Предложите и обоснуйте мероприятия по профотбору для правоохранительных органов (Профотбор. ПВК. Профессиограмма. Тестирование)
Профессиограмма представляет собой описание и классификацию существующих профессий по различным критериям. Особое внимание уделяется медицинским и психологическим показателям.
Юридические профессиограммы - это комплексное отражение основных сторон деятельности и качеств личности. Работа по каждой юридической специальности включает в себя познавательную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, удостоверительную, воспитательную деятельность.
Удовлетворенность человека своей профессией зависит не только от индивидуальных склонностей, но и от общественной оценки престижа профессии. Престиж профессии юриста (следователя, сотрудника уголовного розыска, судьи, адвоката и др.) достаточно высок. Это обусловлено ее политической и государственной значимостью, большим воспитательным воздействием, процессуальной самостоятельностью и независимостью юриста, творческим характером его работы.
ПВК (профессионально важные качества) - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности.
В соответствии с основополагающими положениями психологической науки способность к правоохранительной деятельности определяется по совокупности оценок важнейших свойств личности, а именно:
1) социально-мотивационных качеств (жизненных ориентаций, уровня социальной ответственности личности);
2) профессионально мотивационных качеств (мотив выбора профессии и деятельностных ценностных ориентаций);
3) правосознания;
4) морально психологической подготовленности;
5) деловых качеств (волевых, организаторских);
6) познавательных психологических качеств (мышления, внимания, памяти и др.);
7) психофизиологических качеств.
Психологическая характеристика профессиональной пригодностиюриста составляется с учетом двух критериев:успешного овладение профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Особое внимание уделяется профессиональному отбору. С этой целью осуществляется экспертиза профессиональной пригодности персонала, которая состоит из изучения психологических и психофизиологических качеств человека и их экспертной оценки.
Основными методами психологической диагностики личностиявляются наблюдение, эксперимент, опрос (собеседование), анкетирование, интервью, деловые игры, тесты, метод В.А.Петровского, метод «креативного поля» Д.В.Богоявленского, опросник Айзенка, тест Розенцвейга, шкала тревоги М.А.Тейлора, шкала творчества (шкала «Т»).
Одной из актуальнейших задач в совершенствосании арсенала стандартизованных методик выступает обогащение их такими, которые позволяют диагносцировать приоритетные группы качеств. Для этого могут быть использованы имеющиеся в психологической науке методики:
1) диагностики мотивационных качеств:
* методика «Смысла жизни»,
* тест «мотивационный профиль личности» (МПЛ), основанный на иерархической модели личности А. Маслоу,
* мотивационный тест Хекхаузена,
* методика Кучера-Смекала,
* методика ориентаций личности Б.Басса,
* «Список личностных предпочтений» А.Эдвардса, * опросник для измерения мотивации достижений (РАМ),
* биографический метод,
* Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г.МЮРРЕЯ,
* Рисованный Апперцептивный Тест (РАТ) Л.Н.Собчик,
* методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса,
* методика «Ценностные ориентации» М.Рокича,
* методика «Социально-психологические установки личности» О.Ф.Потемкиной,
* методика «Карта интересов»,
* методика «Неоконченное предложение», разработанная М.О.Калашниковым;
2) диагностики морально-психологических (характерологических качеств):
* тест интерперсональной диагностики Т.Лири,
* методика акцентуаций характера К.Леонгарда,
* методика «Шкала лживости» Д.Марлоу и Д.Крауна,
* 16-факторный опросник Р.Кеттелла,
* методика «Агрессия» А.Басса и А.Дарки,
* тест руки,
* методика личностного дифференциала (адаптированная в НИИ им В,М,Бехтерева),
* методика «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации?» К.Томас и др.