Структуралистская теория восприятия.
Теория восприятия в структурализме — первая теория в психологии как научной и экспериментальной области знаний, выделившейся из философии. Исследования ощущений и восприятий прежде всего связаны с именами В.Вундта и Э.Титченера и работой их лабораторий в Германии и США. Определив психологию как науку о сознательном опыте, они полагали одной из главных задач психологии анализ основных элементов сознания — ощущений. Именно Э.Титченер выделил пять основных характеристик ощущений (см. гл. 1, 2). Восприятие какого-либо предмета в структурализме рассматривалось как структура, или комбинация, отдельных ощущений.
Указывая на объект, предмет и метод своего исследования, Э.Титченер писал: «Цель психолога троякая, он стремится: 1) анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на составные части; 2) найти, каким образом соединены эти составные части, какие законы управляют их комбинацией и 3) привести эти законы в связь с физиологической (телесной) организацией» [106, 10]. Таким образом, построив научную психологию по образцу естественных наук, исследование восприятия рассматривалось структуралистами так же, как, например, в химии: необходимо разложить целое на элементы — ощущения и, поняв законы их соединения, познать суть психического явления — восприятия. Поскольку, как полагали структуралисты, элементы сознательного опыта едины у людей, то психология действительно изучает базовые механизмы сознания.
Второй класс элементов сознательного опыта представляют образы памяти, или представления. Восприятие как явление сознания представляет собой сумму двух этих основных элементов — ощущений и образов памяти. Еще один принципиальный вопрос — каким образом формируются образы восприятия? Ответ структуралистов конкретен и ясен: образы восприятия получаются в результате работы двух механизмов — суммации отдельных ощущений и их ассоциации (соединения) с образами памяти. Чтобы пояснить, как работает данный механизм, рассмотрим предлагаемое структуралистами объяснение процесса формирования образа восприятия удаленного объекта. Восприятие удаленности складывается из суммы множества двумерных зрительных ощущений, поступающих от сетчатки глаза, которые, соединяясь (по принципу ассоциации) с кинестетическими образами памяти, хранящими наш двигательный опыт передвижения в пространстве, создают трехмерное восприятие удаленного объекта.
Таким образом, в структурализме постулируется наличие двух гипотетических механизмов, опосредствующих возникновение образов ощущений из двух элементов сознания, — механизмов суммации и ассоциации.
В соответствии с гипотезой суммации, или, как ее иначе называл К.Коффка, гипотезой констант, перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Из этого следует, что если имеется постоянная связь между воздействием некоторого стимула и соответствующим ощущением (что, как правило, и происходит), то, когда этот стимул проявляется в окружении других стимулов (естественно вызывающих другие ощущения), его вклад в восприятие будет точно таким же, как и в том случае, когда он предъявляется отдельно от других. В этой связи мы можем сделать очень важный вывод: в соответствии с гипотезой суммации вклады в образ восприятия каждого его элемента независимы друг от друга.
Физиологической основой построения перцептивного образа являлась закономерная связь между ощущениями и природой соответствующего рецептора. Эта связь выражается в принципе специфических энергий органов чувств И.Мюллера (см. разд. 1.6).
Таким образом, в структурализме выстраивается строго детерминистическое и естественно-научное понимание механизмов формирования образов восприятия: стимульная энергия однозначно преобразуется в специфическую энергию органов чувств, отображается в сознании в виде ощущения, а затем различные ощущения структурируются с помощью механизма суммации.
Еще один базовый механизм формирования восприятий — ассоциация наличных ощущений с образами памяти. Использование структуралистами известного принципа образования ассоциации предполагает, что если два ощущения повторялись совместно много раз, то появление в сознании одного его элемента — ощущения влечет за собой появление и другого элемента — обра-за памяти. Образование ассоциаций, в свою очередь, может определяться сходством двух содержаний сознания (красный—оранжевый), их контрастом (сладкий—горький) или смежностью во времени и пространстве (после вспышки молнии — удар грома) и другими причинами. Этот механизм придает образу восприятия значение, или, пользуясь терминологией Э.Титченера, контекст. Таким образом, означенный образ восприятия формируется из соединения в единую структуру контекста в виде ассоциаций и сердцевины образа — сенсорного опыта.
В рамках структурализма появился специфический метод изучения восприятия — метод аналитической интроспекции. Эта сугубо эмпирическая процедура самонаблюдения была направлена на анализ сенсорного опыта специально обученного испытуемого и требовала от него расчленения образа восприятия на базовые составляющие элементы — ощущения. При самоотчете в виде описания объекта восприятия испытуемый мог использовать только названия ощущений и их основные свойства. Главная трудностьзаключалась в том, чтобы не допустить так называемую ошибку стимула — не использовать в описании объекта элементы прошлого опыта или воспринимаемый контекст, т.е. избегать сообщений о значении объекта. Как пишет известный американский исследователь перцептивных процессов Дж.Хохберг, можно попробовать воспроизвести эту процедуру, если взять какое-либо очень знакомое и наполненное смыслом слово, например «мама» и произнести его несколько десятков раз. При некотором усилии и тренировке вы сможете воспринять произносимые звуки, полностью отвлекшись от смысла этого слова, так, как будто это звуки незнакомого языка.
Оценивая структуралистскую теорию восприятия, отметим, что, хотя в настоящее время структурализм представляет лишь исторический интерес, в рамках этого направления были заложены общие представления о специфике ощущений и восприятий, многие термины используются до сих пор, а нерешенные проблемы остаются теми же самыми.
Критический анализ данной теории восприятия позволяет заключить следующее.
1. Гипотеза суммации противоречит многим феноменам восприятия. Имеющиеся факты говорят о том, что перцептивные эффекты от воздействия отдельных стимулов зависят также от присутствия других стимулов, т.е. наше восприятие не может рассматриваться как сумма независимых ощущений. Более того, одни и те же ощущения могут приводить к совершенно разным восприятиям.
2. И главное — это критика метода аналитической интроспекции, с помощью которого были получены основные эмпирические факты. Анализ протоколов с самоотчетами испытуемых свидетельствует о том, что в принципе невозможно преодолеть эффектов контекста, установок, влияния состояния испытуемого, его прошлого опыта. Таким образом, ставится под сомнение основная теоретическая посылка — возможность экстрагирования из опыта так называемых чистых ощущений.
8.
Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности — окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены — каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры — закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты — источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности — внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б) рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш.
I. Тип теории.
Объектно-ориентированная (см. выше).