? а) каково было ваше детское имя? б) каково было ваше прозвище в детстве?
1Е6 Как называли вас одноклассники?
1Е7 Как вас сейчас зовут друзья? а) как называют вас сейчас ваши отец и мать?
2. Младенчество (глава пятая)
2А1 Как мать и отец учили вас есть за столом? а) что говорила ваша мать, когда кормила ребенка грудью?
2А1Р Что произошло в период грудного кормления? а) что вы тогда говорили ребенку?
2А2 Кто приучил вас к горшку (туалету)?
2А3 Как вас учили и что при этом говорили? а) что говорили ваши родители о приучении к горшку (туалету)?
2А3Р Как и когда вы приучали его к горшку (туалету)? а) что вы ему при этом говорили?
2А4 Часто ли в детстве вам давали слабительное или ставили клизму?
2Б1 Какими казались вам родители в детстве? а) каким вы казались самому себе в детстве?
2Б2 Что вы решили относительно жизни в детстве?
2В1 Каким казался вам в детстве мир? а) что вы думали о других людях?
2В2 Помните ли вы свои детские решения никогда больше так не делать или не испытывать такое чувство? а) решали ли вы всегда что-нибудь делать, независимо ни от чего?
2В3 Вы победитель или побежденный?
2В4 Когда вы это решили?
2Г1 Как вы в детстве интерпретировали то, что происходит между вашими родителями? а) что вы при этом чувствовали?
2Д1 На каких людей ваши родители смотрели сверху вниз? а) каких людей вы больше всего не любите?
2Д2 На каких людей ваши родители смотрели снизу вверх? а) какие люди вам больше всего нравятся?
2Е1 Что происходит с такими людьми, как вы?
3. Раннее детство (главы шестая и седьмая)
3А1 Что вам велели делать ваши родители в детстве? а) что они вам говорили, когда вы были совсем маленьким?
3А2 Каков был любимый лозунг ваших родителей?
3А3 Что вас учили родители делать?
3А4 Что вам запрещали делать?
3А5 Если бы ваша семья оказалась на сцене, какой род пьесы разыгрывался бы?
4. Позднее детство (глава седьмая)
4А1 Какой была ваша любимая игра в детстве? а) каким было ваше любимое детское стихотворение? б) какую сказку вы больше всего любили в детстве?
4А2 Кто вам читал или рассказывал? а) когда и где?
4А3 Что говорила читавшая о прочитанном? а) как она реагировала на сказку? б) что при этом говорило ее лицо? в) интересовала ли ее сказка или она читала ее только ради вас?
4А4 Кто был вашим любимым образом в детстве? а) кто был любимым героем? б) кто был любимым злодеем?
4Б1 Как вела себя ваша мать, когда возникало трудное положение?
4Б2 Как вел себя ваш отец в трудном положении?
4В1 Какие чувства вас больше всего тревожат?
4В2 Какие чувства вам больше всего нравятся?
4В3 Как вы обычно реагируете на трудное положение?
4В4 Когда вам в магазине дают купоны, что вы с ними делаете?
4Г1 Чего вы ждете от жизни?
4Г2 Каково ваше любимое "если бы только"?
4Г3 Каким кажется вам Сайта Клаус? а) кто или что ваш Сайта Клаус?
4Г4 Верите ли вы в бессмертие? а) каковы любимые игры ваших родителей?
4Д1 Какими были ссоры ваших родителей?
4Д1Р Каким играм учили вы пациента, когда он был маленьким? а) в какие игры вы играли со своими родителями в детстве?
4Д2 Ладили ли вы с учителями в школе?
4Д3 Ладили ли вы с одноклассниками?
4Е1 О чем говорили ваши родители за обеденным столом?
4Е2 Был ли у ваших родителей пунктик?
5. Юность (глава восьмая)
5А1 О чем вы разговариваете с друзьями?
5Б1 Кто сегодня ваш герой?
5Б2 Кто для вас худший человек в мире?
5В1 Как вы относитесь к тем, кто мастурбирует?
5В2 Как вы сами себя чувствуете, когда мастурбируете?
5Г1 Что происходит с вашим телом, когда вы нервничаете?
5Д1 Как ведут себя ваши родители в обществе?
5Д2 О чем они говорят наедине или с друзьями?
5Е1 Бывали ли у вас кошмары? а) что за мир видите вы во сне?
5Е2 Расскажите какой-нибудь свой сон.
5Е3 Бывали ли у вас галлюцинации?
5Е4 Как смотрят на вас люди?
5Ж1 Что самое хорошее вы могли бы сделать со своей жизнью?
5Ж2 Что самое плохое вы могли бы сделать со своей жизнью?
5Ж3 Что вы хотите сделать со своей жизнью?
5Ж4 Каким вы думаете стать через пять лет? а) каким вы думаете стать через десять лет?
5З1 Какое ваше любимое животное? а) каким животным вы бы хотели стать?
5И1 Каков ваш жизненный лозунг? а) что бы вы написали на своей футболке, чтобы знали, что это вы? б) что вы написали бы на спине футболки?
6. Зрелость (глава девятая)
6А1 Сколько детей у вас будет? а) сколько детей хотят ваши (Родитель, Взрослый, Ребенок)? (Это следует сопоставить с 1В1 и 1В1Р).
6А2 Сколько раз вы вступали в брак?
6А3 Сколько раз был в браке каждый ваш родитель? а) Были ли у них любовники (любовницы)?
6А4 Подвергались ли вы аресту? а) Подвергался ли аресту кто-нибудь из ваших родителей?
6А5 Совершали ли вы преступления? а) а ваши родители?
6А6 Лечились ли в психлечебнице? а) а ваши родители?
6А7 Лечились ли от алкоголизма? а) а ваши родители?
6А8 Пытались ли покончить с собой? а) а ваши родители?
6Б1 Что вы будете делать в старости?
7. Смерть (глава десятая)
7Б1 До какого возраста вы надеетесь дожить?
7Б2 Как вы выбрали этот возраст? а) кто умер в этом возрасте?
7Б3 В каком возрасте умерли ваши отец, мать (если они умерли)? а) в каком возрасте умер ваш дедушка с материнской стороны (для мужчин)? б) В каком возрасте умерли ваши бабушки (для женщин)?
7Б4 Кто будет у вашего смертного одра?
7Б5 Какими будут ваши последние слова? а) какими будут последние слова окружающих?
7В1 Что вы оставите после себя?
7Г1 Что напишут на вашей могиле? а) что будет написано на лицевой стороне вашей могильной плиты?
7Г2 Что вы сами написали бы на своей могиле? а) что было бы на обратной стороне плиты?
7Д1 Какие сюрпризы ждут ваших близких после вашей смерти?
7Е1 Вы победитель или побежденный?
7Ж1 Вы предпочитаете структурировать время или события? (Объяснить термины.)
8. Биологические факторы (глава тринадцатая)
8А1 Знаете ли вы, как выглядит ваше лицо, когда вы на что-нибудь реагируете?
8А2 Знаете ли вы, как реагируют другие на изменения вашего лица?
8Б1 Можете ли вы определить различие между вашими Родителем, Взрослым и Ребенком? а) могут ли другие определить это различие в вас? б) можете вы установить это различие у других?
8Б2 Как себя чувствует ваше реальное Я?
8Б3 Всегда ли ваше реальное Я контролирует ваши чувства?
8В1 Есть ли у вас сексуальные пунктики?
8В2 Бывает ли так, что у вас в голове постоянно крутится одно и то же?
8Г1 Реагируете ли вы на запахи?
8Д1 Начинаете ли вы беспокоиться задолго до наступления события?
8Д2 Как долго вас тревожат миновавшие события? а) лежите ли вы по ночам без сна, представляя себе месть? б) вмешиваются ли чувства в вашу работу?
8Е1 Любите ли вы показывать, что страдаете? а) предпочитаете ли вы выглядеть счастливым или страдающим?
8Ж1 Что говорят вам голоса в вашей голове?
8Ж2 Разговариваете ли вы с собой наедине? а) а не наедине?
8Ж3 Всегда ли вы поступаете так, как велят голоса в голове? а) спорят ли ваши Взрослый или Ребенок с вашим Родителем?
8З1 Каков вы, когда становитесь самим собой?
9. Выбор терапевта (глава пятнадцатая)
9Б1 Почему вы выбрали психоаналитика моего направления? а) чего вы ожидаете от психоаналитика моего направления? б) какое направление вы предпочитаете?
9Б2 Как вы меня выбрали?
9Б3 Почему вы меня выбрали? а) чего вы от меня ожидаете?
9Б4 Кто был волшебником в вашем детстве?
9Б5 Какого волшебника вы ищете?
9В1 Обращались ли вы раньше к психотерапевтам?
9В2 Как вы выбирали своего предыдущего психотерапевта? а) почему вы обратились к нему?
9В3 Что вы узнали у него?
9В4 Почему вы ушли от него?
9В5 При каких обстоятельствах вы ушли?
9В6 Как вы выбираете работу?
9В7 Как вы уходите с работы?
9В8 Приходилось ли вам лечиться в психиатрической больнице? а) что вы сделали, чтобы туда попасть? б) что вы сделали, чтобы выписаться?
9В9 Расскажите какой-нибудь из ваших снов.
10. Сценарные знаки (глава шестнадцатая) (Вопросы, которые терапевт задает самому себе)
10А1 Что такое сценарный знак?
10А2 Бывают ли у пациента галлюцинации?
10Б1 Каков физиологический компонент?
10В1 Каков наиболее обычный тип дыхания?
10В2 Что вызывает перемены голоса?
10В3 Сколько действует словарей?
10В4 Какова любимая часть речи?
10В5 Когда используется сослагательное наклонение?
10В6 Каково происхождение "о'кей-слов"?
10В7 Каковы сценарные фразы?
10В8 Какова метафорическая сцена?
10В9 Как строятся предложения?
10В10 Каковы фразы безопасности?
10Г1 Когда случается смех висельника?
10Г2 Какова виселичная транзакция?
10Д1 Советуется ли он со своей бабушкой?
10Е1 Какова история его жизни?
10Е2 Каков его излюбленный драматический поворот сценария?
11. Сценарий в лечении (глава восемнадцатая)
11А1 Как, по-вашему мнению, закончится лечение?
11Б1 Вы считаете меня умнее себя?
11Б2 Кто вызывает ваши неприятности?
11Б3 Насколько вы хотите выздороветь?
11Б4 Что бы вам хотелось, чтобы здесь произошло?
11Б5 Готовы ли вы выздороветь? а) что должно произойти до того, как вы сможете выздороветь?
11Б6 Что мешает вам выздороветь?
11В1 Как, по-вашему мнению, смогу ли я справиться с вашими родителями? а) сильны ли ваши родители?
11Г1 Что вы предпочитаете: пройти полный анализ или попытаться выздороветь без этого? а) вы предпочитаете выздороветь или выписаться из больницы? б) вы предпочтете выздороветь или остаться в больнице?
Д. Краткий вопросник
Нижеследующий список содержит только вопросы, непосредственно относящиеся к сценарному анализу, и рассматривается как дополнение, а не как замена полной психиатрической истории. Приводимые в нем 51 вопрос более "естественны" и менее нескромны и в большинстве случаев улучшат контакт с пациентом, а не ухудшат его.
1Б1 Какой образ жизни вели ваши бабушка и дедушка?
1В1 Каково ваше положение в семье?
1Д2 Кто присутствовал при вашем рождении?
1Е3 В честь кого вы были названы?
1Е4 Каково происхождение вашей фамилии?
1Е5 Как вас называли в детстве?
1Е6 Есть ли у вас прозвища?
2А4 Давали ли вам в детстве слабительное?
2Е1 Что происходит с такими людьми, как вы?
3А1 Что говорили вам родители в детстве?
4А1 Какой была ваша любимая сказка в детстве?
4А3 Что вам сказал о ней тот, кто прочитал?
4Б1 Как вели себя ваши родители в трудном положении?
4В1 Какие чувства больше всего вас беспокоят?
4У1 О чем говорят ваши родители за обеденным столом?
4Е2 Есть ли у ваших родителей пунктик?
5Е2 Расскажите какой-нибудь свой сон.
5Е3 Испытывали ли вы галлюцинации?
5Ж4 Чем вы будете заниматься через пять лет?
5И1 Что вы написали бы на своей футболке, чтобы видели, что это вы?
6А8 Пытались ли вы когда-нибудь покончить с собой?
6Б1 Что вы будете делать в старости?
7Б1 Сколько вы надеетесь прожить?
7Б2 Как вы выбрали этот возраст?
7Г1 Что напишут на вашей могиле?
7Г2 Что вы написали бы на своей могиле?
8А1 Знаете ли вы, как выглядит ваше лицо, когда вы на что-нибудь реагируете?
8Б3 Всегда ли ваше истинное Я контролирует ваши действия?
8В1 Есть ли у вас сексуальный пунктик?
8Г1 Реагируете ли вы на запахи?
8Д1 За сколько времени до события вы начинаете из-за него беспокоиться?
8Д2 Сколько времени после события вы из-за него волнуетесь?
8Е1 Любите ли вы показывать, что способны страдать?
8Ж1 Что говорят вам голоса в голове?
9Б2 Почему вы выбрали меня?
9В3 Что вы узнали у своего предыдущего терапевта?
9В4 Почему от него ушли?
9В9 Расскажите какой-нибудь свой сон.
(Вопросы, которые терапевт задает самому себе)
10А1 Что такое сценарный сигнал?
10А2 Бывают ли у пациента галлюцинации?
10В1 Каков наиболее обычный тип дыхания?
10В6 Откуда происходят "о'кей-слова"?
10В8 Какова метафорическая сцена?
10В10 Каковы фразы безопасности?
10Г1 Какова виселичная транзакция?
10Д1 Советуется ли пациент со своей бабушкой?
10Е1 Какова история его жизни?
11А1 Чем, по вашему мнению, закончится лечение?
11Б5 Что должно произойти до вашего выздоровления?
11Г1 а) Вы предпочтете пройти полный анализ или попытаетесь выздороветь без этого? б) вы предпочитаете выздороветь или выписаться из больницы?