Диагностическая система координат

Нэнси Мак-Вильямс.

«…Все следует делать настолько простым, насколько это возможно. Но не проще».

Альберт Эйнштейн.

· ПРЕАМБУЛА

Данный курс является развитием и оптимизацией (как мы надеемся) пилотной программы специализации, которую мы (Андрей Валамин и Елена Бочкарева) провели в г. Мурманске в 2010-2013г.г. Называлась она «СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ». Ее появление в регионе было «выношенным» и очень целенаправленным решением. Уже за три года до этого мы стали всерьез задумываться об организации масштабного долгосрочного проекта, связанного с клиническими и динамическими аспектами психотерапии. Тому было четыре основных причины:

1) В программах подготовки гештальт – терапевтов и практических психологов, которые мы уже много лет ведем в регионе (от Цетра «Здесь и Теперь», а затем – от Московского Гештальт Института) все явственнее обнаруживался недостаток того, что можно назвать «клинической диагностикой». И начинающие, и более опытные терапевты испытывали и испытывают дефицит знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в клиентах пограничного уровня, в работе с выраженными характерологическими «искажениями», в терапии т.н. клиентов «с диагнозом», независимо от его «тяжести» - идет ли речь о невротических навязчивых состояниях или о возможно психотических симптомах. Активно работающие коллеги явно нуждались и нуждаются в большей ориентации в «опасных зонах терапии». Речь идет о диагностике уровня и характера депрессии, о признаках психотической симптоматики, о работе с вызывающим и порой разрушительным поведением психопатических клиентов – как индивидуально, так и в группах.

2) Концептуальным основанием как гештальт-терапии, так и экзистенциального - гуманистического подхода в целом, является феноменологический взгляд на человека и его актуальную ситуацию. Мы безусловно разделяем это взгляд. Однако с годами для нас становится все более очевидной опасность примитивизации понимания феноменологической перспективы у участников базовых программ по гештальт-терапии. Порой за декларированием внимания к клиентскому «здесь-и-сейчас-переживанию», к уникальности персонального опыта, за отстаиванием многими начинающими консультантами и терапевтами несводимости человеческого опыта к диагностическим шаблонам стоит совсем другое. И это другое – просто недостаточная компетентность в динамических аспектах личности и ее проблем, отсутствие достаточных знаний о теориях развития и иных достижениях аналитически – ориентированных классиков психологии и терапии.

( …В этой связи, кстати, совсем не случайным видится своеобразный «тренд» последних лет в российском гештальт-сообществе. Он состоит в том, что программы специализаций и спецкурсов с «клинической» и «аналитической» спецификой занимают все больше места в работе тренеров Московского Гештальт Института в России и СНГ. Лидером здесь, безусловно, является уже десять лет существующий московский проект «Долговременная терапия личностных расстройств» под рук. Марии Андреевой, в котором один из нас имеет честь участвовать, как тренер. Его ежегодные выпуски и нарастающая популярность доказывают явную востребованность аналитических знаний и «способов мышления» у коллег - гештальтистов).

3) Становился также очевидным ещё один аспект в подготовке участников базовых курсов («вторые ступени»). Специфика собственного личностного радикала, особенности его динамики и, соответственно, ограничения и возможности терапевта, связанные с его трансферентно-контрансферентными характенистиками, в значительной мере оставались вне осознавания самих терапевтов. Конечно, личная терапия и супервизорские площадки существенно помогали, но чаще всего (в данном аспекте) - на «фрагментарном» уровне. Более системное и глубокое исследование своего личностного радикала, своих психологических защит и своего контрпереноса сулило значительные профессиональные перспективы, но требовало размещения в долгой и основательной программе.

4) Наконец, как это чаще всего бывает, была и совсем уж непосредственная причина: вдохновленность нас обоих прекрасной книгой Н.Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика». Так действительно случается, что какое-либо событие, встреча, а в данном случае – текст, наконец-то оформляют не вполне структурированные намерения в ясную конструкцию, в перспективное видение целостного проекта. Этот текст увлекал сам по себе - своей организацией, стилем, ясностью и дисциплиной мышления автора. Мы нашли в этой книге то, чего так недоставало нам ни в многочисленных работах по характерологии, ни в проводимых нами же «двухдневках» по теориям личности: это самая непосредственная связь с реальной долгосрочной психотерапией клиентов различной личностной специфики.

Было понятно, что эта прекрасная книга способна кардинальным бразом «продвинуть» и начинающих, и достаточно опытных терапевтов, но для этого очень важно «переложить» материал как в русло непосредственного «тренингового» опыта, так и на более близкий многим коллегам «гештальтистский» либо «эклектический» язык.

  • ЦЕЛИ КУРСА

Наши основные цели были и остаются следующими:

  • Формировать у участников программы ясное, связное и одновременно глубокое и систематизированное понимание процессов «становления и организации» личности и её расстройствсамого разного уровня.

По сути, речь идет о развитии т.н. «клинического мышления»у психологов и психотерапевтов. Нам важно, продолжая поддерживать «феноменологическое видение» терапевтов, помогать им также мыслить в логике этиологии, патогенеза и системной принадлежности эмоциональных и поведенческих проявленийклиента.

  • Развивать «динамическую компетентность» терапевтов и консультантов. Диагностика развития и понимание структуры личности человека в любом клиническом процессе приобретают целостность и объемность, только если мы опираемся на его семейную историю, на психодинамику его ранних отношений, на понимание специфики его психологических травм и достижений.
  • Изучить важнейшие «сферы» диагностического и клинического опыта, которые слишком мало прорабатываются в базовых обучающих программах по гештальт-терапии и в других феноменологически ориентированных программах.
  • Разобраться в том, как именно помогать людям с различной личностной организацией, с различными характерологическими проявлениями. Практическая направленность, рекомендации по проведению психотерапии с каждым типом клиентов, основанные на понимании его уникальной индивидуальности, позволят работать дифференцированно и эффективно (насколько это возможно) как с людьми невротической организации, так и с пограничными (borderline) и психотически организованными личностями.
  • Кроме того, самый надежный способ прочувствовать и научиться использовать системные диагностические положения – это исследование своих собственных «внутренних сфер» (пограничных, психотических и невротических). Мы предоставим участникам такую возможность.

· ЗАДАЧИ КУРСА

· Знакомство с многофакторной психодинамической диагностической «системой координат», позволяющей использовать возможности и понять ограничения терапии различных личностных расстройств и проявлений.

· Развитие навыков диагностики базовых личностных «профилей» и характерологических нарушений. Понимание причин и закономерностей развития того или иного личностного радикала в младенчестве, детстве и подростковом периоде.

· Формирование навыков ориентации в «сложных» клиентах, развитие системного, клинического мышления у терапевта. Развитие умения выбирать эффективные стратегии в терапии сложных, нестабильных и клинически полиморфных клиентов.

· Знакомство с особенностями собственной «личностной архитектуры», понимание специфики собственного личностного развития, своих ресурсов и естественных ограничений в терапии.

· Системное исследование «трансферентных ловушек» клиентов и собственных специфических контртрансферентных процессов.

Андрей Валамин.

· «АРХИТЕКТУРА» КУРСА

Специализация включает в себя (в течение 2,5 - 3 лет):

· Восемь основных трехдневных тематических сессий (200 акад.часов)

· Две супервизорские двухдневные сессии (40 акад.часов, обязательная часть программы!)

· Итоговая (супервизорско-сертификационная) двухдневная сессия (20 акад. часов)

· 15 акад.часов индивидуальной (очной и заочной) супервизии для каждого участника (обязательное требование)

· Самостоятельное изучение специальной литературы, а также клинический анализ предоставленных ведущими предварительно к каждой сессии «тематических» фильмов (обязательное требование!)

Часы супервизии идут в зачёт участникам базового курса обучения гештальт-терапии («Программа 2 ступени»).

· ВЕДУЩИЕ КУРСА

АНДРЕЙ ВАЛАМИН,врач – психиатр, психотерапевт с 25 - летним стажем практики, сертифицированный гештальт-терапевт. Специализации МАПО (СПБ) по групповой психотерапии, сексологии, основам психоанализа. Супервизор, тренер программ 1 и 2 ступеней Московского Гештальт Института, российско-норвежских гештальт-проектов, интенсива МГИ «Гандвиг 2013», Большого Белорусского Интенсива, сертифицированный супервизор и преподаватель гештальт-терапии. Сертификат «Совершенствование в гештальт-терапии» Французского Интситута Гештальт-терапии (трехлетнее обучение у Жан Мари Робина (Франция). Участник тренерского состава специализации «Долгосрочная Терапия Личностных Расстройств» (МГИ, г.Москва). Соорганизатор РОО «Северная Гештальт Инициатива».

ЕЛЕНА БОЧКАРЁВА,клинический психолог с 17 – летним стажем практики, педагог-психолог высшей категории, сертифицированный гештальт-терапевт (Центр «Здесь и Теперь», Москва), супервизор, терапевт и тренер программ 1 и 2 ступеней Московского Гештальт Института. Тренер интенсива МГИ «Гандвиг 2013», российско-норвежских гештальт-проектов и проектов по терапии детской травмы «Каникулы Бонифация», тематический тренер специализации МГИ по интегративной семейной терапии. Сертифицированный экзистенциальный терапевт (Ассоциация «Просто Вместе» И. Млодик), ведущая клиентских и супервизорских групп. Специализации по медицинской психологии и семейной психотерапии МАПО (СПБ). Соорганизатор РОО «Северная Гештальт Инициатива».

· ПРИГЛАШЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ

МАРИЯ АНДРЕЕВА(г.Москва), ведущий тренер Московского Гештальт Института, автор и руководитель специализации «Долговременная Терапия Личностных Расстройств», практикующий терапевт, супервизор, тренер и преподаватель с 20 – летним стажем, сертифицированный гешальт-терапевт, коуч, тренер программ 1 – 2 ступеней Московского Гештальт Института, многочисленных клиентских проектов и интенсивов МГИ.

· ТЕМЫ СЕССИЙ (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ!)

Сессия 1. Интегративный психодинамический подход.

Диагностическая система координат.

· Интегративный психодинамический подход (Нэнси Мак – Вильямс, Стивен М. Джонсон и др.). Эго психология, традиция объектных отношений и сэлф – психология.

· Клиническое мышление терапевта: «логика симптома» исходя из его этиологии и патогенеза.

· Типологическое и уровневое измерения личности.

· Уровень развития личности: степень психологического благополучия или нарушенности индивида.

· Тип организации характера: уникальность каждого человека.

· Диагностическая гипотеза: ограничения и возможности.

· Идентификация уровня зрелости/патологии характера: структура невротического уровня, пограничная структура, структура психотического уровня.

· Центральная проблема человека (безопасность, автономия или идентичность). Личностное переживание тревоги (тревога уничтожения, сепарационная тревога, страх наказания, повреждения, потери контроля).

Сессия 2. Клиническое приложение интегративного подхода.

· Основной конфликт развития (симбиотический, сепарация-индивидуация, эдиповый). Способность к объектным отношениям и чувство собственного «Я». Психологическая защита, как индивидуальный стиль борьбы с трудностями жизни.

· Первичные (примитивные) защитные и вторичные (высшего порядка) процессы.

· Отношение защит к характеру. Личностный профиль. Основные психотерапевтические стратегии работы с сопротивлением.

· «Внешняя» и «сущностная» специфичность личности пограничного уровня организации личности.

Сессия 3. Шизоидные личности.

· Эмоционально – поведенческие паттерны. Адаптивная и защитная организация Эго.

· Ранние отношения со значимыми другими. Субъективный опыт собственного «Я»: границы, ценности, аутентичность.

· Исследование собственных шизоидных паттернов. Творчество и закрытость.

· Шизоидность на различных личностных уровнях. Терапевтические подходы. Детали переноса и контрпереноса.

· Дифференциальный диагноз. Специфика и ограничения в работе с пациентами психотического уровня организации шизоидной личности. Настороженность терапевта.

Сессия 4. Нарциссические личности.

· Особенности аффектов и темперамента.

· Психологические зашиты и адаптация в социуме. Паттерны объектных отношений, построение длительных отношений с другими.

· Осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя. Ничтожность и грандиозность.

· Проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе.

· Рекомендации к ведению психотерапии. Сложности терапевтических отношений.

· Дифференциальный диагноз.

Сессия 5. Депрессивные личности.

· Потребности, желания, аффекты. Тестирование реальности и дефекты конструкции «Я - Мир». Защитные и адаптивные механизмы при депрессии.

· Специфика ранних детско – родительских отношений. Депрессивное собственное «Я».

· Стратегия и тактика терапевтического ведения. Опасности и ограничения в работе терапевта.

· Трансферентные и контртрансферентные явления. Исследование собственной депрессивной жизненной динамики.

· Дифференциальный диагноз. Навыки видения «депрессивных масок» и

«депрессивных угроз».

Сессия 6. Обсессивные и компульсивные личности.

· Драйвы, аффекты и темперамент. Когнитивные и поведенческие защиты.

· Особенности ранней детской травматизации. Проблемы идентичности.

· Исследование собственной обсессивно-компульсивной сферы, навязчивых и страхов и упорных действий.

· Сознательная уступчивость и бессознательное противодействие как проявления переноса и контрпереноса в терапии.

· Терапевтические рекомендации. Понятие о «зависимой» личности, основные направления ведения. Проблемы созависимости.

· Дифференциальный диагноз и стратегии адаптации.

Сессия 7. Истерические личности.

· Особенности эмоционального реагирования, истерическая неустойчивость аффекта.

· Ведущие защитные механизмы: репрессия желаний, страхов и боли.

· Ранние отношения с материнской и отцовской фигурами.

· Отношение к собственной личности и восприятие других.

· Базовые представления о формировании сексуальной идентичности.

· Исследование собственной «внутренней беспомощности» и истоков жизненного драматизма.

· Возможности и ограничения терапии. Терапевтический альянс и эффективное обращение с переносами и контрпереносами.

Сессия 8. Симбиотические личности. Патогенетическое понимание и клинические аспекты проблемы зависимостей.

· Этиология расстройства развития чувства отделенного стабильного self.

· Различие материнских реакций на сепарационные проявления ребенка и его агрессию к матери.

· Инкорпоративная интроекция внешних стандартов в «симбиотическом случае».

· Экзистенциальный аспект симбиотической проблемы.

· Терапевтические цели (эмоциональные, когнитивные и бихевиоральные).

· Дифференциальный диагноз. Зависимое расстройство личности.

· СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Наши рекомендации